10 лет назад, 1 сентября 2004 года, весь мир потрясло известие о захвате террористами здания школы № 1 в Беслане (Северная Осетия). Изуверы взяли в заложники 1128 человек — учителей, учеников и их родителей, родственников. Командовал отрядом боевиков Расул Хачбаров, также известный под прозвищем Полковник.
Террористы нанесли свой удар во время праздничного мероприятия. Во время проводившейся во дворе школы праздничной линейки из подъехавшего укрытого тентом грузовика выскочили бандиты. Они открыли огонь поверх голов из автоматического оружия и стали загонять всех присутствующих в здание учебного заведения. В бандформирование входили 32 человека, среди них были и женщины. Боевики были вооружены стрелковым вооружением, включая гранатометы, а также имели самодельные взрывные устройства.
Убежать, воспользовавшись общей паникой, удалось немногим из присутствующих. Сначала считалось, что террористы захватили 354 человека. Но впоследствии выяснилось, что число намного больше. Экстремисты согнали большую часть заложников в спортивный зал и заминировали его, а также ряд других помещений. Террористы три дня удерживали здание. Причем более 50 часов изверги отказывали людям в предоставлении воды, пищи и необходимых медикаментов. Почти все оказавшиеся в здании мужчины были убиты бандитами в первые два дня.
Первоначально террористы даже отказывались вести какие-либо переговоры. Только после некоторого времени они заявили, что готовы переговорить с главой республики Северная Осетия-Алания Александром Дзасоховым, президентом республики Ингушетия Муратом Зязиковым и директором НИИ медицины катастроф доктора Леонидом Рошалем. Кроме того, они выставили заведомо невыполнимые условия — вывод российских войск из Чеченской республики и освобождение ранее арестованных террористов.
Однако попытки перевести переговоры с террористами в более конструктивное русло и решить проблему освобождения заложников без силовой операции окончились неудачей. 2 сентября боевики согласились пустить в здание школы единственного человека — бывшего президента республики Ингушетия Руслана Аушева. Тот смог убедить террористов отпустить с ним только 25 женщин и детей.
3 сентября стихийно началась операция по освобождению заложников. В полдень к зданию прибыл автомобиль с четырьмя спасателями, которые должны были забрать со двора убитых бандитами людей. В этот момент в самом здании учебного заведения раздались взрывы, и началась стрельба. После чего из окон и образовавшегося в стене пролома стали спасаться люди. К 15 часам было спасено около 100 человек. Дети и взрослые пытались самостоятельно спастись из здания. Бандиты стреляли в них и избивали тех, кто пытался сбежать. В итоге местные жители и бойцы российских спецподразделений не стали ждать приказа на штурм и начали освобождение здания.
Почти все изуверы были убиты, из боевиков выжил один — Нурпаша Кулаев. Здание школы из-за подрывов имевшейся у террористов взрывчатки и боя было разрушено, частично сгорело. В результате погибло 334 человека: 118 детей, 118 родителей, родственников, друзей учащихся, 17 учителей и работников школы, 13 работников силовых структур и спасателей. 810 человек получили ранения различной степени тяжести, это была заложники, сотрудники милиции, внутренних войск, ФСБ и МЧС. При этом тяжелые ранения получили 163 человека (включая 97 детей школьного возраста и 6 — дошкольного), 141 стали инвалидами (включая 72 детей). Кроме того, практически все заложники получили тяжелейшую психологическую травму.
В ходе этой трагедии Центр специального назначения ФСБ потерял самое большое количество бойцов за всю историю русского спецназа. Бойцы отрядов специального назначения пошли на неподготовленный штурм, пытались спасти детей, жертвуя собой. Так, майор Александр Валентинович Перов, уже будучи раненым, прикрыл от осколков гранаты группу детей, которых ещё не успели вывести из здания. Перов посмертно был удостоен звания Героя Российской Федерации. Лейтенант Андрей Алексеевич Туркин ещё в начале штурма получил ранение, но не вышел из боя. Боец группы «Вымпел» закрыл своим телом заложников, спасая их от взрыва гранаты. За мужество и героизм Алексею Туркину посмертно присвоили звание Героя Российской Федерации.
Беслан стал тяжелым уроком для всей России. Это был не только трагический эпизод длительной войны с международным терроризмом. Массовое убийство мирных жителей, включая ни в чем не повинных детей, тогда стало шоком для всего Российского государства и постсоветского пространства. Это сейчас кровавый кошмар, который устроили в Малороссии, притупил восприятие большинства людей. Жестокая бойня, к сожалению, уже стала обыденностью. Психика людей очень гибкая, она приспосабливается практически ко всему.
Когда прошёл первый шок, стали появляться вопросы. Как такое могло произойти? Что происходит в стране? Подобное происшествие нельзя списать на случайность. К сожалению, когда происходят такие громкие террористические акты, как в Буденновске, «Норд-Осте» и Беслане, многие переводят всё частности, вроде того, кто конкретно несет ответственность за случившееся, обвиняют политиков, чиновников, спецслужбы в халатности и непрофессионализме. Однако гораздо важнее сосредоточить внимание на источниках терроризма — духовных, идейных, социально-политических и материальных. Необходимо понять, что «питает» современный терроризм, что можно сделать, чтобы перекрыть эти источники, чтобы подобных трагедий больше не было.
«Кавказский узел», где переплелись культурная и образовательная деградация, ведущая к архаизации по примеру большинства областей Средней Азии, социально-экономические проблемы, наплыв внутренних мигрантов с Кавказа в крупных русские города, сознательное выращивание в 1990-е — начале 2000-х годов этнократии, национал-сепаратизма, религиозного экстремизма и бандитского беспредела, до сих пор требует своего решения. До настоящего времени эти проблемы не решены, а только несколько сглажены финансовой подпиткой и регулярно напоминают о себе контртеррористическими операциями то в Дагестане, то в Ингушетии или Карачаево-Черкесии. Более того, попустительство религиозному экстремизму в России привело к тому, что исламисты основались уже практически во всех регионах РФ. А события в Казани и Волгограде показывают, что террористы пытаются создать в Российской Федерации — «второй фронт» — по Волжскому пути, раскачать Поволжье. Экстремисты собираются построить свой «Великий халифат» и за счёт территории России.
Пока в России не решены важнейшие внутренние проблемы, будет существовать социальная база терроризма. Молодые люди, причем и «славяне», ищущие социальной справедливости или просто «работы», «приключений», будут пополнять ряды экстремистских, террористических организаций и бандитского подполья. Одной силой, хоть и без неё нельзя, особенно в период кризиса, проблему можно только приглушить. Необходим комплексный подход, программа развития России, рассчитанная на десятки лет вперёд. Необходимо разгромить этнократические кланы, тесно переплетённые с криминалом, уничтожить крупных коррупционеров, активизировать процесс индустриализации, восстанавливать систему образования и воспитания и многое другое.
С другой стороны, необходимо помнить, что современный терроризм — это порождение глобальных неформальных и официальных структур, которые руководят Западным миром. Лондон и Вашингтон, при поддержке Эр-Рияда, Дохи, Исламабада породили несколько «чудовищ», включая движение Талибан, Аль-Каиду и Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ, которое постепенно трансформируется в Халифат).
По данным МВД России, материально-финансовую и иную помощь террористам, которые пытаются взорвать российский Кавказ, оказывают десятки международных экстремистских организаций, фирм и банковских групп (это только известные). Офисы большинства из них расположены в США и странах Европы.
Радикальный ислам (ваххабизм) превратился в руках определённых международных и внутренних организаций в опасную религиозно-политическую и военную силу. «Мировой халифат» становится своего рода «тараном», с помощью которого хозяева Запада разжигают большую войну в Евразии, создают один из фронтов мирового конфликта. Благодаря усилиям исламистов и их хозяев горят Ливия, Ирак и Сирия. Теперь они будут пытаться взорвать Среднюю Азию и мусульманские области России, пытаться перенести хаос на территорию РФ. Их цель — мировое господство и окончательное решение «русского вопроса». Россия — это цель, как хозяев Запада, так и строителей «Халифата», которым нужны ресурсы нашей Родины.
Масштаб исламистской экспансии, за которой стоят заинтересованные лица в Саудовской Аравии, Катаре, Турции, Египте, Англии и США, остается весьма тревожным. Продолжающаяся подпольная война в кавказских республиках — это только часть стратегического плана создателей «армии джихада». Террористическая география за последние годы серьёзно расширилась, захватывая Центральную Россию, Поволжье, Урал и Сибирь. Это настоящая война, направленная на уничтожение русской цивилизации и русского народа. По некоторым оценкам, уже сейчас общая численность ваххабитов в России превышает 5% от общего числа мусульман (а это сотни тысяч человек, целая армия). Понятно, что большая часть радикалов до поры до времени «мирные», но они составляют социальную базу движения. А огромный миграционный поток из республик Средней Азии только усиливает потенциал «армии джихада» и возможность реализации «сирийского сценария» в Российской Федерации.
В особой группе риска находятся Дагестан, Кабардино-Балкария и Ингушетия. Повышенная активность экстремистов наблюдается в Ставропольском крае и Северной Осетии, где возникла проблема дехристианизации, когда дети родителей-христиан становятся мусульманами, причем радикального толка. Деструктивные процессы заметны и в Поволжье, где все больше молодежи попадает под влияние радикальных религиозных идеологов и националистов. Крупными центрами ваххабизма становятся Астрахань и Ростов-на-Дону, Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская и Свердловская области и т. д.
Поэтому без системного подхода терроризм как явление победить невозможно. Только силовыми методами его можно загнать в подполье, до следующего взрыва. Необходимо ликвидировать его внутренние источники, которые кроются в духовой, идейной, культурно-образовательной, политической и социально-экономической жизни страны, а также поставить надежный заслон внешним враждебным силам, которые пытаются сокрушить Россию.
Вас заинтересует
Известные успешные и провальные операции зарубежного спецназа
Сирия продолжает борьбу с терроризмом
Случайна ли активизация исламистов?
Ирак обвинил Саудовскую Аравию и Катар в развязывании войны и терроризме
Все ради провокации: сирийская оппозиция публикует жуткие кадры