Заседание президиума Госсовета прошло в городе Череповце (Вологодская область) во Дворце металлургов. Среди чиновников федерального уровня в заседании приняли участие: председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, зампред российского кабинета министров Ольга Голодец, уполномоченный по правам ребёнка Павел Астахов, несколько руководителей федеральных министерств (в том числе Минобрнауки и Минздрава), руководители регионов. Главным действующим лицом на заседании президиума выступил президент Владимир Путин.
Изначально планировалось, что череповецкое заседание будет посвящено выполнению так называемых «майских» указов президента (указы, которые подписал Владимир Путин сразу же после вступления в должность в мае 2012 года). От планов решили не отступать. И одно из важных направлений, которое выделили члены президиума Государственного совета, это направление государственной политики в семейной сфере, сфере материнства и детства. Как выяснилось уже на самом заседании, Владимир Путин попросил руководителей регионов совместными усилиями обобщить наиболее острые вопросы, которые связаны с поддержкой «рядовой российской семьи» (выражение Владимира Путина).
Прорывным заседание в том его направлении, которое касалось именно материнства и детства, назвать сложно. Однако кое-какие вопросы, которые в его ходе обсуждались, выделить нужно.
]]>Для начала стоит сказать, что само череповецкое заседание, исходя из обозначенной его основной тематики и известной ситуации в личной жизни российского лидера, носило определённый налёт пикантности. По блогам сразу же поползли едкие замечания по поводу того, что человек, который сам не смог сохранить свою семью, вряд ли может выступать тем, кто видит в себе силы и потенциал поспособствовать развитию других семей, укреплению поддержки семейных ценностей, материнства и детства, несмотря на статус главы государства. Очевидно, что и сам президент прекрасно понимал, что у него в этом плане есть своя ахиллесова пята… Однако в итоге, если подтекст в заседании и искать, то семейные перипетии в жизни Владимира Путина (желал оно того или нет) могли бы выступить своеобразным «дурным примером» для других, который не нужно повторять… Получилось, что сам президент со своей супругой как бы совершили ошибку, не удержав семью, но это опять-таки «как бы» повод для других семей подобных ошибок не делать. Насколько такой посыл были готовы воспринимать все без исключения «рядовые» российские семьи – это уже отдельный вопрос.
Но это всё лирика и домыслы… А если без, скажем так, гуманитарных психологических подтекстов, то заседание вышло вполне себе чиновничьим – с высказыванием чаяний и забот и с разговорами о том, что есть проблемы, но эти проблемы успешно решаются. Одна из фраз президента здесь особенно запомнилась:
Государство… должно создавать условия для повышения уровня и качества семьи и её общественного престижа.
Тут не поспоришь. Слова нужные, слова правильные. Хорошо, что проблему обозначает лично президент. Но только несколько странно, что эти слова звучат на заседании Государственного совета. То есть получается, что государство само себе как бы даёт установку: Я (государство) должно повышать общественный престиж семьи. Ну, здорово! – А кто мешает-то? Вроде бы в современном российском обществе людей, которые считают, что престиж семьи нужно непременно понижать – явное меньшинство. А если и государство, и общество прекрасно понимают, что потеря семейного авторитета (ну, общество-то понимает давно, а вот как давно это осознало государство?..) очевидна, то вряд ли абстрактный разговор о конкретных проблемах здесь приведёт к необходимому результату. А разговор на Госсовете в Череповце, по крайней мере, внешне выглядел весьма абстрактным. Абстрактных разговоров между государственными мужами по поводу того, кто кому и сколько должен, хватало и до этого, а вот то самое качество семьи, о котором и упомянул президент, от разговоров вряд ли повышалось... Если престиж семьи государство планирует повышать, то пора уже делать конкретные шаги, а не останавливаться на уровне обсуждения в узком кругу федеральных и региональных чиновников.
К настоящему моменту, по меньшей мере среди молодёжи, зачастую культивируется мнение, что семья – это нечто устаревшее. Мол, чтобы, простите, делать детей – вовсе не обязательно мужчине и женщине связывать себя узами брака. Пресловутый термин «брак – это только штамп в паспорте» стал аксиомой для тех, кто хочет на протяжении всей жизни снимать с себя ответственность всегда и во всём. Мол, зачем создавать семью, если семья: плачущие дети, мокрые подгузники, быт, сцены ревности, а потом - развод и раздел имущества… Эта культивация проводится всеми имеющимися в руках определённых людей силами и средствами. Не последнюю роль здесь играет телевидение с популярным «развлекаловом». Люди проходят так называемые «кастинги», чтобы угодить в проекты, где они будут «строить» свою любовь. Её, понимаешь, именно строят… И «строят» так, что за несколько сезонов оной телепрограммы один «герой» успевает «построить» любовь с N+1 «героинями» проекта; «любовь» с матюками в эфире, разбитыми носами и вырванными прядями волос. А молодёжи-то нравится… Молодёжь уже изрядно «подсажена» на такое «строительство любви».
Как результат: поистине фантастический рост числа разводов в России. На тысячу жителей Российской Федерации в 2012-2013 годах приходилось около 5 разводов (около 700 тысяч расторгнутых браков в год!). Если верить демографическому ежегоднику ООН, то Россия в последние 15 лет занимает место в тройке «лидеров» по числу разводов среди всех стран мира. В течение 15 лет! Если допускать, что все эти годы государство было занято решением других проблем, то тут уж действительно – пора не то что браться за дело и повышать престиж семьи и семейных ценностей, а вообще землю грызть на государственном уровне, чтобы динамику выправить.
Понятно, что это дело не одного дня, что поработать придётся, что без общественной помощи не справиться, но если не начать работу в этом направлении сегодня, то завтра уже может не остаться людей, которые понятия «семейные» и «ценности» готовы будут воспринимать в одном словосочетании…
Так что очередное заседание – это конечно здорово, но только вот хотелось бы от заседаний, прений и идей перехода к реальным делам. Делам, по итогам которых может и престиж семьи повыситься, и защита материнства и детства взойти на должный уровень, и по итогам которых семейные ценности окажутся на достойных позициях. А по поводу «эффективности» заседаний в своё время замечательное стихотворение написал Владимир Маяковский - "Прозаседавшиеся" называется.
Правда, попеняв на излишний бюрократизм госчиновников, нельзя забывать и о том, что в делах семейных далеко не всё в руках государства. Престиж крепкой семьи начинается внутри самой семьи. Государство здесь должно выстроить крепкий фундамент, ну а дальше нужно, как говорится, и самим не ударять лицом в грязь.
Вас заинтересует
Президент и его послание
О заседании Совета безопасности РФ 22 июля 2014 года
Совбез РФ. Недвусмыленно о планах на российскую Арктику
Село и продовольственная безопасность России
Стройка Евразийского экономического союза. Будут ли новые этажи?