Пока станкоинструментальная отрасль готовится стать флагманом качественных изменений в денежно-кредитной политике промышленного сектора России, ее участники заносят свои производства в «Красную книгу» технологических компетенций страныРоссийская экономика в целом и ее промышленность в частности в очередной раз демонстрируют негативную динамику реальных темпов роста, или так называемые нулевые перспективы. Об этом в конце апреля заявил министр финансов России Антон Силуанов. Вероятно, уже в этом году рынок ощутит техническую рецессию со всеми вытекающими последствиями по объемам капитального и прямого инвестирования. По итогам первого квартала 2014-го Минэкономразвития оценивает рост ВВП на уровне 0,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время российская промышленность выросла в годовом выражении чуть более чем на 1%, а вот по сравнению с четвертым кварталом 2013 года ее спад составил 12,4%.
]]>Не смог обрадовать игроков рынка и министр экономического развития Алексей Улюкаев, называя экономическую ситуацию в стране нестабильной и указывая на инвестиционную паузу, что на языке экономической статистики означает почти пятипроцентное сокращение объемов капитальных инвестиций по итогам первого квартала 2014-го в сравнении с предыдущим годом. Вероятно, центральным звеном в этой проблеме является массовый отток капитала из страны, достигший к началу апреля, по некоторым оценкам, 50,6 млрд долларов. Тем не менее наблюдаемое нами бегство капитала – по-видимому, еще один решительный шаг навстречу крупнейшей за последние 70-80 лет всероссийской кампании по импортозамещению. По мнению Алексея Улюкаева, ситуация в промышленности не столь уж плоха, что объясняется наращиванием замещения импорта, в том числе из-за ослабления российского рубля.
Ненавязчивое регулированиеИтак, перед лицами, ответственными за достижение целевых показателей российской промышленности, поставлена весьма сложная задача: с одной стороны, экономика перестает расти, с другой – необходимо дать сильный толчок внутреннему рынку, как для стимулирования спроса, так и для активизации предложения. При этом не стоит забывать, что экономика находится в состоянии явной стагфляции, то есть рецессионная спираль отягощается растущей инфляцией. По итогам 2014 года прогнозируемый уровень инфляции составит 6,5-7%. Поэтому логично ожидать начала новой волны неоклассического экономического мышления, в частности монетаризма, оказавшегося весьма эффективным в среднесрочной перспективе в США начиная с экономического курса президента Рональда Рейгана (1980-1988 годы).
Однако, как показывает текущая денежно-кредитная политика, российская экономика еще не готова к полноценному дерегулированию. В частности, это касается ставок по средне- и долгосрочному кредитованию промышленности и ставок рефинансирования.
Со второй половины 2013 года Министерство промышленности и торговли России (Минпромторг РФ) пересматривает принятую несколько лет назад программу «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011-2016 годы в пользу опубликованной в начале этого года на сайте министерства государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности. Станкоинструментальная промышленность» на 2012-2020 годы. Общий запланированный объем выделяемых на все виды промышленности средств – 240,8 млрд руб- лей. Целью программы заявлено «создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности». Одним из базовых инвестиционных товаров разработчики программы назвали продукты станкоинструментальной промышленности – для развития этой отрасли избрана стратегия импортозамещения: «сокращение зависимости российских стратегических организаций машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов от поставки зарубежных технологических средств».
Однако, в отличие от множества громоздких и неконкретизированных программ, упомянутые выше меры повышения инвес- тиционной привлекательности станкоинструментальной промышленности, презентованные министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым, сводятся к крайне важному шагу. Речь идет о создании фонда развития промышленности, который будет проводить целевое кредитование промышленных предприятий по ставке не выше 5%. Взамен почти трехкратного снижения стоимости заемных средств предприятиям-заявителям придется доказать инвестиционную обоснованность проектов, на которые они запросят кредиты. Так, еще в сентябре 2013 года на заседании научно-координационного совета по программе развития станкоинструментальной отрасли первый заместитель министра промышленности и торговли России Глеб Никитин отметил: «Каждый проект, во-первых, должен быть подтвержден спросом конкретного заказчика, во-вторых, иметь определенный перечень инвесторов и четкую организационную структуру».
Фонд, о котором идет речь, станет специальной кредитной программой ВЭБа и Минпромторга. Так, ВЭБ будет отвечать за рассмотрение заявок и экспертизу проектов, а также за привлечение дополнительных финансовых ресурсов и доведение их до получателя. Кроме того, есть предложение, озвученное Минпромторгом, об обнулении федеральной части налога на прибыль для обрабатывающей промышленности. Подобная мера действительно может существенно повысить инвестиционную привлекательность предприятий отрасли, рентабельность которых не превышает 10%, а зачастую составляет 3-5%.
Согласно данным Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, в настоящее время постановлением правительства Российской Федерации №3 от 3 января 2014 года утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям. В рамках данного постановления планируется компенсировать часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках подпрограммы государственной программы. В реализации указанного постановления и получения субсидий из федерального бюджета участвуют и петербургские предприятия, в том числе из станкостроительной отрасли. В частности, ООО «Киров-Станкомаш» совместно с ОАО «Станкопром» реализуют инвестиционный проект по организации производства высокотехнологичного станочного оборудования.
На грани вымиранияО резком увеличении потенциального спроса на отечественное станкостроение в первую очередь сигнализирует само государство в лице оборонно-промышленного комплекса. «Наша основная задача – успеть создать необходимое количество производств для обеспечения прогнозируемого заказа в 2016 году», – говорит Глеб Никитин.
В то же время игроки рынка свидетельствуют о тотальной неконкурентоспособности продукции российского станкостроения. «Для повышения взаимной привлекательности ведения бизнеса как для производителей, так и для дистрибуторов отрасли следует уделить этому вопросу особое внимание, например облегчить налоговое бремя. Так, приоритетным направлением работы ГК “Финвал” является решение технологических задач любой сложности на основе применения высокотехнологичного оборудования именно зарубежного производства, так как достойных отечественных аналогов этих станков на данный момент не существует», – отмечает директор технического центра ЗАО «Финвал-Индастри» (компании – дистрибутора станков и инструментов, подшипников и технологической оснастки) Юрий Юриков.
По данным Минпромторга, производство станков за январь-май 2013 года оценивается в 95,9% к январю-маю 2012-го. При этом производство металлорежущих станков по сравнению с январем-маем 2012 года составило 88,8%, токарных станков с ЧПУ – 79,7, кузнечно-прессовых машин – 89,6, дерево- обрабатывающих станков – 98%. По данным за 2012 год, коэффициент обновления технологического оборудования не превышает 1% в год, а моральная и физическая изношенность основных фондов станкостроительных заводов достигает 70-80%. Общая доля станкостроения в ВВП в разы меньше, нежели у стран – лидеров отрасли: Китая, Италии, Германии, Японии, Южной Кореи, США и Тайваня. В итоге около 90% станкоинструментальных мощностей, закупаемых сегодня отечественными заводами, – это иностранное оборудование.
Так, по мнению Юрия Юрикова, «ныне эксплуатируемый парк отечественного оборудования существенно преобладает практически на всех машиностроительных предприятиях России. Однако на 80% это непрерывно устаревающее универсальное оборудование. В новейшей истории отечественное станкостроение переживает тяжелейшие времена и вплотную приблизилось к полной деградации. Сегодня уже не приходится говорить о какой-либо значимой конкуренции отечественных станков с зарубежными образцами. Именно по этой причине, без сомнения, преимущество при выборе поставщика оборудования предоставляется иностранным компаниям. Тем самым российские потребители признают как техническое, так и экономическое преимущество последних».
Станки, производимые в России, представляют собой оборудование низкого и среднего ценового диапазона, не относящееся к категории высокотехнологичного, отмечают в Комитете по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга. «Эффективность работы российского станкостроения невысока. Наибольшие проблемы связаны с неудовлетворительной организацией производства, реализацией продукции и низкой инновационной активностью», – подтверждают в правительстве Санкт-Петербурга. Кроме того, зарубежным компаниям на уровне государства предоставлены существенные льготы – как по налогам, так и по экспорту своей продукции в другие страны.
По словам доктора технических наук, профессора кафедры технологии конструкционных материалов и материаловедения Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Михаила Коротких, восстановление выпуска средств производства в России является важнейшей составляющей экономической безопасности страны. Действительно, отрасль не в состоянии преуспеть в столь необходимом технологическом прорыве, используя лишь собственные средства. Во многом это оправдывается чрезвычайно длительными по современным меркам сроками окупаемости продуктов станкоинструментальной отрасли. Михаил Коротких также отметил, что отрасль вынуждена преодолеть сложный путь: выстроить цельную автоматизированную цепочку, элиминируя участие человека за счет распространения робототехники. Активные участники рынка не раз направляли развернутые обращения к вице-премьеру правительства России и председателю Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Дмитрию Рогозину о недопустимости дальнейшего слепого спонсирования станкоинструментальных технологий стран-конкурентов. Дело в том, что при закупке оборудования, скажем, у немецкой фирмы в стоимость заказа входит также некий процент, перенаправляемый производителем в фонд будущих конструкторских инженерных разработок в данной отрасли. Следовательно, с каждой следующей закупкой российские потребители иностранного оборудования увеличивают пропасть между мировым и отечественным уровнями конкурентоспособности продукции станкостроения.
Свет в конце туннеляВ СЗФО станкостроительная отрасль представлена небольшим количеством предприятий, часто – с богатым советским прошлым. Среди крупнейших региональных представителей отрасли – ООО «Киров СтанкоМаш» (дочернее предприятие ОАО «Кировский завод», относительно недавно созданное предприятие на базе собственных разработок Кировского завода и обанкротившихся предприятий отрасли, Петербург), Санкт-Петербургский завод прецизионного станкостроения (созданный на базе Станкостроительного завода имени Ильича), ЗАО «Петербургский станкостроительный завод “ТБС”», ЗАО «Балтийский станкостроительный завод» (Санкт-Петербург), ООО «Вологодский станкостроительный завод», АООТ «Петрозаводский станкостроительный завод», ОАО «Северный коммунар» (Вологда).
Состояние станкоинструментальной отрасли в Санкт-Петербурге отражает общее состояние данной сферы в стране, отмечают в Комитете по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга. Тем не менее в настоящее время наметились некоторые положительные сдвиги в данной отрасли. В Северной столице при поддержке Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга и Российской ассоциации производителей станкоинструментальной промышленности «Станкоинструмент» с 2012 года действует Кластер станкоинструментальной промышленности.
Кластер объединил в себе практически всех производителей станкоинструментального оборудования Северо-Запада для достижения общей цели – обеспечить жизненный цикл (НИОКР – постановка на производство – серийный выпуск), а также для активного участия в создании современного рынка инновационного наукоемкого оборудования и технологических услуг для ведущих отраслей экономики и промышленности России. В кластер входят такие предприятия, как ООО «Киров-Станкомаш», ОАО «Специальное конструкторское бюро станочных информационно-измерительных систем с опытным производством», ООО «Санкт-Петербургский завод прецизионного станкостроения», ЗАО «Специальное конструкторское бюро тяжелых и уникальных станков» и др. Кроме указанного кластера в городе работает Инновационно-технологический кластер машиностроения и металлообработки, куда также входят станкоинструментальные предприятия. Кластерные образования являются действенным инструментом повышения конкурентоспособности отечественного станкостроения, в частности петербургского.
Большинство представителей отрасли стремятся сконцентрировать ранее накоп- ленный опыт, а главное – инженерные и конструкторские разработки советских станкоинструментальных предприятий, зачастую обанкротившихся и ликвидированных. Однако подобные усилия необходимо подкреплять развитием комплексной наукоемкой инфраструктуры, поставив во главу угла достижение технологической независимости страны. Развивать отрасль при существующей системе финансирования практически невозможно, тем более если речь идет о качественном прыжке в технологическом уровне.
Принимаемые сегодня меры по консолидации усилий в отрасли пока не приносят явных результатов. Ни программа Минпромторга «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», ни попытки создать единый проектно-инжиниринговый центр (так называемый Межгосударственный евразийский инжиниринговый центр) с филиальной сетью по модернизации и техническому перевооружению предприятий в сфере машиностроения и металлургии не являются уже действующими инструментами по восстановлению станкоинструментальной отрасли. И наконец, отсутствует системный интерес участников отрасли и специалистов смежных направлений к восстановлению утраченных компетенций и поиску как минимум приемлемых ниш для нового качественного витка в развитии. Отечественные предприятия по-прежнему остаются один на один с рынком станкостроения в попытке восстановить баланс сил на нем.
Вас заинтересует
Без своих червяков не обойдемся
К началу осени Минпромторг разработает госпрограмму по импортозамещению
Отечественная промышленность по итогам четырех месяцев года вышла в плюс
В авиастроении и ОПК наметился позитивный тренд
Светлое силиконовое будущее