<!--TEnd-->
Пока Запад в убыток себе рвет связи с Россией, в Москве всерьез задумываются о сотрудничестве со странами Восточной Азии. Конечно, в первую очередь речь идет о Китае – могучей ядерной державе, которая составляет конкуренцию США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а в перспективе могла бы стать одной из глобальных сверхдержав. Но не все так просто: специалисты говорят о том, что в ближайшие десятилетия произойдет перегрев китайской экономики, за которым последует мощный социальный взрыв. Чтобы сдержать негативные тенденции, Поднебесная попытается канализировать протестные настроения при помощи внешней агрессии, а заодно попробует овладеть ресурсами российского Дальнего Востока. Нужен ли нам такой «друг» и что с ним делать?
Наш дальневосточный партнер
]]>Китай – один из важнейших стратегических партнеров России, а Россия для Китая – надежная опора во внешней политике и торговый компаньон: благодаря дружественным отношениям, товарооборот между нашими странами непрестанно увеличивается. Одновременно происходит политическое сближение Москвы и Пекина, готовых к совместному противостоянию со странами Запада.
Несмотря на то, что во время холодной войны Россия и Китай были идеологическими противниками, сейчас, в 21 веке, оба государства выступают за мирный диалог во внешней политике и настаивают на построении качественно новой системы международных отношений, где не будет права силы, а каждая страна сможет отстаивать свои интересы, не опасаясь агрессии из-за океана. Москва и Пекин сходятся в том, что нет единой стратегии развития для всех государств земного шара. Каждая нация имеет право выбрать свой особый исторический путь без оглядки на сильных мира сего. Мантры США и Европейского союза о том, что капитализм и демократия должны победить, не соответствуют действительности – как видим, есть такие страны, где эти формы общественных отношений не приживаются на протяжении столетий.
Чтобы отстоять независимость от Запада, России и Китаю нужно объединиться, создать собственные надгосударственные структуры. И работа на этом фронте ведется: уже существуют ШОС и БРИКС, позволяющие координировать отношения между странами, со скептицизмом настроенными по отношению к западному проекту. Причем США и Европа лишены возможности как-либо вмешиваться в работу этих международных организаций, так что не могут напрямую диктовать свою волю их членам.
Одновременно Китай и Россия помогают менее сильным странам, не способным в одиночку противостоять Западу. К ним относятся Иран, Сирия, КНДР, Венесуэла, Эквадор и другие государства, которые могут выступать в качестве региональных сил. Защита стран осуществляется дипломатическими методами, в первую очередь, через Совет безопасности ООН. Любые попытки раздавить центры антиамериканзма заканчиваются для Соединенных Штатов фиаско: Москва и Пекин наделены в Совбезе правом вето, а значит, могут блокировать несправедливые решения.
Впрочем, Поднебесная – не во всем союзник России. Не надо забывать о том, что у Китая есть свои стратегические интересы, и они только отчасти совпадают с российскими.
Обратная сторона медалиПо мнению Александра Храмчихина, автора книги «Дракон проснулся. Внутренние проблемы Китая как источник китайской угрозы России», Пекин может стать врагом Москвы, если столкнется с серьезнейшим внутренним социально-политическим кризисом. Китай попытается канализировать энергию недовольных масс, а заодно попробует получить доступ к ресурсам Дальнего Востока и Сибири.
Главной проблемой КНР Храмчихин считает расточительную экономику: Поднебесная потребляет слишком много ресурсов и совершенно не считается с тем, что у нее есть. По данным на 2010 год, доля Китая в мировом импорте составила 9,1%, причем большая часть китайского импорта – сырье и энергоресурсы: нефть, газ, сталь, уголь. Китай превратился в главного покупателя нефти при том, что занимает шестое место в мире по объему запасов «черного золота». Одновременно происходит бездумное загрязнение вод и земель: 80% территории страны признаны зонами экологического бедствия.
Александра Храмчихина беспокоит и стремительно растущее неравенство между богатыми и бедными китайцами, а также между средним классом и жителями деревень. Например, китайский крестьянин в течение месяца в среднем зарабатывает 90 долларов, а горожанин – 300 долларов. Крестьяне оплачивают 90% от стоимости медицинских услуг, а горожане – всего 60%. Многие крестьяне переселяются в города, и это создает сильнейшую нагрузку на инфраструктуру, а также приводит к усилению социального неравенства: около 10% жителей Китая считаются внутренними трудовыми мигрантами, и живут в необустроенных районах, зарабатывая при этом гроши.
Такое неравноправие стало причиной серьезной социальной напряженности. Китай не публикует данных об акциях протеста, и не зря: в 2005 году, по информации Министерства безопасности КНР, в стране произошло 87 тысяч акций протеста. Для сравнения, в 1994 году жители Поднебесной выходили на акции протеста около 10 тысяч раз.
У России есть только два союзника: армия и флотАлександр Храмчихин пишет о том, что правительство Китая, известное своей дальновидностью, подготовило план на случай, если десятки тысяч китайцев восстанут против существующего порядка. Пекин просто отправит их на завоевательную войну, и жертвой этой войны может стать даже Россия.
Писатель утверждает, что китайцы психологически готовы к вторжению в соседнее дружественное государство. Власти натаскивают их с детства, еще в школе обучая тому, что Дальний Восток и Забайкалье – «исконно китайские» территории, которые необходимо «вернуть». Такие радикальные настроения подкреплены и практическими действиями: китайцы массово переселяются в дальневосточные регионы России. Точная численность переселенцев неизвестна никому.
И этот факт неутешителен: согласно конституции КНР, дети от смешанных браков с гражданами Китая считаются китайцами и подлежат государственной защите. В 1979 году КНР использовала эту норму главного закона для того, чтобы оправдать войну против Вьетнама. Александр Храмчихин заставляет задуматься читателя над тем, не повторит ли Китай тот же прием и в отношении России?..
Настораживает растущая мощь НОАК: у Китая уже достаточно сил для ведения оборонительной войны любой сложности, но Пекин продолжает усиление вооруженных сил. Для чего? С кем Поднебесная собралась воевать на чужой территории?
Безусловно, России нужно искать альтернативу странам Запада, но не ценой потери Дальнего Востока. Необходимо вести подготовку к возможным ударам в спину со стороны Китая в ожидании социально-экономической дестабилизации внутри самой КНР. И тревожные сигналы уже заметны: на востоке Поднебесной активизировались уйгурские сепаратисты и представители радикального ислама. Можно не сомневаться, что в движение пришли и другие группировки, желающие разрушения китайской государственности, а внутри китайского общества периодически происходят вспышки насилия – правда, правительство скрывает достоверные сведения о них, и судить об истинной ситуации в КНР могут только спецслужбы.
В любом случае, Москва не должна терять бдительности в ожидании того, когда китайский дракон проснется. Партнерские отношения и совместное противостояние Соединенным Штатам, конечно, важны, но ради них не стоит жертвовать национальными интересами и государственным суверенитетом.
Вас заинтересует
Китай призвал США начать с соблюдения прав человека у себя дома
Китай переживает всплеск исламистского террора
В «газовой войне
США возвращают заводы «домой
Стратегические слабости КНР