[thumb=|Из плеяды героев]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMy9jaGkxc2g4bXI2LmpwZw==[/thumb]
Участок электроискровой обработки деталей в инструментальном цехе.
Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» – один из крупнейших машиностроительных комплексов современной России. В составе УВЗ – около 30 предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. И все это – лидеры в своей области, будь то создание изделий для военных, для железных дорог и городских инфраструктур, дорожно-строительного и сельского хозяйства или космической, авиационной и нефтегазовой промышленности. Их бренды хорошо известны не только в России, но и за рубежом и давно стали символом качества и надежности. А многолетняя история богата уникальными фактами и производственными рекордами. Все эти достижения – результат высокого профессионализма работников предприятий – от рабочего до директора. Сегодня мы открываем рубрику, посвященную выдающимся людям, в разные годы возглавлявшим заводы, КБ и НИИ корпорации УВЗ. Тем, кто смог поднять на небывалую высоту российскую машиностроительную отрасль.
ВЕЛИКИЙ ОРГАНИЗАТОРПрожитые годы – это еще не мера жизни. Главное – итог, результат, вехи времени, интонация памяти… Только вот с каким аршином подходить к личности такого масштаба, как Александр Саввич Большев? Великий труженик. Отработал на заводе имени Лепсе (г. Киров) 59 лет, из них почти 30 лет (1955–1984) на посту генерального директора предприятия, которое создавалось на Вятской земле в годы Великой Отечественной войны и без продукции которого не поднимался в воздух ни один отечественный летательный аппарат. Великий организатор. Как-то на заводе подсчитали, что за время его директорства лепсенцы освоили выпуск свыше 750 принципиально новых изделий для авиации и спецтехники поистине необозримого диапазона. В становлении и развитии это подняло на крыло великую армаду – от «кукурузника» и авиалайнеров до космического «Бурана», от непревзойденных истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков до ракетных комплексов, равных которым нет. Такое возможно только на суперсовременном предприятии, в цехах которого трудится элита рабочего класса.
Большев – Герой Социалистического Труда, почетный авиастроитель, заслуженный машиностроитель РСФСР, почетный гражданин Кирова, депутат Верховного Совета РСФСР, делегат XXV съезда КПСС. Его имя носят одна из улиц областного центра, кафедра электрических машин и аппаратов Вятского государственного университета, одним из создателей которого, равно как и Кировского авиационного техникума, был А.С. Большев. Премия его имени – высшая заводская награда, которой удостоены уже почти 70 достойнейших работников.
ПЯТИЛЕТКА БОЛЬШЕВАТворения рук лепсенцев вместе с Юрием Гагариным покоряли космическое пространство – на заводе изготовлены пусковой механизм ПМГ-60 и электродвигатель Д-2Р, благодаря которым своевременно раскрылся парашют спускаемого модуля «Востока-1».
В 1961 году завод приступил к серийному выпуску изделий для ракетного комплекса «Даль». Это стало прорывом в технологическом развитии предприятия.
В начале 70-х в стране создавался штурмовик с изменяемой геометрией крыла Су-24, и заводу «ЛЕПСЕ» поступило задание – наладить серийный выпуск редукторов и домкратов для изменения стреловидности крыла самолета. Коллектив с заданием справился с честью, а директор Большев за выполнение задания был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
ВЗГЛЯД С ОРБИТЫЛетчик-космонавт Александр Серебров так отзывался о дружбе с Большевым:
– На одной из встреч в трудовых коллективах меня спросили, страшно ли жить и работать в космосе, тем более в открытом космическом пространстве? Не кривя душой и не бравируя, ответил: «Не страшно. Прежде всего потому, что рядом с тобой профессионалы, будь то собрат по орбитальной станции или весь земной коллектив Центра управления полетами. Страшно на земле, особенно если ты находишься среди непорядочных людей, которые могут тебя и оболгать и предать».
Порядочность – это высшая школа нравственности, которой я привержен и по которой оцениваю окружающих меня людей. И я, конечно, весьма горд и счастлив тем, что это мое мироощущение стопроцентно совпало с критериями Большева, с которым был дружен, которого глубоко уважал и искренне любил.
Мне доводилось бывать на многих предприятиях Советского Союза. Когда я впервые попал на завод им. Лепсе, меня поразили три вещи.
Первое: по масштабу, по профилю, по номенклатуре, сложности, отлаженности и динамичности развития подобного предприятия не было ни в одной союзной республике.
Второе: гармоничная, всеобъемлющая, проникнутая заботой о людях и также не имеющая аналогов социальная сфера.
Третье: сам трудовой коллектив, трудоспособный и талантливый, объединенный не только общей целью, но и каким-то особым духом.
И чем ближе я сходился с Александром Саввичем, тем лучше понимал, что это и есть большевистский дух, основу которого составляли профессионализм, патриотизм, ответственность и порядочность.
УЧИТЕЛЬ ДИРЕКТОРОВОдной из «особинок» Александра Саввича Большева было его трепетное отношение к учебе. Сам он это стремление к знаниям называл родительской заповедью, о которой неизменно вспоминал со свойственным ему юмором:
– Мне, пацану, ехать учиться из сытой деревни в голодный город не хотелось. Тогда мать взяла вожжи и всыпала мне по «мягкому месту», приговаривая: «Учись, учись, дуралей. Помни завет отца!» Потом запрягла лошадь и увезла меня на станцию, на поезд.
Будучи обладателем трех дипломов – техникума, института и авиационной академии, Большев тем не менее оставался вечным студентом, не упуская ни единой возможности пополнить копилку знаний. Это хорошо ощущали на себе выпускники Кировского политеха, где Александр Саввич был бессменным председателем государственной экзаменационной комиссии. Во всяком случае, обвести вокруг пальца столь дотошного экзаменатора не удавалось никому. Большев же в своей требовательности руководствовался заводским интересом: все, в ком он замечал искру таланта, получали неоценимый шанс влиться в лепсенский коллектив. И не только начать строить рабочую карьеру, но и продолжить обучение в негласной, но весьма эффективной «школе Большева».
Вот в нее-то на заре своей крылатой юности и попал сегодняшний директор по строительству Борис Карпман:
– Ощущение творческого простора – вот чувство, которое переполняло нас. Будучи мудрым психологом, Александр Саввич «решал» каждого как сложнейшую головоломку. Ведь иной раз человек и сам не подозревает, каким ресурсом, каким творческим потенциалом он обладает. И Александр Саввич «раскрывал» нас, как раковину, в которой обязательно должна быть жемчужина. И если уж находил, то непременно вставлял в «оправу» своей поддержки и внимания. Он учил нас не ползать, а летать, подъемная сила его заботы и помощи поистине поднимала нас на крыло.
Надо ли говорить, что после Александра Саввича не было на предприятии ни одного директора «со стороны» – все они вышли из «школы Большева». Возможно, именно это и спасло завод. Эдуард Шабалин, Евгений Хоменок приняли на себя весь удар реформенно-перестроечного лихолетья, той самой неразберихи в управлении страной, когда завод, как самолет из песни, летел «на честном слове и на одном крыле». И это они ценой невероятных усилий не дали заводу кануть в пучину безвременья. Нынешний генеральный директор ОАО «ЛЕПСЕ» Геннадий Мамаев – выученик Большева, которому сам Александр Саввич напророчил директорскую судьбу, в 1997 году принял завод в предбанкротном состоянии. Тогдашнюю ситуацию Геннадий Александрович называет самым кошмарным сном наяву. Но именно он с новой командой управленцев, которых также вырастил завод, не просто спас предприятие, но и вернул ему славу флагмана отечественного авиастроения. А инвестиции в условия труда, в качество жизни заводчан были и остаются первоосновой кадровой, экономической, социальной политики предприятия.
НОВОСЕЛЬЯ ОТ БОЛЬШЕВАНепреложное кредо Большева: «Прежде чем потребовать с человека, надо сначала дать ему почувствовать, что о нем заботятся. Вот с заботы мы и начинали». Новоселья от Большева – это просторные заводские корпуса, оснащенные самым современным оборудованием, комфортные и безопасные условия работы. Это столовые и школы, поликлиника и больница, база отдыха и пионерский лагерь, плавательный бассейн и санаторий-профилакторий. Конечно же, жилье, и городские микрорайоны, возведенные заводом, до сих пор впечатляют архитектурой и разумностью инфраструктуры. Большеву приходилось отчитываться за каждый объект – уж слишком многое делалось смело, размашисто, нестандартно.
ВЯТСКИЙ МЕЧТАТЕЛЬОн родился четырнадцатым ребенком в крестьянской семье, сам был главой большого трехпоколенного семейства и жил точно по пословице, гласящей, что от трудов праведных не наживешь палат каменных. Жил по материнскому наказу: «Саша, жить лучше победней, зато почестней».
…Он оставил после себя великое наследство: уникальный завод, уникальный коллектив, уникальные традиции. Он оставил нам в наследство пространство мечты и созидания, добра и любви, борьбы за лучшее в человеке и хранительного отношения к святыням Отечества…
Сегодня ОАО «ЛЕПСЕ» – это структура державного значения. Предприятие, которое входит в корпорацию УВЗ. Мощный потенциал акционерного общества позволяет ему не только надежно обеспечивать обороноспособность России, но и уверенно интегрироваться в атомную, нефтегазовую, строительную, железнодорожную, медицинскую отрасли. «ЛЕПСЕ» – это экономика высшей пробы. Но за каждой экономической составляющей на предприятии неизменно стоит человеческая. Основы каждой «цифры» – мораль и нравственность, человечность и порядочность. Может, это и есть лучшее выражение памяти об Александре Саввиче Большеве – великом гражданине России.
Вас заинтересует
Макаровец Николай Александрович
Высокоточные патроны для ORSIS T-5000 будут выпускать в Ульяновске
«Авиационное оборудование
Курганмашзавод созданные побеждать, призванные защищать
Техника УВЗ для армии нового поколения