вот
системы вентиляции.
Китай нечасто радует специалистов и любителей военной техники официальными сведениями о своих новых разработках. Сообщения о том или ином проекте могут появляться с большим перерывом. Так, характеристики новой крылатой ракеты CM-400AKG были опубликованы лишь через год после того, как она впервые была показана публике.
<!--
TEnd
-->
Год назад, в ноябре 2012 года, на выставке Zhuhai Airshow (г. Чжухай, Китай) был замечен стенд с общей информацией о новой крылатой ракете CM-400AKG, разрабатываемой компанией AVIC. Оглашенные тогда сведения о новой ракете носили самый общий характер. Согласно рекламному стенду, ракета CM-400AKG предназначается для новых китайских истребителей-бомбардировщиков и способна атаковать цели различного типа. Ввиду возможности использования против кораблей боеприпас получил прозвище «убийца авианосцев». Насколько это название соответствует действительности, может показать только реальный вооруженный конфликт. Пока же в суждениях и расчетах можно использовать лишь оглашенные официальные сведения о характеристиках.
Как сообщает Flightglobal.com, на выставке Dubai Air Show-2013 (Объединенные Арабские Эмираты) была представлена новая информация о перспективной ракете, раскрывающая некоторые детали ее облика. Стартовый вес ракеты CM-400AKG составляет 910 килограммов. Общая длина боеприпаса превышает 6,5 метра, диаметр корпуса – 0,4 м. Размах крыла, равно как и его конструкция, неизвестен. На старых изображениях ракеты фигурировали четыре плоскости малого удлинения. На новом фото макета CM-400AKG видна характерная крышка отсека, которая может свидетельствовать об использовании крыла иной конструкции.
Ракета CM-400AKG оснащается твердотопливным двигателем, обеспечивающим сверхзвуковую скорость полета. Пуск боеприпаса производится при скорости самолета около 750-800 км/ч, после чего он самостоятельно разгоняется до крейсерской скорости. Скорость ракеты на марше неизвестна. Год назад в некоторых материалах этот параметр оценивался достаточно высоко: утверждалось, что новая китайская крылатая ракета может развивать скорость до 3,5-4М. Вполне возможно, что реальное значение крейсерской скорости ракеты CM-400AKG примерно вдвое меньше этих оценок. Дальность пуска находится в пределах от 100 до 240 километров.
По имеющимся данным, крылатая ракета может нести боевую часть двух типов: осколочно-фугасную общим весом 150 кг или проникающую массой 200 кг. Имеющиеся сведения о летных характеристиках и боевой части позволяют предполагать, что ракета CM-400AKG способна наносить серьезный ущерб или даже уничтожать современные боевые корабли. При этом, однако, для полноценной оценки боевых качеств нового боеприпаса требуется учитывать возможности системы наведения.
Согласно официальной информации, конструкторы компании AVIC оснастили ракету CM-400AKG комбинированной системой наведения, использующей несколько методов определения местоположения цели. В зависимости от тактической необходимости ракета может использовать инерциальную, спутниковую, инфракрасную и пассивную радиолокационную головки самонаведения. Наименее надежным является использование инерционной системы навигации в сочетании со спутниковой: в таком случае круговое вероятное отклонение (КВО) ракеты доходит до 50 метров. Применение инфракрасной головки самонаведения (на конечном участке полета), как утверждается, позволяет на порядок улучшить точность. В таком случае КВО равняется 5 метрам. Примечательно, что одновременное использование инфракрасной и пассивной радиолокационной головок самонаведения дает КВО на уровне 5-10 метров. По какой причине радиолокационная система приводит к такому падению характеристик, не совсем понятно.
Еще одной необычной особенностью новой ракеты является способ ее боевого применения. Согласно опубликованным данным, истребитель-бомбардировщик CAC/PAC JF-17 Thunder, считающийся основным носителем ракеты CM-400AKGб должен производить запуск на высоте от 7800 до 11800 метров. Существующие зарубежные крылатые ракеты аналогичного назначения летят на небольшой высоте над землей или водой, из-за чего существуют определенные ограничения по высоте пуска. Китайская ракета, как утверждается, должна стартовать на сравнительно большой высоте для повышения живучести самолета-носителя.
Крылатую ракету CM-400AKG можно считать закономерным развитием китайских программ управляемого вооружения, которые, в свою очередь, в некотором смысле являются потомками советских и российских проектов. Однако китайские конструкторы применили несколько оригинальных решений, касающихся как конструкции или оборудования, так и методики применения ракеты. Нельзя с уверенностью утверждать, была ли правильной та или иная идея, но некоторые нюансы опубликованных сведений позволяют строить предварительные догадки.
К примеру, заявленная точность при одновременном использовании инфракрасной и пассивной радиолокационной систем наведения вызывает вопросы. По непонятным причинам такой способ наведения ракеты не только не повышает, но даже ухудшает точность попадания. Тем не менее, и заявленный «провал» в точности может быть компенсирован использованием только инфракрасной головки самонаведения или мощностью боевой части. Имеющиеся оценки скорости полета позволяют считать ракету CM-400AKG достаточно сложной, хотя и не неуязвимой, целью для современных систем ПВО.
В целом, китайскую крылатую ракету CM-400AKG, исходя из имеющихся сведений, можно назвать современным управляемым боеприпасом, пригодным для выполнения возложенных на него задач. Естественно, появление новых сведений дополнит сложившийся облик ракеты и даже может его изменить. Однако на данный момент CM-400AKG не выглядит чем-то уникальным и прорывным или безнадежно отставшим и устаревшим.
По материалам сайтов:
http://flightglobal.com/
http://asian-defence.net/
http://militaryparitet.com/
Вас заинтересует
Китай представил новый противотанковый ракетный комплекс
Турция начала испытания противотанковой ракеты MIZRAK-U
Крылатые ракеты Х-101 и Х-102
WhipShot - Дешевая управляемая ракета от IMI
WhipShot - Дешевая управляемая ракета от IMI