Открытые слова Нетаньяху о независимости курдов никого из экспертов особенно не удивили.
«Курды и так должны получить полную независимость в ближайшем будущем, — цитируют «Известия» политолога, профессора Университета им. Салах ад-Дина в столице иракского Курдистана Эрбиле Радвана Али Бадини. — Исламисты из ИГИЛ просто сыграли роль катализатора. А премьер Израиля хочет, чтобы возникла ещё одна сила, противостоящая исламистам, и поэтому заявляет о поддержке курдов».
Что до отношений курдов с Тель-Авивом, то их история берёт начало едва ли не с момента возникновения Израиля как государства. Издание пишет о тренировках израильскими инструкторами курдских боевиков в Ираке, в обмен на это курды помогали Тель-Авиву информацией о происходящем в Ираке при Саддаме Хусейне.
Как заявил 26 июня министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман на встрече с госсекретарём США Джоном Керри, «Ирак распадается, и, похоже, появление независимого Курдистана — вопрос недалёкого будущего».
И, наконец, на днях Курдистан осуществил первую поставку нефти в Израиль, пишут «Известия».
Эль-Мюрид на
ИТАР-ТАСС отмечает, что Нетаньяху не стал распространяться о том, что Курдистан может стать независимым только в результате развала Ирака. Получается, что премьер Израиля «фактически поддержал создание исламского халифата, провозглашенного группировкой ИГИЛ». Так полагает аналитик.
«Парадокс, но интерес Израиля в этом случае целиком и полностью совпадает с интересами его злейших врагов-террористов. Хотя бы потому, что создание радикального халифата, созданного исключительно для войны с «неверными», полностью противоречит интересам другого злейшего врага Израиля — Ирана».
По мнению Эль-Мюрида, стратегия США состоит в создании рядом с границами своих геополитических противников очагов нестабильности. Такая стратегия в последнее время успешно сработала в двух случаях: Украина полыхает у границ России, а Иран принимает «неотложные меры по спасению Ирака».
Что до Израиля, то он, считает аналитик, «целиком и полностью поддерживает подобного рода технологии».
«Заявление Нетаньяху подливает изрядное количество керосина в полыхающий огнем войны Ирак. В случае если независимый Курдистан станет реальностью (пусть не де-юре, но хотя бы де-факто), война на истребление между новоявленным халифатом и шиитской частью Ирака станет окончательной и неизбежной. Это будет означать лишь то, что Иран будет втянут в поистине бесконечный конфликт, расходуя драгоценные ресурсы, время и отодвигая в сторону свои программы развития».
И здесь Израиль сближается с США. Правда, «неоправданно усилившуюся ИГИЛ» нужно будет «слегка ослабить» — чтобы она «не могла вести уж слишком самостоятельную политику».
Что предпринимается ради такой общей стратегии США и Израиля?
Эль-Мюрид указывает, что именно эту цель преследуют «челночные поездки госсекретаря Керри по региону». Джон Керри гарантирует Ираку помощь США, но «весьма дозированную». ИГИЛ не будет ликвидирована, ей только укажут «коридор решений, в котором она должна действовать».
Кроме того, аналитик напоминает, что призыв Нетаньяху поддержала Турция. Пресс-секретарь Партии справедливости Хусейн Челик заявил, что в интересах Турции признать независимый Курдистан в пределах иракской части территории.
По мнению Эль-Мюрида, балансирование на грани «цветной революции» вынуждает турецкого премьера Эрдогана «искать самых неожиданных союзников». И ставка на курдов «может существенно укрепить шансы Эрдогана на президентских выборах в августе».
Что до нефти, то Израилю дружба с курдами только на руку.
«Исламисты ИГИЛ, захватившие Мосул и готовящиеся потеснить курдов от месторождений нефти, оказались отбиты на юг от Киркука. Национальное богатство, которое курды считают своим, остаётся под их контролем. Независимость даёт им возможность наладить поставки нефти через Турцию в Израиль, и израильский порт Хайфа с благодарностью начал принимать киркукскую нефть».
Ранее, напомним, американский президент Барак Обама (этот прославленный миротворец, нобелевский лауреат и заодно «иракский победитель»), что-то говорил о «возможной» поддержке Ирака. По плохо проверенным слухам, он даже сообщил, что Ираку следует сделать для реализации Белым домом «возможности»: премьер-министр Нури аль-Малики должен будет подыскать себе другую работу. Выдающаяся сотрудница Госдепа Джен Псаки эти слухи попыталась опровергнуть, заявив на очередном брифинге, что определять, кто будет главой Ирака, вправе лишь сами иракцы.
Но сценарий-то знакомый. Вот и на Украине украинцы недавно определили, что будет главой их государства. Раньше майданящим украинцам отчего-то не нравился Янукович с его золотыми или позолоченными унитазами, теперь почему-то вдруг понравился олигарх-миллиардер Порошенко.
Наталья Авдеева (
«Лента.ру») напоминает, что точку зрения Вашингтона, не симпатизирующего аль-Малики, разделяют суннитские власти Катара и Саудовской Аравии.
«Определить точное число радикальных суннитов, вступивших в борьбу с шиитами под знаменами ИГИЛ, крайне сложно. Их ряды постоянно пополняются за счёт тех, кого группировка освобождает из тюрем в захваченных городах, и тех, кто еще недавно находился в «умеренной оппозиции» правительству. Справиться собственными силами с этой армией официальные власти Ирака уже и не мечтают. Это подтолкнуло их искать помощи пешмерга — военизированных формирований Иракского Курдистана, которые в мирное время обеспечивают безопасность внутри автономии и на границе.
По данным руководства Иракского Курдистана, отряды пешмерга — это 12 пехотных батальонов, в каждом из которых от трёх до пяти тысяч бойцов. Существенная по меркам Ирака сила. Поэтому участие курдских подразделений в суннитско-шиитской войне способно серьёзно повлиять на её результат».
В результате активных боевых действий курды заняли нефтяной центр Киркук, справедливо заметив, что Багдад не был способен защитить жителей города.
Позднее премьер Курдской автономии Нечирван Барзани объявил: «Мы создали «пояс безопасности» в районах, прилегающих к Курдистану».
Багдаду не нравится переход территорий под курдский контроль, но поделать с этим аль-Малики ничего не может. А на днях Нечирван Барзани даже пригрозил Багдаду тем, что может провести референдум о выходе Курдистана из состава Ирака.
Напомним, что, согласно сведениям ООН, только за один месяц (июнь) в Ираке погибло около 2500 человек.
По мнению руководителя Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Елены Супониной, которое приводит
РИА «Новости», к грядущему распаду Ирака и усилению ИГИЛ привела «непосредственная» американская политика. По мнению эксперта, привычка американцев сначала делать, а потом думать, стала своего рода визитной карточкой внешней политики Вашингтона. Если бы не американская непосредственность, ситуация в Ираке могла бы сложиться иначе:
«Американцы, некоторые из них, не представители крупных компаний, а люди попроще, подходят несколько идеализированно к своим представлениям о возможности экспорта демократии, о возможности научить кого-то жить по-другому. Да, в Ираке была диктатура. Но не так надо было учить иракцев жить свободно. Да и не надо было их вообще учить жить. Они бы сами пришли к этому — страны меняются, рано или поздно они приходят к необходимости реформ. Иракцы бы к этому пришли».
Но у американцев стратегия одна: массированные ракетно-бомбовые удары, зачистки и обстрелы. В итоге богатое ближневосточное государство превратилось «в чёрную дыру, куда спустя всего несколько лет стали стягиваться террористы всех мастей». В итоге ИГИЛ объявила о создании халифата в Ираке.
Такие вот плоды демократизации и борьбы с терроризмом.
Что касается официального Багдада, то из последних новостей известно, что на фоне наступления боевиков ИГИЛ в иракском парламенте попытались избрать спикера и назвать кандидатуры на посты президента и премьер-министра. Но только попытались — никаких имён (данные на 1 июля) не прозвучало. Не было кворума, отмечает
«Euronews»: зал покинули представители суннитской и курдской общин.
Тем не менее, добавим к этому, ясно: аль-Малики уйдёт. Быть на посту ему не более недели. Следующее заседание парламента пройдёт в ближайшие дни. Возможно, на нём и решится судьба премьер-министра, у которого не осталось сильных политических союзников в Багдаде и которого Вашингтон открыто обвиняет в «напряжённости», возникшей между иракскими шиитами и суннитами.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Миссия США в Ираке завершается созданием Халифата
Курды хотят разделить Ирак на три части
Чем грозит миру и России халифат. Часть 2
Власти иракского Курдистана проведут референдум о независимости своего региона
Сирийские повстанцы не выдерживают натиск ИГИЛ