К началу 1943 года командование гитлеровской Германии поняло, что угроза со стороны вражеских бомбардировщиков требует искать новое средство борьбы с ней. Истребительная авиация со ствольным вооружением и зенитная артиллерия могли эффективно противостоять налетам бомбардировщиков, но эффективность такой борьбы в будущем вызывала сомнения. В связи с этим имперское министерство авиации инициировало сразу несколько перспективных проектов по созданию ракетной техники, предназначенной для уничтожения самолетов противника. Немецкие инженеры начали разработку нескольких зенитных ракет и управляемых боеприпасов класса «воздух-воздух». Одной из новых разработок стала авиационная ракета Ruhrstahl X-4.
<!--TEnd-->
Разработка управляемой ракеты X-4 началась в первых месяцах 1943 года на фирме Ruhrstahl Allgemeine Gesellschaft. Руководителем проекта назначили доктора Макса Крамера, ранее активно занимавшегося системами управления для перспективного авиационного оружия. Ряд наработок по предыдущим проектам использовался при разработке ракеты X-4.
]]>Анализ нескольких предварительных проектов позволил определить наиболее удобный аэродинамический облик ракеты и компоновку ее внутренних объемов. Стоит отметить, использованные компоновочные решения с некоторыми доработками в дальнейшем активно использовались конструкторами разных стран. Все основные элементы оборудования размещались внутри корпуса сигарообразной формы. В носовой его части разместили характерный удлиненный обтекатель, в средней – четыре крыла, а в хвостовой – Х-образный стабилизатор. Конструкция корпуса, крыльев и рулей перспективной ракеты X-4 создавалась с учетом того, что изделие будут собирать рабочие с низкой квалификацией. Вероятно, именно эта особенность проекта позволила в 1944-1945 годах собрать достаточно большое количество новых ракет.
Ракета X-4, в сравнении с другими немецкими управляемыми вооружениями, получилась сравнительно легкой и компактной. При общей длине чуть более двух метров заправленная топливом ракета весила 60 кг. Диаметр самой крупной части корпуса равнялся 0,22 м, а размах крыльев превышал 0,72 м. Корпус ракеты предлагалось делать из трех штампованных алюминиевых деталей, а крылья – из фанеры.
В характерном носовом обтекателе ракеты разместили акустический взрыватель Kranich. Предполагалось, что этот прибор, настроенный на частоту звука двигателей бомбардировщика B-17, будет подрывать боевую часть на расстоянии около 7 метров от самолета-цели. На такой дистанции 20-килограммовая боевая часть могла наносить цели серьезные повреждения или уничтожать ее. На случай отказа акустического взрывателя ракета X-4 получила дополнительный контактный.
[thumb=|Управляемая ракета «воздух-воздух» Ruhrstahl X-4 (Германия)]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMi96djFyd2V4MDEwMTAuZ2lm[/thumb]
В средней части корпуса разместили баки для топлива (емкость 2 литра) и окислителя (4,5 литра). Рядом с баками предусмотрели место для баллона со сжатым воздухом, использовавшимся вытеснительной системой подачи топлива и окислителя. Подобное размещение баков позволило уменьшить изменения центровки по мере выработки топлива. В течение полета центр тяжести ракеты почти не перемещался вдоль ее продольной оси. По трубопроводам топливо и окислитель подавалось в жидкостный ракетный двигатель, помещенный в хвостовой части ракеты.
В качестве силовой установки был выбран двигатель BMW-Flugmotorenbau 109 448. Этот двигатель, используя топливо R-Stoff и окислитель S-Stoff, в течение 17 секунд мог обеспечивать тягу до 140 кг. Несмотря на приемлемые характеристики, жидкостный двигатель выглядел не слишком удобным для использования в войсках. Использование агрессивных компонентов топлива (к примеру, окислитель S-Stoff на 95% состоял из азотной кислоты) могло значительно затруднить эксплуатацию ракет в частях Люфтваффе. По этой причине с самого начала предпринимались попытки оснастить ракету X-4 твердотопливным двигателем. Имеются сведения о работах над модификацией ракеты, использующей двигатель Schmidding 109-603 с параметрами тяги на уровне жидкостного 109-448, но с меньшей продолжительностью работы.
Ввиду сложности и дороговизны прочих вариантов, ракета X-4 получила проводную систему дистанционного управления FuG 510/238. На законцовках двух крыльев имелись концевые обтекатели, внутри которых располагались бобины с проводами. После запуска ракеты провода разматывались и обеспечивали передачу сигнала с пульта управления на аппаратуру ракеты. Для управления по крену и тангажу использовались рули, расположенные на хвостовом стабилизаторе. Летчик самолета-носителя, используя свой пульт управления, должен был наводить ракету по методу трех точек. Задачей летчика было выведение ракеты на минимальное расстояние от цели. После того, как дистанция сокращалась до минимума, автоматика ракеты самостоятельно производила подрыв боевой части. Для удобства работы летчика на законцовках двух крыльев имелись сигнальные огни.
[thumb=|Управляемая ракета «воздух-воздух» Ruhrstahl X-4 (Германия)]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMi96cnNnNnB5ejE5LmpwZw==[/thumb]
Характеристики жидкостного двигателя BMW 109-448 позволили ракете X-4 разгоняться до 1100-1150 километров в час. Эффективная дальность поражения целей не превышала 1,5-2 километров, но расчетное значение этого параметра было гораздо выше. Так, на двух катушках помещалось по 5500 метров провода общим весом около 5 килограммов. Однако, основной проблемой, связанной с увеличением дальности полета, была не длина проводов, а наблюдение за боеприпасом.
В условиях реального воздушного боя ракету Ruhrstahl X-4 предлагалось использовать следующим образом. Пилот истребителя должен был заходить в хвост группе вражеских бомбардировщиков и, приблизившись на дистанцию не более 2-2,5 километров, производить пуск ракеты. Далее при помощи рычага управления нужно было удерживать ракету на траектории, конечной точкой которой была цель. Акустический взрыватель ощутимо упростил работу летчика.
11 августа 1944 года состоялся первый испытательный запуск новой авиационной ракеты X-4. В качестве самолета-носителя использовался доработанный истребитель FW-190. Эти испытания показали преимущества и некоторые недостатки примененных технических решений. В первую очередь, в очередной раз была подтверждена сложность эксплуатации жидкостных ракет. Кроме того, ракета X-4 оказалась не слишком удобной для использования на одноместных истребителях: одновременное управление самолетом и наведение ракеты на цель оказалось достаточно сложной задачей. В связи с этим появилось предложение использовать в качестве носителя ракет доработанный бомбардировщик Ju-88. При этом планы относительно оснащения необходимой аппаратурой реактивного истребителя Me-262 остались актуальными. В будущем ракеты Ruhrstahl X-4 должны были стать основным вооружением истребителя Focke-Wulf Ta-183 Huckebein, который, однако, так и остался на бумаге.
Испытания новой ракеты класса «воздух-воздух» продлились до февраля 1945 года. В декабре 44-го было принято решение о начале серийного производства новых боеприпасов. Необходимо отметить, что до начала испытаний было изготовлено более 200 новых ракет. Согласно различным источникам, фирма Ruhrstahl Allgemeine Gesellschaft в общей сложности успела собрать несколько сотен ракет X-4, однако их точное число остается неизвестным. Общее количество изготовленных изделий в разных источниках колеблется от 1000 до 1300 штук. Предполагалось изготовить большее количество ракет, однако бомбардировщики антигитлеровской коалиции уничтожили завод, на котором производились жидкостные ракетные двигатели. В связи с этим производство ракет Ruhrstahl X-4 прекратилось. Незадолго до остановки производства ракет X-4, в феврале 1945 года, была прекращена сборка другого управляемого оружия класса «воздух-воздух». По результатам сравнений ракета Henschel Hs-298 была признана менее перспективной и снята с производства. Таким образом, уничтожение завода BMW привело к полному прекращению изготовления немецких авиационных ракет.
Информация о боевом применении управляемых ракет Ruhrstahl X-4 отсутствует. Вероятно, по причине проблем на фронте и в тылу эти боеприпасы так и не поступили в части. Готовые ракеты были уничтожены в ходе боев, а несколько оставшихся изделий стали трофеями союзников.
После войны французские конструкторы, используя полученные ракеты и документы, предприняли попытку создать свой вариант управляемой авиационной ракеты X-4. Проект AA-10 получился неоднозначным. В 1947-1950 годах французская промышленность изготовила около 200 ракет, после чего проект закрыли. Уже на стадии испытаний отдельных агрегатов французские специалисты столкнулись ровно с теми же проблемами, что и немцы несколькими годами ранее. Используемые топливо и окислитель были слишком агрессивными для применения в системах авиационного вооружения. Из-за проблем с безопасностью эксплуатации ракету AA-10 признали непригодной для принятия на вооружение.
По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://luft46.com/
http://lonesentry.com/
http://raigap.livejournal.com/
Вас заинтересует
Иран испытал две ракеты нового поколения
Вооружение России - крылатая ракета дальнего действия «воздух-поверхность
Авиационный компонент первого отечественного ЗРК – ракета дальнего действия «воздух-воздух
WhipShot - Дешевая управляемая ракета от IMI
WhipShot - Дешевая управляемая ракета от IMI