На днях в Москве прошло заседание ВЕЭС – Высшего Евразийского экономического совета. В заседании приняли участие лидеры трёх государств – Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии. Основная задача, которую ставили перед собой Путин, Назарбаев и Лукашенко ещё до начала заседания, заключается в подготовке и согласовании документов, подводящих юридическую базу под создание Евразийского экономического союза.
Подписание так называемой отраслевой части договора намечено на середину будущего года, а до этого нужно решить технические вопросы взаимодействия между тремя странами. По планам, сам Евразийский экономический союз начнёт свою полноценную работу с 1 января 2015 года. И для того чтобы планы воплотились в реальность, сегодня прилагаются определённые усилия. Насколько эти усилия эффективны? Если учитывать, что Владимир Путин предлагает интенсифицировать работу, в том числе, и через министерства трёх стран, то, вероятно, пока сама работа над созданием поля для решения триединой задачи, идёт не так, как многим хотелось бы.
[thumb=|Стройка Евразийского экономического союза. Будут ли новые этажи?]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0xMi9xNWRjcDJsb3BiLmpwZWc=[/thumb]
]]>Некоторая вальяжность работы над договором со стороны трёх президентов стала поводом для публикаций в СМИ, выдержанных в духе: раз работают не слишком быстро, значит, ни Путину, ни Лукашенко, ни Назарбаеву Евразийский экономический союз как таковой не нужен. Мол, упомянутые политические лидеры бояться сосуществовать под единым экономическим навесом, и уж тем более не рискуют брать быка за рога и начинать полноценную политическую интеграцию.
Боятся лидеры или нет? – ответить на этот вопрос могут только сами лидеры, да и то исключительно самим себе. Однако если бы никакой политической воли к евразийской интеграции у президентов Белоруссии, Казахстана и России не было, то вряд ли вообще речь бы шла о каких-либо планах, и вряд ли после каждого из подобных заседаний принимался ряд важных документов. Кстати, в этой связи не лишним будет представить высказывание одного из президентов – лидера Белоруссии Александра Лукашенко:
Если мы не добьемся того, чтобы Евразийский экономический союз заработал в определённые нами сроки - с 1 января 2015 года - это будет позором для всех нас.
По нашему мнению, важнейшим вопросом, связанным с дальнейшим развитием интеграции, является создание нового объединения на базе Таможенного союза, в котором нет никаких изъятий и ограничений в торговле товарами между странами-участницами. Ведь именно в свободе движения товаров мы шагнули максимально далеко. Полноценная свобода движения товаров должна стать примером для реализации остальных свобод в сферах услуг, капитала и рабочей силы, зафиксированных в базовых соглашениях Единого экономического пространства.
В этом заявлении президента Белоруссии обнажается тот самый краеугольный камень – главная проблема, которую пытаются решить президенты. Проблема – в сегодняшнем наличии тех самых «изъятий. Эти изъятия мешают полноценному трёхстороннему перемещению товаров и услуг, создают проблемы для сотрудничества финансовых организаций России, РБ и Казахстана.
Владимир Путин в ходе заседания также высказался по данной проблеме:
Требуется завершить кодификацию всей договорно-правовой базы Таможенного союза и ЕЭП, устранить остающиеся изъятия из общей торговли и инвестиционного режима, обеспечить свободу передвижений товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов.
Саму же проблему наличия таких барьеров до Путина и Лукашенко поднимал Нурсултан Назарбаев, заявляя, что пока в рамках Таможенного союза продолжает сохраняться фактическое неравенство, от которого, по его словам, нужно в ближайшее время избавляться. Необходимость избавления от барьеров, конечно же, назрела не только вследствие того, что об этом упомянул президент Казахстана, но и вследствие объективных экономических причин: обнаружившегося торможения роста взаимной торговли. Рост есть, но он не тот, который прогнозировался многими экспертами к текущему моменту. Основными причинами торможения роста объёмов взаимной торговли, по мнению ряда экономических экспертов, стало вступление России во Всемирную торговую организацию, а также наличие тех самых преград, которые остаются неустранёнными в пространстве Таможенного союза.
Чтобы от «изъятий» избавиться, у рабочих групп есть около полугода, а затем ещё полгода, чтобы выстроить хотя бы первый этаж здания Евразийского экономического союза, впустив него новосёлов, и приступив к выстраиванию новых этажей, если для этого будут веские причины.
В ходе заседания ВЕЭС поднималась и тема расширения Таможенного союза. В последнее время поднимается она явно не впервые, но только теперь стали очерчены контуры ТС к январю 2015 года. Планируется, что именно к этому моменту (началу 2015-го) Таможенный союз прирастёт Киргизией. В ближайшие месяцы будет обсуждаться так называемая дорожная карта по вхождению в ТС Армении. Правда, точной даты появления Армении в рамках союза, пока не называется. Зато известна позиция Сержа Саргсян по этому поводу. Он высказывается за вступление Армении в ТС с целью в дальнейшем принять участие в формирование Евразийского экономического союза (то есть на планируемый «второй этаж» может «вселиться», например, Армения). Об аналогичных планах говорят и в руководстве Киргизии.
А как же Украина?- задаются вопросом многие читатели. С Украиной в последнее время всё куда сложнее. На описываемом заседании украинская делегация присутствовала, но чётких планов никто не обсуждал. Руководителем делегации был премьер-министр Николай Азаров. Причём статус самой украинской делегации подбирался именно «под Украину» для подобных мероприятий ещё около полугода назад,. Азаров представлял свою страну на заседании ВЕЭС как страну-наблюдателя Таможенного союза (напомним, что изначально в ТС использование такого статуса не планировалось).
И как только в Киеве стало известно, что Азаров полетел в российскую столицу, тут же оппозиционные СМИ разразились новыми материалами о том, что, дескать, Янукович снова дал отмашку «продать Украину России». Для украинских оппозиционных изданий публикация таких материалов стала делом привычным, но сей раз они явно превзошли самих себя. Ещё до начала заседания ВЕЭС в украинской прессе стала гулять статьи о том, что Азаров подписал аж более полусотни «тайных» документов с представителями Таможенного союза. Буквально, еле успевали бумаги Азарову подносить… Правда, сразу же после заседания, многим украинским СМИ пришлось брать свои назад, заявляя, что никаких соглашений Азаров не подписывал. Какая-то странная позиция: ну, если ж сами сказали, что документы «тайные», то кто ж поведает СМИ об их подписании, если таковое, к примеру, действительно состоялось…
Если с Украиной её участие или неучастие в формировании Таможенного союза и союза Евразийского экономического находится под плотной пеленой тумана, то вот, к примеру, с Казахстаном все основополагающие соглашения России подписала во вполне открытой манере. Одно из таких соглашений связано с использованием российской стороной космодрома «Байконур». Программа расписана на ближайшие три года. Это, кстати, ответ некоторым российским и зарубежным СМИ, которые поспешили выдать материалы о том, что Россия на заседании в Москве откажется от аренды «Байконура».
Теперь до 2016 года планируется проводить совместное финансирование не только самого космодрома, по названию которого площадка для пуска космических аппаратом и получила своё имя, ставшее всемирно известным, но и городской инфраструктуры на новых принципах. Какими будут эти принципы – вот здесь всё же определённый туман проявляется…
О ряде совместных российско-казахстанских проектов заявил глава МИД Казахстана Ерлан Идрисов.
Стоит напомнить, что срок аренды Россией «Байконура» был ранее продлён до 2050 года. Сегодня Российская Федерация из бюджета тратит около 5 миллиардов рублей ежегодно на аренду площадки, а также на техническое обслуживание комплекса. Помимо этой суммы Россия перечисляет более миллиарда рублей ежегодно в бюджет города Байконур. Этот населённый пункт имеет статус как города республиканского значения Казахстана, так и города федерального значения РФ (без статуса субъекта РФ) на период аренды). В 72-тысячном городе примерно поровну представлены российские и казахстанские граждане (данные из источника «Экономика и статистика Казахстана» (издание 2011 года).
Помимо договорённостей по «Байконуру» в Москве Путиным и Назарбаевым подписаны соглашения о военно-техническом сотрудничестве и обсуждены перспективы российской нефти в КНР через территорию Казахстана.
Вас заинтересует
Дмитрий Киселёв об успешности евразийской модели
Евразийский экономический союз: исторический договор подписан!
Рубль + тенге + «зайчик
Мифы о будущей недееспособности Евразийского экономического союза
Армения отодвигает от России угрозу НАТО