Беспилотные бомбардировщики. Полёт в завтрашний день
[thumb=|Беспилотные бомбардировщики. Полёт в завтрашний день]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMy9lZ3QxOHpmZmUxLmpwZw==[/thumb]
Великолепная плоть без души. Труп, бесстрашно стоящий над бездной собственного разрушения. Сгусток боевой материи, запрограммированный на уничтожение любого, чье описание совпадёт с загруженной в его память «картинкой». Машина не ведает жалости и страха — черный автоматический «скат» несется в зыбкой стратосфере, оставляя под крылом страны и континенты…
Существуют серьезные предпосылки к тому, что профессия «военный летчик» полностью исчезнет уже к концу этого века. Человек — лишний груз на борту. Робот умнее, сильнее и отважнее любого пилота. Вдобавок он не требует доплаты за риск и вообще неприхотлив при выборе условий труда.
]]>
Цифровому мозгу не требуется катапультируемое кресло и рабочее пространство кабины. Ему не нужно длительное обучение и регулярные тренировки для поддержания квалификации: математические модели и алгоритмы поведения в бою навечно загружены в его память. Простояв десятилетие в ангаре, робот может в любой момент вернуться в небо, взяв штурвал в свои крепкие и умелые «руки».
Машины выносливее человека. Десять, двадцать, тридцать часов непрерывного полета — робот демонстрирует неизменную бодрость и готов продолжить выполнение миссии. Даже когда перегрузки достигнут страшных 10 «же», наполняя свинцовой тяжестью тело пилота, цифровой дьявол сохранит ясность сознания, продолжая невозмутимо вычислять курс и просчитывать положение вражеских самолетов.
Но это дело ближайшего будущего.
В наши дни уровень компьютерных технологий еще недостаточен для создания полностью автономных «беспилотников». Инженерам предстоит многократно увеличить производительность компьютеров. А математикам и программистам — решить множество прикладных задач, построить математические модели поведения машин в воздушном бою и при работе по наземным целям в условиях непредсказуемой боевой обстановки и противодействия со стороны противника.
Фактически все принятые на вооружение ударные и разведывательные «беспилотники» («Предейтор», «Рипер», «Глобал Хок» и т.д.) являются дистанционно управляемыми БПЛА. Все решения принимаются командой операторов, осуществляющих постоянный контроль над аппаратом. Телекамеры и радары, установленные на борту БПЛА, обеспечивают «эффект присутствия» над полем боя, не подвергая риску жизнь и здоровье людей. А посменная работа операторов позволяет дрону непрерывно находиться в воздухе в течение десятков часов.
<!--TEnd-->
Дистанционно управляемые БПЛА — давняя практика в истории мировой авиации. Действующие образцы таких систем появились еще в 30-е годы прошлого века, и вскоре нашли массовое применение в виде радиоуправляемых воздушных мишеней. К середине Второй мировой в США уже вовсю летал беспилотный бомбардировщик-торпедоносец Interstate TDR-1, оснащенный 900 кг бомбой и телекамерой с углом обзора 35°. Известно о достоверном потоплении одного японского корабля и успешных атаках береговых объектов. Тем не менее, уникальную программу вскоре прикрыли — янки посчитали, что у них достаточно храбрых пилотов.
В наши дни дистанционно управляемые БПЛА уместны лишь при выполнении простейших заданий: видовая и радиолокационная разведка, наблюдение за сбором урожая мака, стрельба по джипам лидеров «Аль-Каиды» в условиях полного отсутствия ПВО и истребительной авиации противника.
«Predator и Reaper бесполезны в боевой окружающей среде»
— руководитель боевого авиационного командование ВВС США генерал Майк Хостэдж
Генерал Хостэдж не открыл ничего нового. Тихоходные турбовинтовые БПЛА не могут считаться полноценной заменой для сверхзвуковых истребителей. «Рипер» был разработан специально для конфликтов низкой интенсивности, где применяется в качестве легкого разведчика и охотника за террористами.
<!--TEnd-->
Тяжелый разведывательный БПЛА RQ-4 Global Hawk
Гораздо серьезнее звучит другое: дистанционно управляемый БПЛА априори не может выполнять сложные трюки и вести воздушный бой. Причины очевидны:
1. Уже сейчас для управления разведчиком RQ-4 Global Hawk требуется широкополосный канал со скоростью обмена данными 50 Мбит/с. Создание линии для дистанционного контроля и управления истребителем является исключительно сложной технической задачей. Более того, такое решение выглядит нерациональным ввиду влияния фундаментальных законов природы — запаздывание радиосигнала (БПЛА — спутник — оператор).
2. Существует угроза нарушения управления БРЛА средствами РЭБ противника. И если перехват управления можно рассматривать как очередную «городскую легенду» (256-битный «ключ», антенны направленного излучения, привязка достоверных источников излучения к конкретным координатам — тем самым риск «взлома» сведен к нулю), то глушение сигнала и «забивание помехами» линии управления БПЛА может стать реальной причиной потери дорогостоящего аппарата.
<!--TEnd-->
Направленная антенна спутниковой связи SATCOM
Военно-воздушным силам требуется чрезвычайно умная машина с задатками искусственного интеллекта, способная самостоятельно анализировать окружающую обстановку, определять характер угроз, а если потребуется — применить оружие по выбранным целям. Вмешательство оператора будет ограничено подтверждением разрешения на применение вооружений. Впрочем, можно обойтись и без этих заигрываний с ООН и либеральной общественностью — пусть железный монстр самостоятельно классифицирует цели и крушит все подряд. Тем хуже для противника!
Робот не может причинить вреда человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
— А. Азимов, «Хоровод»
Старина Айзек глубоко заблуждался. Это случится очень скоро — электронный «глаз» возьмет на прицел человека, а микросхема равнодушно отдаст приказ об атаке.
Большинство из необходимых технологий существует уже сегодня.
Крылатая ракета «Томагавк» демонстрирует умение самостоятельно ориентироваться на местности, используя рельефометрические карты, сигналы GPS и оцифрованные изображения цели.
Беспилотный малозаметный БПЛА X-47B произвел посадку на палубу авианосца в роботизированном режиме.
Агентство передовых научных разработок (DARPA) провело успешный эксперимент по дозаправке БПЛА «Глобал Хок» от другого летающего дрона в полностью автоматическом режиме.
<!--TEnd-->
X-47B
Роботы уверенно обыгрывают людей в шахматы. В Калифорнии, Флориде и Неваде разрешено движение беспилотных автомобилей по дорогам общего пользования. Недалек тот день, когда будут полностью отменены водительские права и пилотские лицензии.
Опасения по поводу возможных сбоев и аварий — чистая профанация. История мировой авиации усеяна обломками самолетов, разбитых по вине пилотов. Робот в этом смысле гораздо надежнее человека — он не склонен шутить и нарушать инструкции. Он не теряет сознания от недостатка кислорода и не подвержен панике в критической ситуации. А совершенных роботов не бывает — в этом их главное сходство с людьми.
<!--TEnd-->
Статистика боевого применения "Жнеца". Кол-во произведенных атак. Число убитых. Основные ТТХ ударного БПЛА
За прошедшие несколько лет «беспилотники» преодолели сразу несколько ступеней своей эволюции. Роботы научились летать с сохранением боевого строя, самостоятельно осуществлять взлет, посадку, дозаправку и другие сложные маневры. Осталось воплотить все отработанные технологии в единой конструкции — и смело отправляться в бой!
Британский «страж небес»
Одними из первых обладателей автономных ударных «беспилотников» могут стать Королевские ВВС. Именно там, на берегах Туманного Альбиона активно ведутся работы по созданию ударного БПЛА нового поколения, что превзойдет по своим характеристикам все существующие модели беспилотных летательных аппаратов. И сможет составить жесткую конкуренцию пилотируемым боевым самолетам.
Идеи и мечты, заложенные в конструкции B-2 «Спирит» и перспективном X-47B, сплотились в едином порыве, образовав шедевр научной и конструкторской мысли под названием BAE Systems Taranis. Проект автоматического малозаметного бомбардировщика со стратегической дальностью полета, разработанного в интересах Королевских ВВС Великобритании. Согласно планам оборонной компании BAE Systems, их новая разработка имеет все шансы заменить собой значительную часть парка ударных самолетов. Поставка первых серийных машин планируется на 2030-е годы.
<!--TEnd-->
К разработке новейшего БПЛА был привлечен целый ряд крупных компаний, среди которых значатся BAE, Rolls-Royce, GE Aviation System, а также само Министерство обороны Великобритании.
«Таранис» (назван в честь кельтского бога грома) представляет собой беспилотный летательный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло». При проведении первых летных испытаний взлетная масса составила 8 тонн. Никогда прежде человек не создавал столь совершенных летающих роботов: стратегическая дальность, сверхзвуковая скорость полета, технология «стелс», но главное — впервые в мире была на борту БПЛА была использована схема с искусственным интеллектом! «Таранис» без помощи человека способен выйти в заданный район земного шара, самостоятельно обнаружить и уничтожить цель. Помимо ударной составляющей, предусмотрена возможность для ведения разведки и воздушного боя.
[thumb=|Беспилотные бомбардировщики. Полёт в завтрашний день]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMy94cDlvbWkyaWluLmpwZw==[/thumb]
Работы по созданию «Тараниса» велись в 2005 года, но только сейчас о нем заговорили всерьез как о машине из будущего. Первый прототип появился в 2010-ом. На 2011 год был намечен первый полет, но, как это часто случается, график оказался сорван, и «Таранис» надолго исчез из поля зрения общественности. Мало ли таких «проектов» разрабатывается по всему миру?! Лишь единицы из них дорастают до стадии первого полета и в исключительном случае принимаются на вооружение.
Но, как оказалось, проект «Таранис» не умер. 5 февраля 2014 года компания BAE Systems обнародовала сведения о летных испытаниях машины, проводившихся в режиме особой секретности на австралийском полигоне Вумера в августе 2013 года. Британцы невозмутимо движутся к поставленной цели и наверняка доведут задуманное до логического конца.
<!--TEnd-->
Среди критиков нового аппарата преобладают две точки зрения. Первая вполне ожидаемо говорит о недопустимости позволения машинам вершить человеческие судьбы. Это аморально, кощунственно и, попросту говоря, опасно. Впрочем, живой пилот также не застрахован от ошибок — случаи «дружественного огня» и случайной гибели гражданского населения регулярно происходят на любой войне.
Другие специалисты выражают сомнение в возможности полноценной замены «Таранисом» существующих истребителей-бомбардировщиков. Это легко понять, взглянув на характеристики машин: тяга двигателей «Еврофайтер Тайфун» составляет без малого 12 тонн, тогда как «Таранис» оснащен ТРД Rolls-Royce Adour с тягой всего лишь 2,94 тонны.
Впрочем, данная проблема никак не связана с самой идеей автоматического БПЛА. Не стоит забывать, что в существующем виде «Таранис» — не более чем концепт-демонстратор новых технологий. И неизвестно, во что превратится этот дрон к моменту его принятия на вооружение. К примеру, в США уже анонсирована программа по созданию тяжелого стелс-беспилотника X-47C с боевой нагрузкой 4,5 тонны. Немногим меньше, чем у типичного бомбардировщика (при том что речь идет о внутренних бомбоотсеках — подвеска боеприпасов производится без нарушения скрытности).
Все идет к тому, что рано или поздно небо окажется во власти машин. Роботы избавят нас от всей тяжелой, сложной и опасной работы. А люди будут падать пред ними на колени и подносить им чай.
По материалам: http://www.baesystems.com http://www.businessinsider.com http://www.dailymail.co.uk http://www.mashinomania.ru http://www.uasvision.com