Пока гром не грянет, мужик не перекрестится… Гром миграционных проблем в России гремел неоднократно: от стреляющих гарцующих «кавказских» свадеб в центре столицы до криминальных расправ на бытовой, этнической и конфессиональной почве, от засилья нелегалов на рынках до проявления особой активности радикальных проповедников. Только вот не все мужики, как говорит пословица, крестились… Представители власти (в частности, правоохранительные органы) продолжали заявлять, что проблемы незаконной миграции, этнической и не только этнической криминализация торговых точек и религиозных заведений они готовы успешно решать, и удерживают ситуацию под контролем. Только вот этот контроль был явно невразумительным, что и выливалось в новые и новые криминальные эпизоды.
Похоже, что последним громом, после которого захотелось «перекреститься» и властям тоже, стало нашумевшее убийство в московском районе Западное Бирюлёво. Причём даже не столько само убийство, сколько реакция обычных российских граждан на ту ситуацию, которая к таким криминальным проявлениям приводит. Массовые беспорядки на юге столицы, огромный резонанс в прессе, рост националистических настроений в обществе заставил власти задуматься над поиском путей решения наболевшего вопроса контроля миграции. Каковы же эти пути, и какова может быть их эффективность? Стоит обсудить.
Один из путей решения проблемы предложили члены Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ. Члены совета решили обратиться к президенту страны с той целью, чтобы он назначил конкретного человека, который будет заниматься вопросами межнациональной политики и миграции в стране – этакого омбудсмена по делам национальностей и миграции.
]]><!--TEnd-->
Стоит отметить, что председателем того самого Совета по межнациональным отношениям (СМО) при президенте является сам президент… А потому можно с большой вероятностью предположить, что Владимир Путин готов будет, что называется, всесторонне рассмотреть предложения «рядовых» членов совета. Кстати, ближайшее заседания СМО пройдёт в Уфе, и будет посвящено, в том числе, и обсуждению вопроса о наделении отдельно взятого в России человека особыми полномочиями.
Сейчас говорится о том, что омбудсмен по межнациональным вопросам и вопросам миграции (миграционный комиссар) должен будет первым делом интенсифицировать работу отдельных ведомств, которые решением миграционных и национальных вопросов в Российской Федерации занимаются сейчас. Кроме того, должность миграционного комиссара, по словам лиц, которым в голову пришла соответствующая идея, вводится ещё и потому, чтобы было с кого спросить…
Исходя из такого посыла авторов идеи, получается, что сегодня в России за бесконтрольную миграцию, преступления на этнической почве и общественные взрывы, которые проявляют себя по этому поводу, спрашивать не с кого. В этой связи возникает вопрос: а чем же занимались до сего дня представители ФМС, правоохранительных органов, да и всё тот же Совет по межнациональным отношениям при президенте, в конце концов? То есть получается, что опять работала пословица про безглазое дитя у семи нянек, и не с одной из этих нянек за недосмотр за «чадом» спрашивать было нельзя… Несколько странная позиция. Если действительно нельзя, то с какой целью тогда существуют все эти государственные «институты»?
Итак, предположим, что в России в ближайшее время действительно появится так называемый миграционный комиссар, который должен будет навести порядок в отношениях между разными ведомствами. О необходимости наведения такого межведомственного порядка высказывается, к примеру, депутат Госдумы Алексей Журавлёв, представляющий думскую фракцию «Единая Россия», но при этом почему-то председательствующий в политической партии «Родина», до вступления в которую являлся сначала членом КПСС, далее - компартии РСФСР, а затем и «Справедливой России»… Алексей Журавлёв, скажем так, по совместительству, работает в упомянутом Совете по межнациональным отношениям при президенте.
Чем будет непосредственно «межнациональный» омбудсмен заниматься, и какими будут его полномочия? Авторы идеи говорят о том, что полномочия должны быть самыми широкими (вплоть до выдворения незаконных мигрантов из страны), причём подчиняться миграционный комиссар будет исключительно президенту и никому другому. Но насколько эффективной будет такая работа? В условиях тотальной забюрократизированности появившийся омбудсмен по межнациональным делам может превратиться в своеобразного козла отпущения, на котором за любое межнациональное трение, можно будет отыграться всем ветвям власти и вдобавок общественности. Есть высокая вероятность того, что после появления такой должности те же люди, которые её появление и инициировали, заявят: у нас есть миграционный комиссар, вот теперь-то все вопросы к нему, с него и спрашиваете, а ФМС, полиция, законодательная, исполнительная и судебная власти умывают руки. В такой ситуации должность миграционного комиссара будет если не расстрельной, то чем-то близким…
Да и насколько будут готовы ведомства Константина Ромодановского и Владимира Колокольцева подчиняться указаниям миграционного комиссара? Это тоже вопрос не праздный. Чтобы подчинялись, у нас, как известно, даже законодательной базы порой бывает недостаточно. Нужно что-то ещё… «Что-то ещё» в данном случае – это авторитет, которым такой человек должен обладать. Причём авторитет непререкаемый, иначе вся затея – не более чем пшик ещё до начала её полноценной реализации.
Нужно отметить, что среди экспертов уже проявили себя и те, кто считает, что одного комиссара для решения проблемы маловато будет, и что нужны, как минимум, двое. В стиле: один комиссар хорошо, а два лучше… Этакий комиссарский тандем, который опять же может привести к очередному воплощению пословицы про семь нянек. Автором идеи о «комиссарском тандеме» выступает, в частности, Михаил Денисенко, который является штатным сотрудником Высшей школы экономики.
Есть представители СМО, заявляющие, что даже двух комиссаров по делам миграции и межнациональных отношений будет недостаточно. К таким членам совета относится, в частности, депутат ГД, казачий атаман Виктор Водолацкий. По мнению господина Водолацкого, в России нужно создать новое министерство, которое будет заниматься исключительно национальными вопросами и проблемами миграции.
[thumb=|России помогут миграционные комиссары?]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMi8wN25wbGJlbTJ2LmpwZw==[/thumb]
Нет, можно конечно всецело согласиться с предложениями депутатов и прочих экспертов и насоздавать целую россыпь «ответственных», но решит ли это саму проблему? Если, к примеру, в каком-то городском микрорайоне в большинстве жилых домов протекают крыши, то можно назначать сколько угодно специальных комиссаров по делам ремонта крыш, даже создать комитет в Госдуме или целое министерство крышелатания в правительстве страны, но кто крышу-то латать в конечном итоге будет, чтобы на головы не капало?..
Если в стране более 13 миллионов иностранных мигрантов, среди которых солидный процент – нелегалы, и если законодательная база говорит нам о том, что чуть ли не все они – наши экономические спасители, то можно приставить «национального» омбудсмена хоть к каждому – толк, близкий к нулевому.
Вас заинтересует
Гондурас оккупировал Соединённые Штаты
Пополнится ли армия России «миллионами
Алексей Пушков: Страны, бомбившие Белград и Ливию, не имеют права принимать решения по российской делегации
Владимир Константинов: Мы поставим вопрос об изменении автономного статуса Крыма на государственный
Разрушительная «механика