[thumb=|Изображаю ПЛ «противника»]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMi80bzY4aXh4OTIyLmpwZw==[/thumb]
А лето 1972 года в моей памяти отметилось участием в обеспечении поиска подводной лодки «противника» кораблями ОВРа (
охраны водного района) на приз Главкома ВМФ. Было несколько пробных выходов. Вначале мне предоставлялась полная свобода манёвра с применением приборов помех и имитационных патронов, хотя и назначались контрольные точки, через которые я должен был проходить в определённые моменты времени.
Первые два или три выхода для сил поиска прошли безуспешно. Как только я произвольно изменял свой курс, скорость и глубину погружения, противолодочные корабли сразу же теряли контакт со мной и начинали беспорядочное метание в разные стороны. Это мне было заметно по прослушиванию шумов их винтов. А я спокойно отходил в угол полигона и, когда всплывал, то мы оказывались совсем в противоположных участках района.
]]>После трёх или четырёх таких «поисков» я был приглашен в штаб бригады ОВРа в Полярный. Командовал тогда бригадой ОВРа контр-адмирал Сидоров. Инициалы его я уже не помню. Совещание было в его просторном кабинете. Приглашены были все командиры кораблей, участвующие в поиске на приз ГК ВМФ. После короткой информации о порядке проведения поиска и напоминания его значения в современных условиях, когда американские атомные подводные лодки стали появляться у входа в Кольский залив, мне была вручена калька маневрирования, которой я должен буду придерживаться.
Мне стало стыдно и обидно за наш флот и его руководство, но я ничего не сказал. Однако один из молодых командиров СКР задал комбригу такой вопрос:
– А у командира американской подводной лодки тоже будет такая калька маневрирования?
И тут комбриг Сидоров сразу прервал совещание сказав:
– Все свободны, командира подводной лодки прошу задержаться.
После ухода командиров кораблей, он что-то мне пояснял, как важно для бригады завоевать приз Главкома. В конце беседы он напомнил мне, что, мол, «все мы питаемся из одного котла». Это меня возмутило вконец, и я без разрешения вышел из кабинета, сел на катер и убыл к себе в Видяево. Там был у меня опять нудный разговор с начальником штаба эскадры капитаном первого ранга Самойловым.
На следующий день был выход на обеспечение призового поиска. К назначенному времени мы прибыли в район. Корабли ОВРа уже были в районе и ждали нас. Сразу же после погружения, поставив приборы помех, и резко изменив курс, скорость хода и глубину погружения, я быстро оторвался от противолодочных кораблей. Но далее вынужден был следовать в следующую контрольную точку, где корабли меня наверняка уже ждали.
Когда и в районе второй контрольной точки корабли не смогли меня обнаружить, по сигналу руководителя учений заставили меня всплыть в надводное положение, и я оказался в их окружении. Так повторялось два или три раза. Я действовал лишь в пределах мне дозволенного и, тем не менее, корабли быстро теряли контакт с подводной лодкой. Но призовой поиск подводной лодки «противника» всё же «успешно состоялся», и приз ГК ВМФ бригаде ОВРа города Полярный в 1972 году был вручён. А я за свои действия получил лишь недовольство своего командования.
Отрывок из той же книги про плавание Северным морским путем в 1957 г:
Когда мы вошли в пролив Беринга, над нами начали облёт американские самолёты-разведчики. Чаще это были противолодочные самолёты типа «Нептун». Нас удивляло их нахальство и наглость. Летали они близко и на малой высоте. Иногда так, что чётко были видны в кабинах их пилоты. И ещё удивляла их осведомлённость о нас. У двух командиров в этот день был день рождения. Так американский разведчик открыто в нашей радиосети УКВ поздравил этих командиров, персонально назвав их по имени и отчеству, и сбросил даже подарки на воду с буйком, которые, конечно, никто не подобрал.
Вас заинтересует
8 октября - День командира надводного, подводного и воздушного корабля
Активная фаза военно-морских учений РФ и Китая завершилась стрельбами
День моряка-подводника
ВМС США приобретут 8 боевых кораблей в 2014 году
Французская кораблестроительная компания DCNS представила на салоне "Евронаваль-2012" концепцию новейшей подводной лодки SMX 26