После начала боевых действий в Северной Африке британские авиаторы осознали, что 20-мм авиапушки недостаточно эффективны против германской бронетехники, а авиабомбы обладают невысокой точностью и требуют применения специальных взрывателей или тормозных устройств при бомбометании с малых высот. В это же время была получена информация о масштабном использовании советскими ВВС реактивных снарядов в ходе боевых действий против гитлеровцев.
На тот момент в Великобритании уже были приняты на вооружение установки с 76-мм неуправляемыми зенитными ракетами. 76-мм зенитная ракета представляла собой простую трубчатую конструкцию со стабилизаторами, в двигателе применялся заряд из 5 кг бездымного пороха — кордита марки SCRK.
]]>При использовании двигателя от 76-мм зенитной ракеты скоро было создано несколько вариантов авиационных реактивных снарядов RP-3. Эти реактивные снаряды отличались сменной головной частью, которая привинчивалась к «трубе со стабилизаторами».
Первоначально было разработано две сменных боеголовки различного назначения: бронебойная 25-фунтовая (11,35 кг) калибра 3.44 дюйма (87.3 мм) и осколочно-фугасная 60-фунтовая (реальная масса, которой, несмотря на обозначение, составляла 47 фунтов или 21,31 кг) калибра 4.5 дюйма (114.3 — мм).
Установка той или иной боевой части происходила непосредственно перед боевым вылетом и занимала у наземного персонала не более нескольких минут. Помимо «штатных» боеголовок, которые официально состояли на вооружении, в войсковых арсеналах изготавливались различные импровизированные боевые части. Так, во время боёв в Италии местные аэродромные умельцы сумели совместить «трубу» двигателя со стабилизаторами с 114.3-мм артиллерийским снарядом, снаряженным белым фосфором, получив таким образом ракету зажигательного действия.
25-фунтовый бронебойный реактивный снаряд являлся по сути стальной болванкой, не содержащей взрывчатого вещества. Общая масса снаряженной 25-фунтовой ракеты составляла 21 кг. Пороховой заряд разгонял ракету до 430 м/с. Дальность эффективной стрельбы составляла порядка 1000 метров. Проведенные испытания показали, что на дистанции 700 м 25-фунтовая ракета пробивала 88-мм броню. Поражающий эффект усиливался ещё и тем, что продолжавший гореть кордит маршевого двигателя обладал сильным зажигательным эффектом.
До 1943 года 25-фунтовый бронебойный реактивный снаряд, получивший обозначение "25-lb AP rocket Mk.I", был способен поразить любой немецкий танк. Однако невысокая точность даже при залповой стрельбе несколькими ракетами не обеспечивала приемлемой вероятности попадания в цель, что снижало боевую ценность этого оружия.
25-фунтовые реактивные снаряды начали активно применяться английской штурмовой авиацией в Северной Африке с июня 1942 года, но к концу войны из-за низкой эффективности практически перестали использоваться против наземных целей.
Однако в морской противолодочной авиации эти снаряды успешно применялись в течение всей войны. Специально для поражения корпуса неглубоко погруженных вражеских субмарин была разработана модификация "25-lb AP rocket Mk.II". С их помощью можно было уверенно поражать подводные лодки противника, находящиеся на глубине до 10 м. Хотя попадание одиночной ракеты в корпус лодки, как правило, не приводило к её уничтожению, но, получив повреждения, субмарина лишалась возможности погружаться и была обречена.
Британские торпедоносцы "Суордфиш"
23 мая 1943 года в северной Атлантике залпом бронебойных ракет с биплана "Суордфиш" была потоплена первая немецкая подводная лодка U-752. Спустя всего дней пять в Средиземном море ракетный залп с патрульного «Хадсона» отправил на дно еще одну подводную лодку.
Снаряжение 25-фунтовыми бронебойными ракетами "25lb AP rocket Mk.I" британского морского патрульного самолёта
К концу Второй мировой войны авиация союзников уничтожила около 250 немецких субмарин, что составило четверть от их общего числа потерь. Пилоты предпочитали именно ракеты для атак подводных лодок, находящихся на мелководье или в надводном положении.
Гораздо активней против наземных целей использовались 60-фунтовые ракеты, которые изначально разрабатывались именно для борьбы с германскими подводными лодками. Но в этой роли они не слишком преуспели.
Боевая часть 60-фунтовый ракеты модификации "60lb НЕ No1 Mk.I" содержала 3 фунта взрывчатого вещества (1.36 кг), снаряжаясь либо чистым тротилом, либо смесью гексогена и тротила. Этого оказалось недостаточно для нанесения серьёзных корпуса подводной лодки повреждений при близком разрыве. В тоже время фугасные снаряды не могли «нырять» так глубоко, как бронебойные.
60-фунтовые фугасные ракеты "60lb НЕ No1 Mk.I" под крылом истребителя «Тайфун»
В связи с этим было решено отказаться от использования этого оружия для атак морских целей, ограничившись наземным применением. Ракеты успешно применялись при атаках площадных целей, таких как транспортные колонны, железнодорожные эшелоны, аэродромы, склады и сосредоточения войск.
В конце 1943 года был разработан усовершенствованный вариант ракеты "60lb SAP No2 Mk.I", получившей наибольшее распространение в британской авиации.
Бронебойно-фугасный (полубронебойный) "60lb SAP No2 Mk.I"
Калибр боевой части возрос до 152 мм, а масса взрывчатого вещества в боеголовке увеличилась в 4 раза (5.45 кг). Боевая часть массой 27.3 кг имела бронебойный наконечник из закаленной стали и была способна пробивать броню толщиной до 200 мм на дистанции до 1 км. Ввиду того, что маршевый двигатель ракеты остался прежним, а масса боевой части значительно возросла, скорость полета упала до 350 м/с, что стало причиной ухудшения точности и уменьшения дальности эффективной стрельбы.
Боевые части английских реактивных снарядов. Слева: 25-фунтовые бронебойные, вверху "25lb AP rocket Mk.I", внизу — "25lb AP rocket Mk.II" Справа: фугасный 60-фунтовый "60lb НЕ No1 Mk.I". Посередине: бронебойно-фугасный 60-фунтовый "60lb No2 Mk.I", к обозначению которого часто добавлялось "SAP" — Semi Armour Piercing, полубронебойный
Попадание 60-фунтовой ракеты "60lb SAP No2 Mk.I" в лобовую броню тяжелого танка если и не приводило к его уничтожению, то наносило тяжелые повреждения и выводило из строя экипаж. При близком разрыве боевой части содержащей 60 фунтов мощной взрывчатки повреждалась ходовая часть, орудие и приборы наблюдения.
Предполагается, что причиной гибели самого результативного танкового аса 3-го Рейха Михаэля Виттмана вместе со своим экипажем стало попадание в кормовую часть его «Тигра» 60-фунтовой ракеты с "Тайфуна".
60-фунтовые бронебойно-фугасные ракеты снаряд "60lb SAP No2 Mk.I" под крылом истребителя
Справедливости ради стоит сказать, что прямое попадание в танк ракетой было довольно редким событием. Хотя британские реактивные снаряды из-за более мощного двигателя и как следствие более высокой скорости полёта были точнее советских, на один уничтоженный немецкий танк приходилось примерно 200 реактивных снарядов и 25 самолето-вылетов. В бою вероятность поражения ракетами одиночного танка не превышала 0,5%. Таким образом, считать британские авиационные реактивные снаряды эффективным противотанковым оружием нельзя. Поэтому относиться к заявлениям британских пилотов о сотнях уничтоженных «Тигров» надо критически.
В связи с тем, что основная масса ракеты "60lb SAP No2 Mk.I" приходилась на переднюю часть, она почти сразу же после запуска «просаживалась», что требовалось учитывать при стрельбе.
Британский истребитель-бомбардировщик Хаукер «Тайфун» с подвешенными реактивными снарядами
Стандартная тактика британских штурмовиков «Темпест» и «Тайфун» предусматривала пикирование на цель под углом до 45 градусов. Менее опытные пилоты в этот момент открывали огонь по цели трассирующими снарядами, чтобы визуально установить линию огня. После этого требовалось слегка поднять нос самолета, чтобы учесть уход ракеты вниз. Точность стрельбы в большей степени зависела от интуиции пилота и его опыта использования такого оружия.
Дальность огня обычно варьировалась от 500 до 1000 метров. На большей дальности точность оказывалась неудовлетворительной, при меньшей дальности пуска существовала опасность не вывести самолёт из пикирования или «нарваться» на разрывы собственных ракет.
В конце войны появились реактивные снаряды с кумулятивной боевой частью, но массово применить их в боевых действиях 2-й мировой войны англичане уже не успели.
В американской военной авиации во время Второй мировой войны реактивные снаряды использовались ещё в больших объемах по сравнению с британской. Самые известные американские ракеты серии М8 производились миллионными тиражами.
Ранний вариант авиационной неуправляемой ракеты М8
Американская ракета М8 изначально разрабатывалась для вооружения боевых самолётов и не имела прототипов другого назначения, как британская RP-3. Американцы приступили к разработкам собственных реактивных снарядов позже, чем англичане, однако, результат оказался не в пример лучше.
После успешных испытаний в 1942 году реактивный снаряд, получивший стандартное армейское обозначение М8, был запущен в 1943 году массовое производство. Суммарный объём выпуска составил свыше 2,5 миллиона штук в различных модификациях.
Реактивный снаряд калибра 4,5 дюйма (114 мм) и длиной 911 мм весил 17,6 кг. В качестве боеголовки использовалась бронебойная, не содержащая взрывчатки болванка, или фугасный снаряд, содержащий 1,9 кг тротила. В качестве реактивного топлива использовалось 30 пороховых шашек длиной 127 мм и суммарной массой 2,16 кг, которые разгоняли снаряд до максимальной скорости — 260 м/с.
За счёт того, что ракета имела сужение в хвостовой части, куда укладывались пять складных подпружиненных стабилизаторов, которые раскрывались при выходе ракеты, запуск осуществлялся из трубчатых направляющих, имеющих минимальное аэродинамическое сопротивление по сравнению с пусковыми установками других типов. Выпускались три модификации направляющих для ракет М8, наиболее распространенные были пластиковые М10, кроме них были стальные М14 и из магниевого сплава М15. Направляющие имели одинаковую длину (около 3 м) и отличались массой (пластиковая весила — 36 кг, стальная — 86 кг, магниевая — 39 кг). Самые лёгкие пластиковые направляющие имели и самый низкий ресурс. Пусковые установки монтировались в блок по три штуки под каждым крылом американских истребителей. Такая связка имела обозначение Т30.
Первоначально носителем М8 был истребитель Кертисс Р-40 «Томагавк», но затем этой ракетой вооружались практически все типы самолетов фронтовой и палубной авиации.
Истребитель Р-51D "Мустанг" с пусковыми установками Т30
С учётом опыта боевого применения в Бирме в конце 1943 года в серию пошла улучшенная модель М8А2, а затем и А3. У новой версии ракеты площадь складных стабилизаторов была увеличена.
Кроме того, за счёт внедрения новой рецептуры пороха была увеличена тяга маршевого ракетного двигателя. Больше стала и боевая часть снаряда, сравнявшись по диаметру с маршевой. Это привело к улучшению точностных и поражающих характеристик. В процессе выпуска ракет М8 их модификации множились. В течение 1944-1945 годов появились полубронебойные Т78 и фугасные Т83.
Ракеты семейства М8 применялись весьма интенсивно в ходе боевых действий. О масштабах применения говорит тот факт, что американская 12-я воздушная армия, имевшая на вооружении истребители Р-47 «Тандерболт», во время боев в Италии расходовала до 1000 ракет М8 ежедневно. Широко использовались ракеты М8 и на Дальнем Востоке в боях с японцами.
В конце 1944 года был разработан более мощный вариант реактивного снаряда на базе М8, условно обозначенный как "Super M8". Значительно увеличились: скорость, точность и мощность боевой части ракеты. Однако в связи с завершением войны эта ракета была выпущена лишь небольшой партией.
В 1943 году на вооружение авиации ВМС США поступила 3,5-дюймовая (89-мм) противолодочная ракета "3,5 FFAR" (Forward Firing Aircraft Rocket дословно, — стреляющая вперед авиационная ракета). Ещё на стадии разработки к этой ракете не предъявлялись высокие требования по дальности полёта. Военные хотели иметь на вооружении морской авиации недорогой и простой реактивный снаряд, способный поражать подводные лодки, идущие под шнорхелем. Всего было произведено около 10000 снарядов.
Реактивные снаряды "3,5 FFAR" монтируются под крылом торпедоносца Эвенджер
Это оружие появилось под влиянием британских разработок реактивных снарядов для борьбы с подводными лодками. Масса ракеты составляла 24.5 кг из которых 9 кг приходилось на цельнометаллическую бронебойную боеголовку. Пороховой двигатель обеспечивал ей скорость 360 м/с. Эффективная дальность стрельбы составляла около 1400 метров. Ракета уверенно держала траекторию под водой, достигая подводной цели на глубине до 30 метров.
"3,5 FFAR" применялся исключительно морской авиацией США, в связи с тем, что ракета оказалась недостаточно эффективной она вскоре была заменена более мощной 5-дюймовой "5 FFAR". В новой ракете использовался тот же самый маршевый ракетный двигатель диаметром 89 мм, на который монтировалась 127-мм боевая часть от зенитного артиллерийского снаряда. С середины 1944 года 5-дюймовая версия полностью вытеснила более раннюю 3,5-дюймовую.
5-дюймовые ракеты FFAR под крылом F4U
В связи со значительным увеличением веса боевой части скорость 36-кг ракеты снизилась до 217 м/с. Снижение скорости компенсировалось мощной фугасной боевой частью массой 20 кг, содержащей 2,9 кг взрывчатки.
Реактивные снаряды "5 FFAR" активно применялись американской морской авиацией, главным образом на Тихом океане.
В тоже время военные выказали желание иметь на вооружении авиационную ракету с мощной боевой частью как у 5-дюймовой "5 FFAR" и скоростью 3,5-дюймовой "3,5 FFAR", а также увеличить точность стрельбы.
В июле 1944 года в авиационные части стала поступать 127-мм ракета "5 HVAR" (High Velocity Aircraft Rocket, высокоскоростная авиационная ракета), известная также как "Holy Moses" ("Святой Моисей").
127-мм ракета "5 HVAR"
При разработке ракеты изначально предполагалось два типа боевых частей массой 20,4 кг: бронебойную цельнометаллическую и фугасную, содержащую 3,5 кг взрывчатки. Длина ракеты составляла 1,83 м, масса 64 кг. Более мощный маршевый твердотопливный двигатель сообщал ей скорость 420 м/с. Эффективная дальность стрельбы до 2000 м.
127-мм ракета "5 HVAR" совместила в себе высокую скорость и проникающую способность бронебойной "3.5 FFAR" и разрушительное действие фугасной "5 FFAR". Точность стрельбы была также значительно увеличена. Применялись эти ракеты очень широко и эффективно как против морских, так и против наземных целей.
Существовали десятки вариантов серийных и экспериментальных подвесок ракет "HVAR" на самых разных самолетах армии и флота США.
127-мм ракеты "5 HVAR" по комплексу эксплуатационных и боевых характеристик стали самыми совершенными авиационными реактивными снарядами Второй мировой войны. В послевоенное время они в течение длительного времени оставались на вооружении и применялись во множестве вооруженных конфликтов по всему миру.
Незадолго до окончания боевых действий на вооружение американской авиации поступила самая мощная 11,75-дюймовая (298,5 мм) авиационная ракета "Tiny Tim".
Тяжелые ракеты "11,75 Tiny Tim" предполагалось использовать против позиций германских ракет ФАУ-2, мостов и долговременных укреплений. Боевая часть весом 267 кг, содержащая 66 кг взрывчатки, могла пробить железобетонные перекрытия толщиной 1 метр. Ракета имела стартовый вес 581,7 кг, длину 3,129 м, диаметр — 298.5 мм, размах стабилизаторов 910 мм.
Подвеска ракеты "Tiny Tim"
Из-за большого веса она предназначалась для вооружения прежде всего бомбардировщиков, но не исключалась также ее установка на истребителях. Для ракеты не была разработана пусковая установка — она подвешивалась к стандартным бомбодержателям соответствующей грузоподъемности.
После сброса разматывался вытяжной шнур, закрепленный на самолете, который на безопасном расстоянии от носителя запускал двигатель ракеты.
Ракета "Tiny Tim" на войну опоздала, лишь небольшое количество ракет было применено в заключительных боях за остров Окинава против японских укреплений.
Оценивая эффективность авиационных реактивных снарядов союзников, стоит отметить, что реальная польза ракет как противотанковых средств изначально была переоценена. Например, статистический анализ эффективности британской 2-й тактической воздушной армии и американской 9-й воздушной армии в боях под Мортеном в августе 1944 года показал, что из 43 уничтоженных немецких танков только 7 были подбиты ракетным ударом с воздуха. Большей результативностью отличались атаки против менее защищённых целей, таких как бронеавтомобили и бронетранспортеры.
Сходные результаты показало исследование операции союзников «Фалезский мешок», состоявшейся в том же месяце. По итогам боевых действий ракетами было уничтожено всего лишь 1,7% немецких танков.
В тоже время реактивные осколочно-фугасные снаряды оказались достаточно эффективным средством при обстреле вражеских позиций, и транспортных колонн. Ракетные атаки оказывали сильнейший деморализующий эффект на немецких солдат. Опрос немецких военнопленных впоследствии подтвердили грандиозный психологический эффект воздушных атак, особенно ракетных, которому были подвержены даже состоявшие из ветеранов экипажи.
По материалам:
http://www.wwiiequipment.com/
http://www.designation-systems.net/
http://www.airwar.ru/weapon/anur/m8.html
Вас заинтересует
Советские авиационные реактивные снаряды в годы войны
Немецкие авиационные реактивные снаряды Второй мировой войны
Немецкие авиационные реактивные снаряды Второй мировой войны
Британская и американская реактивная артиллерия Второй мировой
Немецкая реактивная артиллерия в годы войны. Часть 2-я