<!--
TEnd
-->
http://www.economhotel.ru это во первых дешево, весьма уютно и главное можно познакомиться с отличными людьми и мало потратить на путешествие.
Западные корпорации меняют принципы работы на международном рынке, и возвращают производство «домой». В частности, такие тенденции проявляются в торгово-экономических связях между США и Китаем: американские компании постепенно сворачивают производство в Поднебесной, и переориентируются на американский рынок труда. Пекин, между тем, старается покровительствовать национальным корпорациям, и создает искусственные барьеры для иностранцев.
Как все начиналось
После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году руководство континентального Китая начало осуществлять политику интеграции страны в систему мировой экономики. Это привело к невиданному успеху: Поднебесная развивалась ошеломляющими темпами, стремительно вырвавшись из разряда стран третьего мира, и достигла почти таких же высот, как наиболее могущественные государства. Дело в том, что дешевая рабочая сила из КНР стала доступна иностранным инвесторам: те перенесли свои фабрики и заводы из США и Европы в Поднебесную, превратив ее в новую мастерскую мира.
Перемещение центра производства с Запада на Восток в корне изменило всю систему международных хозяйственных отношений. В Китае были сконцентрированы трудоемкие и вредные для окружающей среды предприятия, поскольку Пекин практически не требовал от компаний придерживаться каких-то стандартов в сфере экологии и охраны труда. На Западе остались, в своем большинстве, управленцы – различные «эффективные менеджеры», а также финансисты. В их руках оказывались все доходы от реализации товаров, изготовленных в Китае.
Впрочем, несмотря на то, что большая часть выручки не «оседала» в Поднебесной, Пекин извлек из притока иностранных капиталов существенные выгоды. Речь идет о современных технологиях: китайские специалисты на удивление быстро освоили секреты производства сразу в нескольких отраслях национальной экономики. Конечно, не без ошибок, со временем Китай наладил выпуск собственных товаров разного типа, начиная от двигателей внутреннего сгорания и заканчивая портативными электронными устройствами.
Также КНР за счет иностранцев удалось накормить свое население и обеспечить его работой. Это способствовало стабилизации страны: голодные и безработные массы опасны для любого правительства. В свою очередь, Запад благодаря Китаю преодолел последствия экономического кризиса 70-х годов.
На протяжении нескольких последующих десятилетий бурный рост мировой экономики обеспечивался за счет того, что Индия и страны Юго-Восточной Азии последовали примеру КНР, и всячески благоприятствовали западным корпорациям. Интересно, что в Великобритании и США экономический рост считают заслугой Маргарет Тетчер и Рональда Рейгана, умышленно или по незнанию умалчивая о значении трудолюбивых азиатов.
Глубокий кризис на Западе
В конце «нулевых» источник роста за счет Азии был практически исчерпан. По экономическому развитию и качеству жизни Восток уподобился Западу, и больше не согласен играть роль производственной площадки: Пекин, равно как и другие азиатские столицы, хотят быть похожими на деловые центры США и Европы, контролирующие массу активов за рубежом. Стоимость рабочей силы Китая увеличилась вместе с потребительскими запросами жителей республики, и содержание производственных мощностей в КНР для западных компаний становится невыгодным.
Современные экономические тенденции в азиатских государствах сопоставимы с теми процессами, что происходили в Европе, США и СССР во второй половине 20 века, когда произошла стабилизация национальных экономик, и наступила сытая жизнь, известная в Советском Союзе как «эпоха застоя». Надо ожидать, что свой «застой» будет и у Китая: он почти вышел на пик производственных мощностей, и больше не может, да и не хочет поддерживать рекордные темпы становления национальной экономики.
Для Соединенных Штатов такая ситуация невыгодна. Поднебесная теряет производительность и ориентируется уже не на количество, а на качество, стараясь выпускать меньше, но лучше. Китайские рабочие стали «слишком умными», и требуют от работодателей соблюдения своих прав, а также повышения заработной платы в соответствии с новыми стандартами жизни. В таких условиях рост бизнеса западных корпораций замедляется, а рассчитывать на свои силы они уже не могут – все давно в Азии. Отчасти этим объясняется последний затянувшийся экономический кризис, призрак которого до сих пор преследует европейских экономистов.
На этом фоне Америка пытается возродить промышленность – опору стабильной национальной экономики. После переноса производства в страны Азии в США без работы осталось население целых городов, зависимых от благосостояния местных предприятий. «Ржавый пояс» Соединенных Штатов – депрессивные деиндустриализированные городишки – пролегает по территории нескольких северных штатов, и находится практически под носом у Вашингтона.
Есть в Америке и проблемы с безработицей. Современное постиндустриальное общество не нуждается в рабочих руках, для выполнения операций и обслуживания инфраструктуры хватает и немногочисленной когорты специалистов. Однако освобожденные от труда граждане не всегда смиряются с тем, что их под тем или иным предлогом выбрасывают на обочину жизни, и подчас представляют серьезную угрозу внутренней безопасности.
Наконец, США готовятся к глобальному противостоянию с Китаем, и в последние годы быстро продвигается к его границам. Но как начать холодную войну с Поднебесной, если твой враг контролирует сердце твоей национальной промышленности – сотни заводов и фабрик? Как раз по этой причине война между Соединенными Штатами и Китаем сейчас представляется невозможной, разве что Пекин захочет нанести упреждающий удар, и начнет национализацию американского имущества, либо будет всячески препятствовать деятельности иностранных компаний. Правда, такие действия КНР невыгодны, и лидеры Поднебесной вряд ли отважатся начать конфликт первыми.
Вообще, Китай многое потеряет, если западные страны начнут выводить производство из Азии. Трудно спрогнозировать, с какими проблемами столкнется Поднебесная, если лишится принадлежащих иностранцам заводов и фабрик, но уже сейчас можно говорить о росте безработицы и сокращении экономического роста.
Интерес России
Какие выгоды может извлечь Россия из наметившихся тенденций? Разрыв экономических связей между КНР и США сыграет нам на руку. Как некогда КНР действовала по принципу «мудрой обезьяны», России следует не вмешиваться в грядущий конфликт, наблюдая за тем, как его участники теряют силы. Не нужно тешить себя иллюзиями, что Китай срочно требуется спасать – в перспективе он представляет угрозу для российского Дальнего Востока, и Кремлю нужно добиться его максимального ослабления. В конце концов, для РФ будет полезным, если в тандеме Москва-Пекин станет преобладать позиция России.
То же касается и Соединенных Штатов: чтобы вернуть фабрики «на родину», потребуется много времени и усилий. К тому же США смогут осуществлять более решительную политику в отношении КНР, что свяжет им руки, и у России появится уникальная возможность разобраться с проблемами в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.
В целом, назревающее экономическое противостояние между Соединенными Штатами и Китаем надолго отвлечет оба этих государства от проблем, не имеющих непосредственного отношения к конфликту. Пока холодная война между Пекином и Вашингтоном не началась, России придется выдержать некоторое давление; однако, спустя два-три года, США переключатся на новую жертву, и пружина разожмется – тогда же Москва сумеет вернуть свое прежнее влияние в условиях, когда на ее действия практически не обращают внимания и, более того, в надежде обрести могучего союзника даже предлагают России стать членом того или иного альянса.
Вас заинтересует
Анти-НАТО: Россия и Китай объединяются для противостояния Западу
В поисках суши: Япония готова поддержать любого, кто будет воевать с Китаем
Китай переживает всплеск исламистского террора
В «газовой войне
Китай – союзник?..