Недавно Национальный банк Украины рассказал о состоянии украинской экономики в первом квартале 2014 года. Как оказалось, украинские предприятии понесли колоссальные убытки, которые выросли более чем в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время валовая прибыль предприятий на Украине выросла немногим больше чем в 2 раза. Таким образом, отрицательное сальдо составило примерно 128,5 миллиона гривен, или 11 миллиардов долларов.
Представители Национального банка объясняют, что такие показатели связаны с девальвацией национальной валюты в начале текущего года.
Помимо убытков украинских предприятий, аналитиками отмечено и определенное снижение инвестиционной активности банков и сокращение объемов государственного финансирования. В результате все эти факторы стали причиной резкого падения капитальных инвестиций на 23 процента в первом квартале текущего года. В то же время в структуре инвестиций доля бюджетных средств сократилась на 2 процента (3,1% в первом квартале 2013 года против 1,1% за аналогичный период 2014-го). В структуре банковских кредитов доля бюджетных средств сократилась с 25 до 8,7%.
Несмотря на такие показатели, украинский Нацбанк настроен весьма оптимистично, заявляя о том, что ожидает улучшения ситуации в плане возрастания инвестиционной активности и улучшения финансовых показателей предприятий уже к концу этого года. В ведомстве полагают, что произойти это должно за счет стабилизации политической ситуации в стране, роста внешнего спроса, а также проведения структурных реформ.
Как говорят эксперты, стабилизация ситуации в стране будет зависеть от нового правительства. Пока говорить о том, что политическая обстановка немного разрядится, не приходится, поскольку в юго-восточных регионах продолжаются военные столкновения, приводящие к новым жертвам.
Что имеется в виду под ростом внешнего спроса — не совсем понятно, поскольку, по мнению биржевиков, спрос со стороны России в силу общеизвестных причин маловероятен, а ожидать большого потребительского спроса на украинские товары со стороны Евросоюза на данный момент наивно. Поэтому можно предположить, что Национальный банк Украины надеется найти какое-то компромиссное решение, которое удовлетворит все стороны.
Исходя из экономических законов, проведение структурных реформ даже в том случае, если их начать уже сейчас, не даст быстрого эффекта. И реальные дивиденды можно будет получить только лишь через несколько лет, и то при условии эффективности проводимых реформ.
Анализ ситуации показывает, что сегодня украинская промышленность переживает не лучшие свои времена. Немного лучше ситуация обстояла в прошлом году. Если говорить объективно, то украинское промышленное производство сокращается на протяжении последних полутора лет, причем за первые четыре месяца 2014 года скорость сокращения возросла до 5,3 процента. В марте рост производства был отмечен только в нескольких отраслях, в частности, производстве компьютеров и фармацевтике, однако эти отрасли играют настолько незначительную роль в украинской экономике, что реально повлиять на макроситуацию не в состоянии.
Если говорить об основных отраслях украинской промышленности, то необходимо отметить, что ситуация в них также постепенно ухудшается. Весной стала появляться информация о том, что некоторые химические и металлургические предприятия и заводы, а также угольные шахты прекращают работать. Производство в этих отраслях продолжало падать даже при относительно низких ценах на газ (в первые несколько месяцев Украина платила за российский газ всего 268,5 доллара). Вполне очевидно, что в результате повышения цен на голубое топливо ситуация только усугубится.
В банковской системе также не все так гладко. Исходя из опубликованных в печати статданных, за первые полгода украинские банки понесли значительные убытки, которые составили примерно 900 миллионов долларов (около 10,5 миллиардов гривен). За этот же период в прошлом году банки получили прибыль в размере 90 миллионов долларов.
На грани банкротства в настоящее время находится 11 украинских банков, среди которых Брокбизнесбанк, «Форум», АвтоКразБанк, Интербанк, Старокиевский банк. Если не учитывать эти учреждения, остальные банки за полгода получили прибыль в размере 3,7 миллиарда гривен. Впрочем, список банкротов может пополниться в любой момент, ведь из 37 банков только 9 прошли предварительный стресс-тест НБУ. По мнению экспертов, все украинские банки в настоящее время нуждаются в докапитализации, однако у акционеров денег нет. Рассчитывать на государственную помощь и инвестиции международных финансовых организаций можно ожидать только к началу осени.
По словам экспертов, проблемы в банковской сфере были вполне ожидаемы, если принимать во внимание сложную ситуацию в украинской экономике, оказавшейся фактически на грани выживания. Военные столкновения на юго-востоке страны только усложнили ситуацию. Причины этих проблем вполне очевидны — девальвация украинской национальной валюты, инфляция, падение уровня жизни населения, снижение уровня реальных доходов.
Банковский сектор пострадал в первую очередь потому, что только за несколько месяцев 2014 года из украинской банковской системы было выведено более 86 миллиардов гривен (19,2 процентов вкладов). Снижения доходов населения привело к падению спроса на кредиты. Кроме того, возросла доля просроченных кредитов. Еще часть украинских банков пострадала от того, что лишилась филиалов в Крыму.
В итоге украинские банки испытывают дефицит ликвидности в размере порядка 6-8 миллиардов долларов. А убыток в 900 миллионов для украинских банков — это чересчур много, даже с учетом драматической ситуации.
По мнению экспертов, до тех пор, пока ситуация в стране не стабилизируется, а банки не вернут доверие своих клиентов, украинская банковская система будет находиться на грани дефолта, ее ждет рост убытков, сокращение количества банков, дефицит ликвидности. В настоящее время банки нуждаются в поддержке НБУ, но у него нет необходимых денежных средств. Поэтому ситуация в банковской сфере в 2014 году будет критичной, и лишь в 2016 году ситуация немного улучшится, да и то только в том случае, если украинское руководство сможет найти определенный компромисс в отношениях с Россией и Европейским Союзом, а на Донбассе воцарится мир.
Если говорить о грузоперевозках, то необходимо отметить, что они являются одним из основных показателей деловой активности. Если они падают, это свидетельствует о негативной экономической конъюнктуре. Грузовые перевозки Украины снизились в полтора раза. Украинское правительство пытается повлиять на ситуацию. Недавно Кабинетом Министров был утвержден финансовый план «Укрзалізниці» на текущий год. В документе заложено падение железнодорожных грузоперевозок на уровне выше падения ВВП (падение ВВП запланировано на уровне 5 процентов).
Впрочем, это очень даже оптимистичные прогнозы. Очевидно, во внимание не принималось падение грузоперевозок между Украиной и Россией или даже полной остановки транзита товаров из Украины в Россию и обратно. А именно этого следует ожидать, ведь украинский глава государства П.Порошенко подписал Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, которым предусмотрено беспошлинный ввоз европейских товаров на территорию Украины.
Украинская железнодорожная система, по мнению экспертов, пострадает куда больше российской, ведь благодаря грузоперевозкам Украинские железные дороги получают до 80 процентов доходов, в то время как в России этот показатель не превышает 30 процентов.
Снизился и пассажиропоток между Украиной и Россией. По данным российской стороны, в июне он упал до 50, а на некоторые направления — до 70 процентов. К снижению грузо- и пассажироперевозок добавилась и еще одна значительная проблема — в восточных регионах произошло около 10 взрывов на железной дороге, а кроме того, железнодорожные мосты были подорваны в Запорожской и Харьковской областях.
Таким образом, можно говорить о том, что в Украине наблюдается серьезный экономический и политический кризис. Украинская экономика имеет несколько вариантов развития — либо умеренный (с учетом всех негативных факторов), либо негативный (при развитии украино-российского конфликта). Положительного сценария, по мнению ряда экспертов, в сложившейся ситуации просто не существует. По подсчетам экономистов, чтобы покрыть дефицит бюджета в первом случае, стране необходимо порядка 30 миллиардов долларов. Для второго случая эта сумма достигает 50 миллиардов.
На период 2015-2018 годов для обеспечения стабильности украинской экономики необходимо 85 миллиардов долларов при развитии умеренного сценария. Негативный сценарий экспертами даже не рассматривается, поскольку он автоматически означает коллапс экономики. И самое страшное заключается в том, что такие колоссальные средства нужны только для того, что Украина держалась на плаву. А для того, чтобы украинская экономика начала хоть немного развиваться, потребуются еще более значительные средства — около 190 миллиардов долларов для капитализации экономики и еще 300 миллиардов — чтобы преодолеть структурные диспропорции, которые накопились за годы независимости.
А если еще учитывать, что в случае сокращения торгово-экономических отношений между Украиной и Россией украинская сторона будет терять еще порядка 33 миллиардов долларов ежегодно, то Европейскому союзу придется солидно потратиться, чтобы удержать Украину на плаву.
Эксперты уверены в том, что ЕС не допустит дефолта Украины, но и разбогатеть не даст. Кроме того, не стоит надеться, что сразу после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС состояние украинской экономики изменится к лучшему. В ближайшие годы никаких кардинальных изменений не будет, даже в самом соглашении прописано, что переходный период может занять до 10 лет. За это время правительству необходимо принять много законов, изменить стандарты. Это договор перспективный, поэтому начинать работать нужно уже сейчас.
Использованы материалы:
http://www.vz.ru/economy/2014/6/30/693429.html
http://www.politforums.ru/ukraine/1404129487_3.html
http://www.aif.ua/money/economy/1113984
http://www.vz.ru/economy/2014/6/30/693357.html
Вас заинтересует
Киев кинул ещё и гривну
В Верховной раде хотят видеть текст договора об ассоциации с ЕС и срочно его ратифицировать
В Верховной раде хотят видеть текст договора об ассоциации с ЕС и срочно его рафицировать
Есть ли перспективы у украинского оборонно-промышленного комплекса?
Газовый консорциум: быть или не быть?