«Руководство Сирии благодарит граждан за патриотизм, проявленный в ходе избирательной кампании, и надеется, что сирийцы будут верны Конституции и закону», - с такими словами обратились власти САР к народу накануне президентских выборов.
«Каждый избирательный участок станет мишенью», - заявили бандиты, именующие себя «оппозиционерами». И были реальные попытки воплотить подобные угрозы в жизнь.
]]>С утра 3 июня многие жители Дамаска проснулись от громких звуков минометных обстрелов. Один из снарядов, упавший вблизи площади Омейядов, разорвался прямо на моих глазах – он попал во двор Оперного театра. Кратковременная вспышка, клубы дыма и взметнувшейся пыли… К счастью, в это время на месте падения снаряда чудом не было людей, и никто не пострадал.
В пригороде Дамаска Джарамане в результате обстрелов со стороны террористов один человек погиб, семь были ранены. Еще хуже пришлось жителям города Алеппо – боевики выпустили по тем его кварталам, которые находятся под контролем армии, по меньшей мере 30 самодельных ракет. В результате погибли 11 человек, десятки пострадали.
Тем не менее, несмотря на угрозы, сирийцы пришли к избирательным урнам.
С самого утра, помимо разрывов снарядов, в сирийской столице то тут, то там звучали патриотические песни. Жители Дамаска размахивали из окон автобусов и машин сирийскими знаменами.
Было открыто множество избирательных участков – в госучреждениях, больницах, школах. Это позволило избежать больших очередей, однако около крупных участков стояли толпы народа.
В Сирии любой гражданин может проголосовать на каком угодно избирательном участке. Процесс волеизъявления выглядит так: сначала удостоверение личности человека сканируется, затем ему выдается красочный бюллетень с портретами всех трех кандидатов, а также конверт, в который необходимо положить бюллетень перед его отправкой в избирательную урну. Как только полупрозрачная урна наполняется – ее меняют на другую, они все тщательно пронумерованы. В качестве дополнительной защиты от повторного голосования палец избирателя окунается в краску, которая смывается не сразу. Таким образом, процесс выборов – достаточно прозрачный, удобный для граждан, анонимный и исключающий голосования дважды.
Нужно отметить, что на разных бюллетенях портреты кандидатов располагались в разном порядке – чтобы никто не мог сказать, что какого-то кандидата поместили на первое место.
Избирательные участки, общее число которых составило 9601, открылись практически во всех районах страны, кроме тех немногочисленных, находящихся под контролем боевиков. В частности, жители провинции Ракка, которую удерживают радикальные исламисты и наемники из других стран, - были лишены возможности голосовать по месту жительства. Однако эти избиратели могли перейти в другие районы и выполнить свой гражданский долг.
За выборами следили наблюдатели из 30 стран, включая Россию, Иран, Венесуэлу, КНДР, Китай, Боливию, Пакистан и даже США и Канаду.
Кроме того, в страну съехались тысячи сирийцев, проживающих в тех странах, которые запретили проводить выборы на своей территории. Специальные рейсы были заказаны для представителей диаспор в США, Франции, Бельгии, ОАЭ, Кувейта и других «демократических» стран, пытавшихся помешать волеизъявлению сирийского народа. В аэропортах для соотечественников были открыты избирательные участки.
В Дамаске с самого утра бодро и весело начались выборы. Глава государства Башар Аль-Асад проголосовал на избирательном участке, расположенном в одной из школ района Мальки. Как видно из кадров сирийского телевидения, президент с супругой пришел на участок, где уже находилось множество простых граждан. Они свободно подходили к главе государства, общались с ним. В столице проголосовали и соперники действующего президента – Хасан Ан-Нури и Махер Хаджар.
В таких городах, как Хомс и Хама, которые «оппозиция» долгое время считала своими оплотами – также проходило голосование.
По тем районам Хомса, которые еще недавно находились под контролем бандитов – теперь разъезжают личные автомашины граждан, украшенные флагами. Из автомобилей слышится патриотическая музыка.
Жители постепенно возвращаются в пострадавшие кварталы, восстанавливают свои разрушенные дома. И проведение выборов – еще одно проявление того, что жизнь продолжается.
В городе Хама явка настолько превысила ожидания, что не хватило бюллетеней – пришлось привозить еще. Волонтеры, работающие на выборах, не только показывают журналистам дорогу к участкам, но и уносят заполненные урны, заменяя их пустыми. Вскоре приходится менять и эту урну.
Как рассказали местные жители, с утра в Хаме прогремело два взрыва – террористы пытались запугать граждан. К счастью, обошлось без жертв.
В масштабах страны на участки пришлось подвозить 1500 дополнительных избирательных урн – настолько явка превысила ожидаемую. В том числе, не хватало урн тем гражданам Сирии, которые прибыли из-за рубежа и голосовали в аэропортах.
Когда настала пора закрывать избирательные участки – поток людей во многих городах и селах не уменьшался. Тогда было принято решение продлить голосование до полуночи.
Вечером этого дня мы оказались в городе Масьяф провинции Хама. Уже стемнело, однако на улицах были толпы ликующего народа. Солдаты, празднуя исторический день, стреляли в воздух. По дорогам тянулись бесконечной вереницей автомобили, пассажиры которых держали в руках национальные флаги.
4 июня в 22-00 объявлены результаты выборов. При явке 73,4% Башар Аль-Асад победил с результатом 88,07%. На улицах Дамаска и других городов – ликование. Почти из каждого автомобиля – развеваются флаги. Стрельба в воздух достигла таких масштабов, что сам президент обратился с просьбой прекратить ее – ибо патроны должны расходоваться на террористов. Над площадью Омейядов – салют.
Вас заинтересует
Победивший на выборах президента Сирии Башар Асад принёс присягу
Победа
Предвыборный Дамаск
Террористы не убьют стремления к жизни
Избирательные урны или минометные снаряды?