Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

Советская ракетная пусковая установка 9П116 (ЗИЛ-135В)

 В период гонки вооружений создается немало интересной и необычной техники. Зачастую подобная военная техника для непосвященных выглядит довольно странно. Однако имеются и такие аппараты, которые даже для военных экспертов являются необычными. Сюда со всей смелостью можно отнести ракетную пусковую установку 9П116.




Под руководством Грачева В.А. на заводе ЗИЛ была разработана вертолетная пусковая установка, получившая обозначение ЗИЛ-135В (9П116 — индекс ГРАУ). В данной установке в жизнь воплотили не только самые оригинальные и смелые технические решения и находки, но и столь же смелая, однако нелепая идея скрытной доставки по воздуху колесной машины и ее десантирования посадочным способом в тыл противника или в труднопроходимые места для произведения единственного внезапного ракетного удара. По расчетам конструкторов, расстояние от точки взлета вертолета до точки пуска составляла до 270 км. Для транспортировки пусковой установки предполагалось использовать внешнюю жесткую подвеску тяжелого вертолета Ми-10, известного как «летающий кран». Вся система (вертолет + пусковая установка) получила наименование ракетно-вертолетный комплекс, или Ми-10РВК.

 

 


Установка 9П116 разрабатывалась в соответствии с секретным Постановлением Совмина от 5 февраля 1962 года. СКБ ЗИЛ занималось общим проектированием, в результате которого разработали три варианта вертолетной пусковой установки. После отбора наиболее оптимального варианта на ЗИЛе в сентябре 1962 года был построен первый макетный прототип. Заводу «Дзержинец» предстояло разработать и изготовить электрооборудование. Кроме первого макета, было собрано еще три установки. На данных машинах впервые в отечественной практике внедрили электрическую трансмиссию с четырьмя мотор-колесами и редукторами разработки СКБ ЗИЛ.

Данная самоходная машина представляет собой несущий корпус-контейнер, служащий для ракеты диаметром 1800 мм, установленный на четыре 20-дюймовых односкатных колеса. Пусковая установка заряжалась одной крылатой ракетой С-5В (4К95). Длина ракеты составляла около 10 м, стартовая масса порядка 4 тонн.

Спереди на пусковой установке 9П116 размещалась 2-местная застекленная кабина управления. Сзади и по бокам установки находились электрогенератор постоянного тока, силовой блок, гидронасос и топливные баки из стеклопластика. Для доступа к агрегатам с обеих сторон корпуса располагались лестницы, а также решетчатые рабочие площадки.



Ведущие электромотор-колеса ДТ-22 (мощность каждого 22 кВт) с понижающими планетарными редукторами и принудительной вентиляцией получали электроэнергию от генератора постоянного тока (мощность 120 кВт) с приводом от газотурбинного двигателя ГТД-350 мощностью 350 л.с., имеющего довольно компактные габариты. Газотурбинный двигатель был разработан ленинградским Заводом имени В.Я. Климова для вертолета Ми-2. Данный силовой агрегат имел длину 1350 мм и сухую массу 139,5 кг. Задние колеса жестко крепились к корпусу установки. От данного генератора также питаются приводы вертикального наведения установки — подъемные стойки с электрогидравлическим управлением. Управляемые передние колеса устанавливались на вертикально расположенных шкворнях, также закреплены на корпусе жестко. Высота 9П116 по кабине составляла 3263 мм. Масса неснаряженной установки составляла около 5,5 т. Кабина служила для размещения двух человек.

В 1963 году на заводе №475 на четырех подобных шасси были смонтированы пусковые контейнеры. На базе вертолета Ми-10 в ОКБ Миля был создан вертолетный ракетный комплекс 9К74. Самому вертолету присвоили индекс Ми-10РВК. Взлетная масса достигала 44,6 тонны. Максимальная дальность транспортировки пусковой установки 9П116 вертолетом составляла 200 км. После приземления установка подготавливалась к пуску в течение 5 минут. Кроме этого, пусковая установка могла самостоятельно преодолеть еще 40 км со скоростью до 18 км/ч, осуществить запуск ракеты и вернуться назад. Пусковая установка 9П116 для осуществления «выстрела» приподнимала на гидравлических домкратах свою заднюю часть, открывалась крышка, после чего и осуществлялся пуск ракеты. В ходе испытаний, прошедших в Фаустове, с вертолетной пусковой установки 9П116 было запущено несколько С-5В. Ведущим испытателем был Сальников И.И., в дальнейшем — главный конструктор СКБ ЗИЛ.

В ходе испытаний был выявлен ряд существенных недостатков вертолетного комплекса 9К74. В числе недостатков были большая «парусность» вертолета с пусковой установкой на борту и его снос ветром, дальность полета вертолета была гораздо меньше расчетной. Кроме этого причиной непринятия пусковой установки стало снятие с вооружения ракет, под которые она разрабатывалась. 11 ноября 1965 года Совет Министров вынес постановление о прекращении работ по вертолетной пусковой установке.



Технические характеристики ракетной пусковой установки 9П116:
Колесная формула — 4х4.
Масса без — 5,5 т.
Полная масса — 12 т.
Высота по кабине в транспортном положении — 3,3 м.
Электромотор-колеса — ДТ-22.
Мощность — 22 кВт.
Газотурбинный двигатель — ГТД-350.
Мощность — 350 л.с.
Вооружение — крылатая ракета С-5В.
Время перехода в боевое положение — до 5 минут.
Экипаж — 2 человека.

Подготовлено по материалам:
http://vpk-news.ru
http://alternathistory.org.ua
http://statehistory.ru

Вас заинтересует

  • Шахтная пусковая установка УР-100Н УТТХ
  • Самоходный противотанковый ракетный комплекс 9П162 «Корнет-Т
  • Турция начала испытания противотанковой ракеты MIZRAK-U
  • Реактивная система залпового огня LARS-1
  • БТР-60



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 1 342 | Добавил: Морпех | Дата: 1-03-2014, 14:42 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:

    MargaritaKatekhina   1 марта 2014 14:42
    Очень познавательно, даже не знал о существовании подобной установки.

    juicerYEIOQ   1 марта 2014 14:42
    Уважаемый коллега Володя Сибиряк, с конца 50-х годов, когда наступила эра ракетной эйфории Хрущёва Н.С., подобных проектов было множество. Многие, из них, остались на бумаге, что-то было реализованно в металле, и лишь единыцы поступили на вооружение.В данном комплексе дальность крылатой ракеты С-5В (4К95) состовляла 25-270 км, а к моменту принятия решения о прекращении испытаний, были уже наземные раакетные комплекты, дальноть которых превышала возможности описанного выше вертолетного ракетного комплекса 9К74. Кроме этого, в статье не указано общее время доставки комплекса в точку пуска. А это, как минимум часов 10. Ещё один недостаток - зависимость от лётной погоды. Новые наземные комплексы, которые к тому времени появились, с лихвой перекрывали расстояние, на которое мог вертолёт перебросить комплекс, да и были куда мобильние и легче их было скрыть.

    xamjkdixai   1 марта 2014 14:42
    Недостатков много не спорю, но сама фишка в том что этот комплекс приводился в боевое положение за 5 минут, а это не шухры-мухры))))

    Rapsaddiliaxa   1 марта 2014 14:42
    Интересная статья!

    Oraniaunfawvl   1 марта 2014 14:42
    Что-то в этом есть,особенно при нынешних технологиях.

    peatbonnall   1 марта 2014 14:42
    Вообще сомневаюсь в достоверности факта присвоения этому ТС марки ЗиЛ-135.Скорее всего имеет место быть какая то"чихарда"из-за секретности.

    Ingedlynemcem   1 марта 2014 14:42
    Маразматическая фигня. Лететь 200 км со скоростью 200 кмч. Потом ехать со скоростю 18 кмч два часа. Что бы стрельнуть на 50 км. И вернуться на 40 км взад. Маразматическая фигня.

    cokatef7   1 марта 2014 14:42
    Назад экипаж быстрее добежит. Да и безопаснее. Что за бред - 350 л.с. Куда они деваются? А "кран" их ждать будет, или расходный материал? И где тот "кран", а Ми-2, Ми-8, одногодки почти, летают.

    Allereucttype   1 марта 2014 14:42
    В это время Хрущев довел СССР до закупок зерна в штатах. А "ученые" пять лет сочиняли себе премии за подобное.

    obookprocntx   1 марта 2014 14:42
    интересный шушпанцер

    biiaxa   1 марта 2014 14:42
    Хорошая пусковая можно было и доработать. А вто время с ядерной боеголовочкой старт за фронтом многое значил особенно с 10 штук, да и сейчас не сразу поймут.

    pagingterm   1 марта 2014 14:42
    Цитата: nikcris

    Vemplayeperip   1 марта 2014 14:42
    Интересная идея вертолёт + "контейнер"Контейнером может быть ТОС или РСЗО, или ещё какая прибамбаса...Не всегда ПУ на колёсах и гусеницах таскать поближе к боевым действиям получается быстро, а сий вариант ускоряет действие.

    kitsHaikids   1 марта 2014 14:42
    Такая конструкция гораздо перспективнее и экономичнее в эксплуатации, чем дурацкий комплекс "Тополь" ... Хотя по защищенности все они не выдерживают и минимальной критики. Потраченное впустую и время и деньги ... никакой РЕАЛЬНОЙ опасности такие мобильные комплексы не представляют и будут с легкостью уничтожены первым же залпом при нападении и даже без ядерного оружия простыми крылатыми ракетами ... Вместо того, чтоб строить ОЧЕНЬ СИЛЬНО ЗАЩИЩЕННЫЕ шахтные установки впустую тратят деньги на неопасную ерунду ... которую еще и эксплуатировать дорого ... попробуй поезди по проселкам - все время надо чинить эти тягачи и маскировать их ... ну в общем грубая СТРАТЕГИЧЕСКАЯ конструкторская ошибка, если не сказать больше ...

    Basyviaxy   1 марта 2014 14:42
    подобные курьёзы уже тогда были бредовыми а с развитием средств разведки и ПВО просто вредительские прожекты дабы державу разорить. могу предложить размещение тактического ядерного заряда на спине кита его и кормить не надо(кита).

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » Советская ракетная пусковая установка 9П116 (ЗИЛ-135В)