инженерные сети очень хорошая вещь.
В небе над Приднестровьем 23 марта 2014 года сбит украинский беспилотный летательный аппарат (БЛА), осуществлявший видео- и фотосъемку. Специалисты местной госбезопасности утверждают: «Запуск БЛА был осуществлен с территории Украины группой лиц, предположительно имеющих отношение к оперативно-техническим подразделениям Службы безопасности Украины, Генштаба Минобороны Украины либо к сторонникам «Правового сектора», с целью проведения разведывательных действий на территории ПМР».
Подобных происшествий в небе Приднестровья не было более 20 лет. Последний раз силы ПВО в этом регионе применялись летом 1992 года. Тогда боевые пуски осуществляли расчеты 14-й гвардейской общевойсковой армии России. Цели – молдавские МиГ-29, доставшиеся республике после распада СССР. 31 самолет был выведен в Молдавию из Венгрии в 1991 году, однако после объявления республикой независимости все 48 летчиков полка и большая часть технического персонала уехали в Россию и другие республики бывшего СССР. Тогда военное ведомство Молдовы начало кампанию по вербовке пилотов молдавской национальности. К весне 1992 года в молдавских ВВС насчитывалось четыре пилота, которые имели опыт полетов на МиГ-29.
Наибольший интерес представляют два эпизода войны в приднестровском небе, которые не известны широкой общественности, поскольку непосредственные участники этих событий не афишировали себя, дабы не подвергнуться уголовному преследованию со стороны властей Молдовы. Последние объявляли приднестровских и российских военных в розыск, как уголовных преступников.
КТО НАПУГАЛ МОЛДАВСКИЕ «МИГИ»?
Дмитрий Жуков – автор книги «Войны на руинах СССР» – первый случай применения авиации в ходе приднестровского конфликта описывал так:
«23 июня перед ВВС Молдовы была поставлена задача разрушить стратегически важный мост через Днестр, связывающий Приднестровье с Бендерами. Для нанесения удара были задействованы два самолета МиГ-29, которые несли по шесть бомб ОФАБ-250. Для контроля за результатами налета в операции принял участие один МиГ-29УБ.
В 19.15 молдавские пилоты произвели бомбометание, но неточно, и мост остался цел, а все бомбы упали на близлежащее село Парканы. Прямым попаданием был уничтожен дом, в котором погибла вся семья. Официальные лица Молдовы поначалу отрицали причастность своих ВВС к налету. Однако потом военный министр Республики Молдова признал факт разрушения дома, но отверг заявления СМИ о гибели людей».
Почему же летчики не попали в стратегически важный мост? Ответ на этот вопрос автор материала получил во время беседы с офицером 1162-го зенитного ракетного полка 59-й гвардейской мотострелковой дивизии Юрием К., которая состоялась в 1995 году. На тот момент 14-ю армию уже лихорадили «реформы» (точнее – ее просто разгоняли), поэтому, понимая, что в ближайшее время многие из участников боевых действий уедут в Россию, по собственной инициативе начал собирать фактуру впрок. В ходе журналистского поиска удалось пообщаться со старшими офицерами штаба армии, офицерами-зенитчиками и артиллеристами, разведчиками и «комендачами» – основными действующими лицами той войны. Некоторые, узнав о моем «хобби», сами предлагали рассказать о событиях, которым стали свидетелями и участниками. Единственное условие – не называть их фамилии до признания ПМР или до вывода войск из региона.
Записывая на диктофон беседы, я прекрасно понимал, что опубликовать их в ближайшие годы не удастся – освещение боевых действий в Приднестровье тогда не приветствовалось. Для нас, журналистов еженедельной армейской газеты «Солдат Отечества», отделом воспитательной работы была даже сформулирована фраза, которой мы должны были пользоваться в случае необходимости упомянуть события 1992 года: «С первого и до последнего дня воины-россияне соблюдали «вооруженный нейтралитет», не давая втянуть себя в бойню. Это послужило одним из факторов прекращения вооруженной фазы конфликта». Коротко, ясно, но непонятно. Мол, догадайтесь сами!
ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИЛО В НЕБЕ ПРИДНЕСТРОВЬЯ В ТЕ ДНИ?
«Вечером 19 июня 1992 года после нападения Молдовы на Бендеры полк, как и другие части дивизии, подняли по тревоге, – рассказывал офицер Юрий К. – Зенитный ракетный полк был вооружен ЗРК «Оса». По штату было 5 батарей, но в связи с тем, что часть была кадрированной, то есть на батарею приходилось 4 солдата, укомплектовать сумели лишь одну.
Собрав весь личный состав, принялись готовить технику первой батареи. Параллельно начали слаживать расчеты. Что собой «официально» представляла батарея? Это 4 боевые машины, 2 ТЗМ (транспортно-заряжающие машины), БТР-60 (ПУ-12), ЗИЛ-131 – возимый ЗИП (запасные инструменты и принадлежности), ЗИЛ-131 – МТО (машина технического обслуживания) и транспортная машина.
Технику и людей собирали по крохам. Одну боевую машину из первой батареи, другую из второй. Собрали 4 боевые машины, 1 ТЗМ, 1 БТР-60 (ПУ-12, пункт управления зенитно-ракетной батареи) и ГАЗ-66 (П-15, станцию радиолокационной разведки, с радиостанцией Р-142).
Относительно спокойно прошло два дня. Все занятия и работы проходили в парке. Техника находилась в боксах.
22 июня до обеда проходили занятия. В 13 часов офицеры, прапорщики с личным составом убыли на обед. Кроме наряда в парке остался один офицер и один солдат-срочник.
Между 14 и 15 часами позвонил начальник ПВО и приказал выгнать одну боевую машину из парка. Задача – занять позицию за автопарком артиллерийского полка. Я подготовил боевую машину к маршу. Когда мы уже стояли перед КТП, поступила новая вводная: «Поставить на позицию батарею». И первая и вторая команды были следствием шифровки министра обороны Павла Грачева, разрешавшей с 22 июня отвечать на огонь в случае прямой угрозы нападения на военные городки.
Пока готовили технику, прошел еще час. Вышли на стартовую позицию в район парковой зоны 59-й дивизии. Командир полка скомандовал: «Провести подготовку».
Провел функциональный контроль, затем включил антенну «на излучение», чтобы составить карточку отражения от местных предметов. Во время включения заметил на индикаторе две отметки. Сразу же взял их на сопровождение.
С помощью ТОВ (телевизионного оптического визира) я наблюдал цели визуально. Два МиГ-29 шли по руслу Днестра по направлению к Бендерам. Перед городом они скрылись за холмистой местностью, затем прошли над мостом и селом Парканы.
Доложил командиру батареи азимут и дальность. Уверен, мой доклад прошел всю цепочку вплоть до командующего генерала Юрия Неткачева, но никто не решился дать команду на пуск.
После разворота самолеты взяли обратный курс. Вновь я обнаружил их на дальности 15 километров. Прошло 5–7 секунд. На дальности 13,5 километра взял на сопровождение. Визуально увидел на дальности 13 километров.
После захвата истребителей на автосопровождение, пилоты явно занервничали. Как результат, их бомбы в цель не попали. Одна упала в 300–400 метрах возле моста, а вторая и третья угодили в Парканы – болгарское село, расположенное вдоль левого берега Днестра между Бендерами и Тирасполем. Я доложил, что цель проводит бомбометание.
Пауза затянулась. Рация молчала. Когда поступила команда «Цель уничтожить», было поздно. Дальность – более 10 километров и цели удалялись. Я бы их уже не достал, ведь дальняя граница зоны поражения – 10 километров 300 метров. Молдавские самолеты безнаказанно скрылись в северо-западном направлении.
С этого эпизода началась настоящая боевая работа. Все поняли, что для уничтожения Приднестровской республики молдавские военные не остановятся ни перед чем. 23 июня в полк пришел приписной состав. К слову, «партизан» отбирали еще в мае. Мобист части ездил в городской военкомат, отбирал документы на специалистов. Затем их приглашали в расположение для беседы. Благодаря этому за один день были укомплектованы все батареи.
Боевая работа была организована следующим образом: батареи получала целеуказание с командного пункта командира полка. Внутри батареи команду на открытие огня расчетам давал командир батареи. По внезапно появляющимся целям вели огонь самостоятельно, с последующим докладом командиру полка.
Работали двумя машинами и постоянно меняли боевые позиции. Они находились в садах в районе села Терновки и на Ближнем Хуторе. Там мы охраняли нефтебазу. Каждой паре был назначен сектор ответственности. В его границах мы могли поражать цели.
Все эти дни мы почти не спали. В полк на совещание возвращались ночью, к 23.00. Командир полка доводил задачи на следующий день, и мы вновь убывали на боевые позиции».
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ «МИГОВ»
«Утром 26 июня вновь столкнулся с МиГами, – продолжал вспоминать Юрий К. – Самолеты взлетели с военного аэродрома Маркулешты, расположенного чуть севернее молдавской столицы. Они заходили с северо-запада, но в момент захвата изменили курс и начали уходить на северо-восток.
Два МиГ-29 летели бомбить Тираспольскую нефтебазу. Самолеты летели близко друг к другу, на расстоянии менее 50 метров, поэтому цель первоначально была одна. Затем цели на экране разделились. Я взял их на сопровождение и тут же произвел пуск.
Стрелял двумя ракетами. На пусковом устройстве ЗРК «Оса» находится 6 ракет. Это позволяет стрелять как одиночными, так и «очередью»: двумя зенитными управляемыми ракетами (ЗУР. – А.К.) с интервалом в 4 секунды.
Отчетливо в ТОВ я увидел подрыв ракеты и то, как за МиГом появился белый дымный шлейф, характерный для попадания осколков в топливную систему. Попал!
Точно знаю, что обломки ракеты упали на территорию Украины. Пограничники и Национальная гвардия спешно оцепили район падения обломков ЗУР и перекрыли границу с ПМР. Судьба самолета и экипажа мне не известна. Из газеты «Днестровская правда» за 1992 год я узнал фамилии молдавских летчиков, решивших «прославиться» бомбардировками Приднестровья. Это старшие лейтенанты Александр Дарануца, Александр Бобович, Святослав Медуран, капитан Руссу (и газета, и мой собеседник неверно называли фамилии пилотов. Мост бомбили: майор Виталий Руссу, капитан Александр Дарануца, старшие лейтенанты Александр Попович и Святослав Небурак. – Авт.).
В своем дневнике офицер штаба 14-й общевойсковой армии полковник Виктор Чернобривый в тот день сделал следующую запись:
«26 июня в 7 часов 30 минут.
С западного направления на дальности до 35 километров от Бендер противником была поставлена пассивная помеха для прикрытия двух самолетов МиГ-29.
В момент выхода самолетов на цель, нефтебазу в Тирасполе, находившийся на командном пункте ПВО армии полковник Г. Добрянский отдал приказ на уничтожение цели.
Через несколько минут после пуска ЗУР с батареи доложили: «Взрыв на высоте 3000, отметка цели с экрана исчезла».
Самолет, получивший повреждение, упал на территорию Молдовы, сам факт потери самолета официальный Кишинев отрицал.
Разведчики из роты специального назначения 14-й армии, проводившие рейд «на том берегу», принесли обломки, которые были идентифицированы как фрагмент антенны МиГ-29.
После этого случая налетов на территорию Приднестровья не было.
Только после окончания боевых действий молдаване официально признали потерю одного МиГ-29, и есть все основания считать, что этот истребитель на счету ПВО 14-й армии».
ПОСЛЕ ВОЙНЫ
«7 августа мы вернулись в парк. В сухом остатке два «напуганных» и один подбитый МиГ, – вспоминал Юрий К. – Всего с 22 июля 1992 года по воздушным целям было проведено 29 пусков зенитных управляемых ракет, израсходовали 24 ЗУР, из-за различных неисправностей зенитных управляемых ракет или транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), было зафиксировано 5 несходов (пуск произведен, но ракета из контейнера не вышла. – Авт.). На складе хранилось 29 ТПК, использованных в ходе боевой работы зенитного ракетного полка в небе Приднестровья.
12 июля наша батарея ушла в район села Колбасна Рыбницкого района прикрывать артиллерийский склад боеприпасов, доставшийся 14-й армии по наследству от бывшего Одесского военного округа. Аэродром Маркулешты, где базировались МиГи, находится по прямой в 120 километрах от Колбасны, поэтому командование армии небезосновательно рассматривало возможность атаки на склады. Под Рыбницей мы находились до конца 1992 года. Задачу мы выполнили. Военные Молдовы на реванш не отважились».
ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАГРАДЫ
Офицеры-зенитчики 14-й армии, участники приднестровской войны, награждены российскими государственными наградами. Моему собеседнику – Юрию К. в 1993 году вручили орден «За личное мужество». Получил свою награду и выпускник Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков 1984 года Виталий Руссу, бомбивший мост между Бендерами и Парканами. Указ о награждении его орденом «Штефан чел Маре» (Stefan cel Mare), высшей военной наградой Республики Молдова, был подписан 6 марта 2012 года, к 20-летию начала братоубийственной войны. Как говорится, из одного металла льют и медаль за праведный бой, и орден за разрушенные мирные дома. Впрочем, история все уже расставила по своим местам…
Кто и как 23 марта 2014 года уничтожил украинский беспилотный летательный аппарат, можно только догадываться. Пока же власти Приднестровья обращаются к представителям стран-гарантов в переговорном процессе по молдавско-приднестровскому урегулированию с просьбой «не предпринимать мер военно-разведывательного характера, ведущих к повышению напряженности, в том числе на приднестровско-украинском участке границы».
Вас заинтересует
Вооруженные силы Приднестровья: 23 года со дня основания
Замороженная война
Молдавские власти воюют с русским языком
Вооруженные силы Молдовы на современном этапе
Возможено ли новое развитие приднестровского военного конфликта?