Итак, что имеем: снова упал «Протон». Снова со спутником ГЛОНАСС. Снова гора вопросов на эту тему.
Да, некоторое удивление имеет место быть: почему аварии «зачастили» именно у «Протонов», которые выводят именно систему ГЛОНАСС, ценность и необходимость которой для нашей обороноспособности не оспаривается.
И, если с прошлогодним падением разобрались, то нынешнее вызвало еще большую волну слухов и сплетен.
]]>Самая распространенная сплетня — это о якобы найденной алюминиевой стружке в неисправном двигателе. То есть о имевшем место саботаже с целью…
Естественно, начали искать виновных.
И начали с прошлогодних «виновников» торжества. То есть с воронежских предприятий ВМЗ и КБХА. «Причиной недавнего аварийного запуска ракеты-носителя "Протон-М" мог стать саботаж», — заявил председатель госкомиссии по расследованию катастрофы, первый заместитель гендиректора ЦНИИМАШа Александр Данилюк.
Господин Данилюк поспешил. В "Роскосмосе" заявили, что межведомственная комиссия не располагает данными о преднамеренном нарушении технологических норм. Но — слово было сказано, и две недели оба предприятия с прилежанием и тщанием шерстило ФСБ. На предмет выявления саботажников, пособников и прочих элементов.
Увы, поиски результатов не дали. Двигатели были собраны в соответствии с техническим регламентом.
С КБХА все предельно ясно: бюро разрабатывает и испытывает ЖРД. Причем не только для «Протона», но и для «Союза», «Прогресса» и «Ангары». Вообще, практически все, что улетает в космос на ЖРД, спроектировано в КБХА. Да и не только ЖРД, кстати.
Устроить саботаж после испытаний? До — как бы глупо. После огневого испытания, как мне объяснил инженер испытательного центра (персонаж пары моих материалов), проводится ПОЛНАЯ продувка двигателя. От сажи, гептила, от всего, что могло оторваться и отвинтиться. Все «сдутое» поступает на фильтры, где изучается именно на предмет посторонних частиц и предметов.
Плюс все это находится под прицелом двух десятков видеокамер, фиксирующих весь процесс испытания. Надо быть либо тупоголовым, либо смертником, чтобы решиться на такое.
Далее следует погрузка и транспортировка. Ну, тут как бы еще проще. Спецтранспорт, охрана. Плюс все это дело происходит в темное время суток. Засыпать опилки внутрь двигателя ночью, на движущейся платформе, под тентом, не привлекая внимания охраны… Мда… Так еще и надо знать, КУДА. И КАК. Это же не литровый движок от «Пежо», дуровина изрядно больше.
В общем, с КБХА подозрения сняли.
Воронежский механический завод. Это место, где собирают все придуманное в КБХА. Уникальное место. Причем не только по оборудованию или возможностям. По людям.
Начиная с самых жутких девяностых годов прошлого века, это предприятие выживало, выживало и выживало. Но — выжило. Сохранило и материальную базу, и кадры. Сейчас ВМЗ — часть госконцерна имени Хруничева. Переживает второе рождение.
Более всего радует то, что последнее время идет поток молодых работников. Люди идут. Какие — другой вопрос, и рассматривать его нет ни малейшего желания до тех пор, пока на заводе работают те, старые. А их еще очень много. Раньше мехзаводские работали до 70 лет, потому что надо было жить и заводу, и людям завода. По принципу «больше некому». Было такое. Теперь тоже отпускают со скрипом, потому как толковая замена только готовится.
Саботаж на предприятии, где половина сотрудников являются фанатиками этого самого предприятия? Не знаю. Поэтому могу озвучить только свое личное мнение — по Станиславскому. Ибо действительно не верю, потому что знаком со многими оттуда.
Официально озвучена сегодня версия дефекта в подшипнике турбонасосного агрегата. Турбонасосный агрегат — это очень сложная конструкция, один из важнейших элементов ракеты-носителя, который предназначен для подачи топлива из топливных баков непосредственно в камеры сгорания ракеты-носителя. Подшипников там может быть далеко не один. И, вполне вероятно, что один из подшипников был недостаточного качества. Прошел калибровки, прошел проверки, прошел испытания. И все. Не хватило на расчетные 3 минуты. А стружка от заклинившего подшипника — дело вполне понятное.
Кто, где и как сделал этот чертов подшипник — дело совсем другое. Важно то, что после прошлогоднего фиаско с запуском из-за неверно вкоряченного ДУСа (датчика угловой скорости), завалившего ракету на старте, на ВМЗ сделали соответствующие выводы. Надо бы чтобы еще и в Самаре призадумались над качеством. И тогда головной боли о ГЛОНАССе не станет как таковой.
Вас заинтересует
Аналитик: Запуск «Ангары
В России создадут сверхтяжелую ракету на метановом топливе
Спецкомиссия определилась с причиной аварии "Протон-М"
В США испытывают уникальный гусеничный транспортер
«Протон-М