После окончания Первой мировой войны во многих странах на вооружении имелись 37-мм автоматические зенитные пушки Максима-Норденфельдта и 40-мм автоматические зенитные пушки Виккерс.
Обе системы имели сходную схему работы автоматики на принципе использования энергии отдачи при коротком ходе ствола.
Первая в мире 37-мм автоматическая пушка была создана американцем Х. С. Максимом в 1883 году. В целом, по своей конструкции, это был увеличенный в размерах широко известный пулемёт.
]]> Все механизмы 37-мм автомата монтировались в кожухе и коробе. Кожух направлял ствол при стрельбе и являлся резервуаром для охлаждающей жидкости, в этой же жидкости находился и пружинный накатник. Избыточная энергия отката поглощалась гидропневматическим буфером.
Для питания использовалась матерчатая лента на 25 снарядов. Вес снаряда около 500 г. В качестве снарядов использовались чугунная граната с донной ударной трубкой, картечь, имеющая 31 пулю или дистанционная граната с 8-секундной трубкой. Темп стрельбы—250-300 выстр./мин.
Автомат Виккерс представлял собой облегченный и несколько упрощенный автомат Максима с водяным охлаждением ствола. Изменения позволили уменьшить размер короба и вес автомата по сравнению с Максимом.
40-мм автоматическая пушка Виккерс
Орудия обоих типов применялись в основном во флоте, что было обусловлено потребностью оружия в чистой воде для охлаждения стволов, значительным весом (400-600 кг) и сложностью конструкции.
Эти автоматы показали себя весьма эффективным средством ПВО. Сравнительно мощный снаряд обладал хорошим разрушительным эффектом, часто пораженный самолет разваливался в воздухе. Автоматический огонь позволял создать достаточную плотность огня и резко повышал вероятность поражения цели.
Общими недостатками автоматов были: сложность и дороговизна изготовления, сложная чистка и подготовки к стрельбе, применение матерчатой ленты и длинный путь патрона при подаче из ленты, невысокая надёжность.
Вскоре в связи с бурным развитием авиации эти орудия перестали удовлетворять запросам военных. Требовалось более надёжное и дальнобойное оружие для ведения огня по воздушным целям.
Летом 1930 года в Швеции начались испытания нового 40-мм автоматического орудия, которое было разработано Виктором Хаммаром и Эммануэлем Янссоном, конструкторами завода Бофорс.
Автоматика пушки основана на использовании силы отдачи по схеме с коротким откатом ствола. Все действия, необходимые для производства выстрела (открывание затвора после выстрела с экстрагированием гильзы, взведение ударника, подача патронов в патронник, закрывание затвора и спуск ударника) производятся автоматически. Вручную осуществляется прицеливание, наведение орудия и подача обойм с патронами в магазин.
Интерес к новой системе проявили ВМС Швеции. Официальные испытания для шведского флота начались 21 марта 1932 года. По окончанию испытаний оно получило название Bofors 40-мм L/60, хотя ствол был на самом деле длиной 56,25 калибров, а не в 60, как это следует из названия. Фугасный 900г снаряд (40х311R) покидал ствол со скоростью 850 м/с. Темп стрельбы около 120 выстр/мин, который несколько увеличивался, когда орудие не имело больших углов возвышения. Это было связано с тем, что сила тяжести помогала механизму подачи боезапаса. Т.е. собственный вес снарядов помогал в работе механизму перезарядки.
Практическая же скорострельность была 80-100 выстр/мин. Снаряды заряжались обоймами на 4 патрона, которые вставлялись вручную. Орудие имело практический потолок около 3800м, при дальности более 7000м.
Автоматическая пушка была снабжена современной по тем временам системой прицеливания. Горизонтальный и вертикальный наводчики имели рефлекторные прицелы, третий член расчета находился сзади них и работал с механическим вычислительным устройством. Прицел питался от 6В батареи.
Однако признание новой системы как это часто бывает, произошло не на родине. Шведские военные моряки считали, что оптимальным калибрами для зенитных автоматов являются 20-25-мм, поэтому они не спешили заказывать менее скорострельные 40-мм зенитки.
Первым заказчиком зенитных автоматов L60 стал голландский флот, установивший 5 спаренных установок этого типа на лёгкий крейсер «Де Рёйтер» (De Ruyter).
Лёгкий крейсер «Де Рёйтер»
В дальнейшем голландский флот закупил ещё несколько партий зениток для вооружения кораблей. Пушки монтировались на специальной стабилизированной установке, разработанной голландской компанией «Хаземейер» (Hazemeyer). В конце 1930-х годов эта установка была наиболее совершенным в мире зенитным оружием ближнего действия.
На вооружение ВМС Швеции орудие поступило после испытаний и опытной эксплуатации только в 1936 году. Первые версии 40-мм орудий применялись на подводных лодках. Ствол был укорочен до 42 калибров, что снизило начальную скорость снаряда до 700 м/с. Когда это орудие не использовалось, ствол поднимался вверх, и орудие убиралось в водонепроницаемый цилиндрический пенал. Укороченное орудие использовалось на подводных лодках типа Sj
Вас заинтересует
Японские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я
Американские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 2-я
Отечественные послевоенные авиационные пушки калибра 23 мм. Часть II
Послевоенная советская зенитная артиллерия. Часть 1-я
Средства противовоздушной обороны советского флота в годы войны