Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

Сражение на реке Ялу. Часть 2

Сражение

Скупка vertu по очень очень выгодным ценам.Соотношение сил. Восточный отряд Маньчжурской армии под командованием генерала Михаила Ивановича Засулича на рубеже реки Ялу состоял в боевом отношении из отборных воинских частей. В него входили 3-я и 6-я Восточно-Сибирские стрелковые дивизии с их артиллерийскими бригадами (2-й Сибирский армейский корпус) — 20 стрелковых батальонов и 62 полевых орудия. Кроме того, в состав отряда входили Забайкальская казачья бригада, Аргунский и Уссурийский казачьи полки (всего 24 казачьих сотни), саперная рота и телеграфная команда. Всего отряд насчитывал 20-23 тыс. человек.

Японская 1-я армия под началом генерала Куроки состояла из трёх дивизий: 2-я и 12-я пехотные дивизии и гвардия. В составе дивизий было 48 батальонов, 15 эскадронов и 180 орудий (по другим данным — 128 орудий). Всего в районе города Инчжоу (Ичжу) было сосредоточено более 60 тысяч японских солдат. К тому же армия Куроки постоянно пополнялась. При армии также было более 16 тыс. носильщиков (они заменяли военный транспорт). Перед 1-й армией стояла задача оттеснить русские заградительные силы от границы и открыть дорогу в Южную Маньчжурию.

 


Одновременно японская 2-я армия под командованием Ясукаты Оку находилась в районе Цинампо в полной готовности для перехода морем и десантирования на Ляодунский полуостров. Армия ждала приказа главнокомандующего маршала Ивао Ояма. Главнокомандующий мог отдать такой приказ только в случае успешного прорыва 1-й армии через реку Ялу и блокирования русского флота в Порт-Артуре.

Расположение войск. 18 апреля командир Восточного отряда генерал Засулич получил приказ командующего Маньчжурской армией Куропаткина затруднить японским войскам переправу через Ялу и их дальнейшее продвижение через Фейшунлинский горный хребет. Кроме того, необходимо было выяснить цели и направление движения японцев. При этом Засулич должен был избежать решительного сражения с превосходящими войсками противниками и при сильном давлении отступать к главным силам Маньчжурской армии к Ляояну. Таким образом, русское командование недооценило стратегическую важность рубежа на реке Ялу. Японскую армию не собирались останавливать на удобном для обороны рубеже. Так, река Ялу не имела бродов, её можно было форсировать только на плавсредствах. На притоке Ялу реке Эйхо (Айхэ) брод был, но через него могла переправиться только конница. А кавалерия у японцев была слабым местом.

Отсутствие достоверной информации о расположении сил противника не позволило Засуличу вычислить направление главного удара 1-й армии и правильно расположить русские войска. Восточный отряд Засулича был разбросан почти на 100-километровом участке. В месте сосредоточения главных сил японской армии располагалось около половины Восточного отряда. Так, на позиции Саходзы — Тюренчен оборону держали 10 батальонов, 5 конно-охотничьих команд, 32 орудия и 8 пулеметов. В районе Потетынзы расположили полк с 6 орудиями, который выдвинул в Чингоу 1 батальон с 4 орудиями. Правый фланг прикрывался конницей. За левым флангом позиции, у устья реки Амбихэ, был расположен отряд Лечицкого, а далее течение рек Ялу стояли конные дозоры. У села Тензы располагался резерв — 5 батальонов и 8 орудий. Остальные части были растянуты к северу по реке.

Русская позиция на правом берегу реки Ялу была очень удобной для обороны. Правый, гористый берег возвышался над низменностью левобережья. При достаточном количестве войск и хорошем инженерном оборудовании эти позиции могли стать для японцев неприступными или крайне сложными для прорыва. Однако тут в полной мере сказалось презрение части генералитета к военным новшествам. Возможности укрепления позиции, которые дала природа, не были использованы. Презрение к окопам привело к тому, что их соорудили только на несколько рот. К тому же они были почти не замаскированы и открыты, не защищены от шрапнельного огня. Орудия были расположены открыто на горных скатах, обращенных к неприятелю. Это давало японцам возможность визуально обнаружить русские артиллерийские позиции ещё до начала боя. Артиллерийскую разведку не провели. Солдаты не маскировали своё присутствие, и японцы легко могли определить русские позиции. Из-за растянутости сил глубина обороны была низкой. К тому же из-за бездорожья, заросших лесом гор и оврагов маневр войск был затруднен. В таких условиях связь имела огромное значение. Но японцы прервали телеграфную связь, установленную по растянутому фронту Восточного отряда, при первом же соприкосновении.

Оценив обстановку, генерал Куроки решил нанести удар всеми силами на Тюренченском участке. Японские разведчики и агенты (японцы широко использовали китайцев и корейцев для шпионажа) установили, что выше устья реки Эйхо, которая впадала в Ялу, русское командование ведёт наблюдение только с помощью конных разъездов. Переправа здесь значительных сил позволяла охватить с фланга Тюренченскую позицию русского отряда. Поэтому на этом направлении наступали две дивизии — гвардейская и 12-я. Обходной маневр должна была сделать 12-я дивизия. После первого успеха Куроки надеялся выйти в тыл к русскому отряду, отрезать его от главных сил Маньчжурской армии и уничтожить, а затем двигаться к Фынхуанчену, обеспечить высадку и развертывание 2-й армии Оку в Бицзыво. Японцы смогли сохранить в секрете главное направление удара и обеспечить полное превосходство в силах. Для наступления на Тюренченском участке японское командование создало пятикратное превосходство в пехоте и трехкратное — в артиллерии.

[thumb=|Сражение на реке Ялу. Часть 2]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wNS8xMGdlcDJnaTEwb3AuZ2lm[/thumb]


Бой. В ночь на 26 апреля японские войска захватили острова Киури и Сямалинду. Занимавшие их русские охотничьи команды были вытеснены. К 29 апреля японцы завершили сооружение нескольких переправ и расположили на островах несколько сильных артиллерийских батарей, которые обеспечивали переправу войск. Японские артиллеристы имели карты с нанесенными на них русскими позициями на другом берегу реки Ялу. Правофланговая 12-я дивизия была выдвинута к реке Эйхэ, западнее Хусана. Она получила задачу охватить левый фланг русского отряда.

В ночь на 1 мая основные силы японской армии форсировали реку. Надо сказать, что переправа проходила при полном молчании русских батарей, что очень удивило японцев. С русских позиций не сделали ни одного выстрела. Японцы посчитали, что русские отходят или хотят произвести залп в упор. Только после того как японцы стали наводить понтонный мост, русские артиллеристы попытались помешать этому. Однако их позиции, которые были полностью открыты, быстро накрыли. Русские батареи замолчали.

Ранним утром японская артиллерия провела сильную артподготовку. Огонь вели 20 гаубиц и 72 полевых орудия. Многие орудия вели по противоположному берегу прицельный огонь, по заранее выявленным русским позициям. Затем все три японские дивизии пошли в атаку. Они построились в колонны, прикрытые густыми цепями стрелков. На фронте в 10 км против них было всего 5 батальонов пехоты и 2 охотничьи команды при 15 полевых орудиях и 8 пулеметах. Японцы наступали в густых построениях, и только благодаря слабости ружейно-артиллерийского огня противника и отсутствию у русских горной артиллерии они понесли довольно небольшие потери.

К 8 часам японские войска вынудили русских отступить из Тюренчена, и ещё через час силами гвардейской дивизии заняли Потетынзу. Одновременно 12-я дивизия форсировала Эйхэ и перерезала единственную дорогу на Чингоу, охватывая левый фланг русской позиции. Русский конный отряд, который прикрывал левое крыло русской позиции на Ялу, вместо того, чтобы попытаться нанести удар во фланг и тыл форсирующим реку войскам врага, без видимой причины отступил. Генерал М.И. Засулич, и не думая об контратакующих действиях (он проявил в этот день крайнюю растерянность) и под угрозой окружения отдал приказ об общем отступлении Восточного отряда.

Для прикрытия отступающих войск из резерва выдвинули два батальона и 8 орудий 11-го Восточно-Сибирского полка. Они заняли высоту 84. Бойцы 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка в этот день покрыли себя вечной славой. Давая возможность другим войскам выйти из под удара, 11-й Восточно-Сибирский полк стоял насмерть и попал в окружение. Полевая батарея и пулеметная рота дрались до последнего и «легли костьми». Пали смертью храбрых командир полка и почти весь 3-й батальон. Исправляя ошибки командования, два батальона сибирских стрелков полдня сдерживали натиск почти двух японских дивизий. Остатки полка в 4 часа дня пошли на прорыв кольца окружения и ударили в штыки. Японцы рукопашного боя не приняли, и сибирские стрелки смогли прорваться в горное ущелье. Противник преследовал русских солдат, но нарвался на засаду, потерял много людей и отошел. От полка осталось всего несколько десятков солдат и два ротных командира.

Сражение на реке Ялу. Часть 2


Итоги

Восточный отряд отступил в беспорядке к Феншуйлинскому хребту, потеряв большую часть орудий. Японские войска, двигаясь вслед за Восточным отрядом, вышли в район Фынхуанчена. 1-я армия Кроки выполнила свою первоначальную боевую задачу.

Отряд Засулича потерял около 2780 человек (по другим данным — 55 офицеров и 2122 солдата) убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести. Было утрачено 21 полевое орудие и все 8 пулеметов. Орудия нельзя было вывезти с позиций, так как вражеским огнем были убиты ездовые лошади, и артиллеристы вывели пушки из строя. Японские войска потеряли 1036 человек (по их данным). Видимо, японские потери несколько занижены.

Поражение русских войск было вызвано сразу несколькими причинами. Плохо была налажена разведка. Позиции не были подготовлены в инженерном отношении. Засулич не использовал медлительность и излишнюю осторожность Куроки для перегруппировки сил, ошибся с главным направлением удара противника — он ожидал его у Саходзы. Восточный отряд был растянут на большое расстояние, и против ударного кулака японской армии в 25-30 тыс. штыков сражалось только около 8 тыс. человек. Когда выяснилось направление главного удара противника, русское командование не пыталось стянуть все силы к угрожаемому участку и перейти в контрнаступление, использовать конницу для ударов во фланг и тыл противнику. Засулич не создал ряд тыловых и промежуточных позиций, опираясь на которые можно было применить тактику подвижной обороны, малыми силами нанося серьёзный урон превосходящим силам врага (эту тактику использовали буры в войне с англичанами). Кроме того, инициативу Засулича подавлял командующий Маньчжурской армией Куропаткин, который дал массу указаний, часто очень мелочных. В результате Засулич действовал крайне нерешительно, вяло и пассивно (он и в дальнейшем так же действовал).

Поражение на реке Ялу имело стратегическое значение. Японская 1-я армия опрокинула Восточный отряд и вырвалась на оперативный простор. Японцы расчистили для себя удобный путь в Южную Маньчжурию и сделали первый шаг для захвата стратегической инициативы на сухопутном театре. Теперь почти все южное побережье Ляодунского полуострова было открыто для высадки десантных сил. Японское командование получило возможность приступить к осаде Порт-Артура. Выдвинувшись к Фынхуанчену, армия Куроки сковала Маньчжурскую армию Куропаткина и полностью обеспечила высадку и развертывание 2-й и 3-й японских армий.

К тому же первая победа на суше, хоть и над незначительными русскими силами, сильно подняла боевой дух японской армии. Японцы ещё не сталкивались с русскими в бою (не воевали с первоклассной европейской армией), и этот опыт сыграл большую положительную роль для дальнейших боевых действий.

Одновременно первое поражение на суше подорвало боевой дух русской армии. С одной стороны, положительным было то, что русское командование перестало страдать шапкозакидательскими настроениями. Японцы показали себя умелым и опасным противником. Пришло понимание преимущества огня перед штыковым ударом, необходимость сооружения полевых укреплений и расположения артиллерии на закрытых позициях. С другой стороны, было плохо то, что теперь русское командование стало переоценивать противника. Мания фланговых обходов стала бичом русского командования.

[thumb=|Сражение на реке Ялу. Часть 2]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wNS90ZnAwM3BkYnc1LmpwZw==[/thumb]

Вас заинтересует

  • Галицийская битва. Часть 2. Люблин-Холмская операция
  • Галицийская битва
  • Сражение при Ляояне. Часть 2
  • Бой у Вафангоу
  • Битва за «ворота Порт-Артура



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 995 | Добавил: Админишко | Дата: 14-05-2014, 15:21 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:

    Aleksamose   14 мая 2014 15:21
    За тупость царских генералов несёт ответственность - царь! Поэтому он через 13 лет у улетел с трона! Как навоз с лопаты! И нечего причитать по "невинно убиенному!"

    Arkanasvorb   14 мая 2014 15:21
    Полностью согласен с предыдущим оратором!

    JoszsdhKet   14 мая 2014 15:21
    Понтонная переправа!!!!!!! некогда не думал, что они уже тогда существовали. наши люди погибали, и очень плохо что от идиотизма командиров.

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » Сражение на реке Ялу. Часть 2