, которые помогут приобщиться к культуре этой красивой земли.
В следующем году США могут начать испытания нового беспилотного летательного аппарата, предназначенного для выполнения различных транспортных и прочих вспомогательных задач. Аппарат разрабатывается компанией Lockheed Martin в рамках проекта ARES и должен стать воплощением идей, появившихся в последние несколько лет. Точные сроки начала поставки новых БПЛА в войска пока неизвестны, поскольку испытания и доводка нового беспилотника могут серьезно затянуться.
О планах относительно скорого проведения испытаний беспилотника-прототипа в феврале этого года сообщило агентство DARPA, курирующее проект. Тогда же DARPA напомнило о целях проекта. По информации агентства, проект ARES (Aerial Reconfigurable Embedded System — «Воздушная реконфигурируемая встраиваемая система») разрабатывается с целью создания многофункционального транспортного беспилотного летательного аппарата, который должен будет решать различные задачи, возникающие перед войсками.
К примеру, аппарат может применяться для снабжения удаленных блокпостов. В условиях боевых действий подобные объекты нуждаются в снабжении различными припасами — порой требуется доставлять до 40 тонн грузов в неделю. Использование вертолетов и автомобильного транспорта не всегда оказывается возможным ввиду специфики рельефа или боевой обстановки. В таком случае оптимальным средством доставки грузов может стать беспилотный летательный аппарат с полезной нагрузкой около 1-1,5 тонны. Подобный БПЛА может иметь сравнительно малые габариты и достаточно высокую живучесть.
Для создания требуемой техники в 2009 году была начата программа под названием Transformer (TX), в ходе которой различные компании предлагали свои версии перспективного универсального транспортного средства. Немного позже были сформированы обновленные требования к новой разработке и изменено название программы. Окончательные требования к новому БПЛА были утверждены в 2013 году. Чуть позже агентство DARPA определило головного подрядчика по проекту: разработкой аппарата ARES занимается компания Lockheed Martin.
С целью обеспечения многофункциональности БПЛА ARES предлагается строить по модульной схеме. Основой аппарата станет платформа, оснащенная системой управления, силовой установкой и топливной системой. К этой платформе будут крепиться модули с целевой нагрузкой. Предполагается, что ARES сможет нести грузовой модуль, модуль для перевозки раненых, набор разведывательного оборудования и т.д. Вес полезной нагрузки должен превышать 3000 фунтов (1360 кг).
В феврале вместе с пресс-релизом, рассказывавшим о ходе проекта, были опубликованы несколько рисунков, изображающих перспективный беспилотник. Эти изображения, описывавшие видение проекта по состоянию на начало этого года, позволяют примерно представить облик будущей беспилотной машины. Кроме того, известны некоторые требования к ней.
Основой модульного БПЛА ARES является платформа с силовой установкой, воздушными винтами и набором оборудования. Главный элемент платформы — центральный корпус обтекаемой формы, в котором располагаются топливные баки, двигатель и система управления. По бокам к платформе предлагается крепить два поворотных воздушных винта в кольцевых каналах диаметром 8,5 футов (2,6 м) каждый. Таким образом, БПЛА ARES будет представлять собой конвертоплан. На взлете винты должны обеспечивать вертикальную тягу, в полете — горизонтальную. На внешней поверхности кольцевых обтекателей должны располагаться консоли крыла размахом 42 фута (12,8 м), обеспечивающие подъемную силу в горизонтальном полете. На нижней части корпуса находятся крепления для модуля с полезной нагрузкой, а также высокое лыжное шасси.
Взлетный вес беспилотника ARES должен достигать 7000 фунтов (3,17 т). Используя двигатель мощностью 900 л.с., аппарат сможет развивать скорость до 230 миль в час и летать на дальность до 250 миль. Благодаря сравнительно малым габаритам перспективный БПЛА сможет садиться на площадку шириной не более 15-16 м. Не менее важной особенностью проекта является достаточно высокая весовая отдача: полезная нагрузка достигает 40% от полной массы аппарата.
Примененная в проекте ARES схема с двумя поворотными винтами, как ожидается, позволит беспилотнику взлетать вертикально и переходить в горизонтальный полет со сравнительно высокой скоростью. Кроме того, несмотря на наличие узлов поворота винтов и относительно сложных редукторов, подобная компоновка позволит облегчить сам аппарат и в некоторой мере упростить его эксплуатацию. Наконец, беспилотный конвертоплан получается компактнее вертолета классической или сосной схемы, имеющего подобные характеристики. Тем не менее, создание нового проекта ввиду использования оригинальных решений будет связано с определенными трудностями.
Интересен тот факт, что несколько лет назад фирма Lockheed Martin рассказала о перспективном проекте многоцелевого транспортного средства для армии. Оно должно было представлять собой легкий броневик с возможностью установки «летательного модуля». По своей архитектуре основная платформа БПЛА ARES значительно напоминает соответствующий модуль предыдущего проекта. Вероятно, после анализа возможностей и перспектив было решено отказаться от летающих автомобилей и сосредоточить усилия на создании беспилотников.
Что касается предлагаемой модульной архитектуры полезной нагрузки, то использование различных контейнеров, устанавливаемых на универсальных креплениях, действительно должно обеспечить большую гибкость применения новой техники. В ходе развития беспилотник ARES может получить ряд новых «специальностей». Подобные перспективы проекта ограничиваются только грузоподъемностью базовой платформы.
В настоящее время разработка проекта ARES подходит к концу. В ближайшие месяцы DARPA и Lockheed Martin должны начать строительство прототипа перспективного БПЛА, который затем будет использоваться в испытаниях. Первые испытательные полеты запланированы на следующий год. Перспективы проекта пока до конца не ясны — в нем использованы несколько смелых решений, которые могут усложнить испытания и дальнейшую доводку. Тем не менее, в случае успешного завершения всех работ вооруженные силы США могут получить универсальное легкое средство, способное доставлять различные грузы, эвакуировать раненых, вести разведку и выполнять другие задачи, переходя от одной к другой путем простой замены подвесного контейнера.
По материалам сайтов:
http://darpa.mil/
http://dailymail.co.uk/
http://popsci.com/