Европа изготовилась ввести новые санкции против России. Уже, кажется, эта экономическая игра всем надоела, все несут убытки (и в первую очередь сама Европа), но Обама обнаружил «российские танки» на Украине и подал сигнал Брюсселю. И игра продолжилась. Совершенно очевидно: Запад собрался у России выиграть — то есть потерять меньше, чем потеряет Россия.На этой неделе Б. Х. Обама побывал в братской Эстонии, где с присущей ему как президенту исключительной нации безапелляционностью заявил, что на Украину вошла не какая-нибудь гуманитарная миссия, а вошли российские войска. Глава Белого дома обнаружил «боевые части с российским оружием», которые передвигаются по суверенной территории «на российских танках». Всё это, по словам Обамы, «факты, которые можно доказать».
Доказывать, однако, Обама ничего не стал, видимо, делегировав эту обязанность миссис Псаки. Дальнейшую часть заявлений мистера Обамы можно опустить, её уже затаскали по «тырнетам». К тому же она не имеет прямого отношения к теме разговора. К санкциям.
Вняв речи Обамы, которая, несомненно, войдёт в историю как «таллиннская речь», Европа всколыхнулась. Санкции! Нужно удушать русских! Они до сих пор живы!
Выдержки из документа Еврокомиссии, разосланного странам-членам ЕС, появились в западной, а затем и в российской прессе. Еврокомиссары решили нанести добавочный удар по: а) энергетическому; б) оборонному; в) банковскому секторам российской экономики.
Некоторым европейским компаниям, сотрудничающим с российскими предприятиями в энергетической области, сотрудничать запретят. Могут быть также «включены» специальные санкции на товары двойного назначения. Их могут запретить вывозить в Россию. Подробности появятся, вероятно, 5 сентября.
Сомнений в том, что санкции примут, у экспертов нет. Обама увидел «танки» — и его «видение», очевидно, было призвано положить конец затянувшемуся спору о том, воюет Россия с Украиной, или не воюет. Обама сказал про танки — стало быть, воюет. А раз воюет и не слушается Запада, пора вводить новые санкции.
«Би-би-си» пишет, что новый пакет санкций может быть окончательно принят к 5 сентября. При этом Вашингтон тоже готов к введению новых санкций, однако на сей раз не желает опережать своих европейских союзников.
«Мы должны ответить наиболее жёстким образом. Обстановка накаляется. Речь идёт об агрессии, и санкции — это часть нашей политической стратегии», — говорит новая верховная представительница ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини.
И всё же на новый пакет санкций должны дать согласие все 28 государств — членов ЕС. Дадут ли?
К примеру, Чехия и Словакия участвовать в санкциях против России не рвутся. Словацкий премьер-министр Роберт Фицо даже назвал санкции бессмысленными и контрпродуктивными, отмечает «Би-би-си».
В Германии правительство понимает, что от новых санкций пострадают немецкие компании. Канцлер ФРГ Ангела Меркель выступила на эту тему в бундестаге. Её слова приводит
ИТАР-ТАСС.
«Я уже говорила, что санкции могут иметь последствия, в том числе для немецких компаний», — сказала Меркель. Однако, сказала она далее, «принять действия РФ — не вариант».
Глава немецкого правительства заявила: «Россия предпринимает попытку изменить существующие границы, прибегая к угрозам или даже к силе». «Становится всё более ясно, — добавила она, — что с самого начала речь шла не о внутреннем конфликте на Украине, а о столкновении между Россией и Украиной».
Становится всё более ясно, добавим и мы, что Меркель пляшет под дудку Обамы и поёт с ним одну песенку. Но беда Меркель (и немцев) в том, что Обаме в геополитическом смысле давление на Россию выгодно, а Германии и прочим государствам ЕС — невыгодно.
«РБК», ссылаясь на «Рейтер», отмечает, что запрет на импорт продуктов из Европы в Россию нанесёт Евросоюзу ущерб порядка 6,6 млрд. долл. (5 млрд. евро). Это данные внутреннего документа ЕС, попавшего в руки журналистов.
Полный объём продовольственного экспорта ЕС в Россию авторы документа оценили в 11,8 млрд. евро. То есть Россия — второй по величине продовольственный рынок ЕС после США, отмечает «РБК».
«Рейтер» сообщает также, что от продуктового эмбарго уже пострадали крупные овощные и фруктовые экспортёры, в первую очередь Польша и Нидерланды. Пострадала и Германия (она является одним из главных поставщиков мяса и молочных продуктов).
Ну, а что же Россия? Ведь страдает и она. Какой же выход?
Можно вспомнить о самодостаточной модели хозяйствования — примерно такой, которая была построена в СССР. Правда, рассуждать об этом приходится с большими оговорками. Ведь в России давно олигархический капитализм (построенный как раз теми персонами, которые успешно разворовали советское достояние), и открытая рыночная экономика, и Россия даже член ВТО. Что касается открытого внешнего рынка, то, к примеру, Китай в своё время нашёл способ не игнорировать этот рынок, а подчинить его себе (на «затянутых поясах»: работали много, получали мало, продукция выходила копеечная и, несмотря на скверное качество, конкурентоспособная). Опять же, в Китае правят не рыночники, как в России, а коммунисты — с госпланом, расстрелами за коррупцию и так далее. Сможет ли «китайский» рывок сделать Россия?
Учёный, гендиректор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Сергей Кара-Мурза, автор двухтомника «Советская цивилизация», полагает, что у Запада есть возможность ослабить российскую экономику.
«Наша экономика так и не восстановила свою самодостаточность после краха 90-х, — приводит слова политолога
«Свободная пресса». — Но главная проблема даже не в этом. Значительная часть нашего населения тоже стала менее самодостаточной. Наше общество сейчас не то, что было в 40-е годы 20 века или даже в 80-е».
По мнению аналитика, «у многих людей сегодня, в свете событий на Украине, как будто проснулись прежние ментальные установки». Однако не известно, «сколько продлится этот порыв».
Кара-Мурза считает, что «невозможно убедить население «затянуть пояса», когда элита будет продолжать выводить огромные средства в оффшоры». «Значительная часть студентов престижных вузов, многие предприниматели, — добавляет он, — выражают желание уехать на Запад на постоянное место жительство. Такое разрыхление общества резко затрудняет возможность привести его в мобилизационное состояние».
«Русский учёный Александр Чаянов в 20-м веке говорил, что в затяжных конфликтах между государствами побеждает тот, кто умеет долго голодать. Этим была сильна традиционная Россия. У нас 85 процентов населения были крестьянами. У них была, так сказать, культура непритязательности. Сейчас эта культура у большинства россиян утрачена. Немногие готовы долгое время в чём-то себе отказывать. А если при этом люди будут видеть, что олигархи наши продолжают покупать себе шикарные машины и возводить замки в Подмосковье, ни к чему хорошему это не приведёт.
Техническая и торговая блокада Запада будет означать, что наше хозяйство снова должно перейти на советскую модель. То есть производить вещи простые, прочные и, скажем так, не очень изящные. Наша молодёжь, воспитанная в условиях общества потребления, конечно, будет недовольна. Особенно московских молодых людей легко будет настроить против власти и вывести на улицы».
И всё же в качестве выхода учёный предлагает «мобилизовать общество». Назад хода нет. А без мобилизации страна рискует «получить очень большие проблемы».
Здесь есть один важный нюанс. Как отметил политолог, Запад «довольно уязвим в том плане, что люди там ещё меньше, чем россияне, готовы в чём-то себе отказывать. Без нашего газа и нашей нефти экономическое положение в Евросоюзе на какое-то время резко ухудшится. А там таких осложнений очень не любят».
Экономист Владислав Жуковский считает, что «руководство России пытается усидеть на двух стульях»: не хочет окончательно поссориться с Западом и пытается демонстрировать независимость во внешнеполитической сфере.
«Если бы мы действительно хотели избавиться от неоколониальной зависимости, — сказал Жуковский «СП», — мы должны были бы сами разорвать многие кабальные соглашения, которые подрывают конкурентоспособность отечественных производителей. Пока этого не происходит, можно говорить, что продолжается игра с Западом в поддавки».
«Смотрите, против России санкции действуют уже больше четырёх месяцев. При этом никто из наших чиновников не озаботился тем, чтобы подать иски в арбитражный суд ВТО и потребовать компенсаций тех убытков, которые несёт экономика России от неправомерных действий США и их сателлитов. А эти убытки уже исчисляются десятками миллиардов долларов.
Пока наши чиновники и крупный бизнес не делают «резких движений». Наверно, потому что верят, что всё ещё вернётся на круги своя, и они будут жить так, как они жили последние четверть века, проедая нефтедоллары и паразитируя на том наследии, что осталось от СССР».
По мнению экономиста, России следует «последовательно и жёстко» отстаивать свои интересы. Ориентацию на Запад нужно «значительно уменьшить». Больше внимания уделять сотрудничеству с теми развитыми странами, которые не связаны с НАТО. Наконец, Россия, имеющая большой потенциал для развития внутреннего рынка, должна повернуться внутрь себя. А Центробанку следует вести независимую монетарную политику, отметил эксперт.
Не надо быть ни экономистом, ни политологом, добавим от себя, чтобы понять: за последние десятилетия капиталистические слабости изрядно подточили Россию. Общество в значительной своей части превратилось в одурманенное «шоппингом» стадо потребителей, ТВ-каналы набиты рекламными призывами бесконечно покупать и равняться на «звёзд», «бизнесменов», «шоуменов» и «успешных людей». Олигархи с их дворцами, яхтами и детишками в Лондоне стали притчей во языцех. Писатели пишут романы «о ненастоящем человеке» и «ненастоящей любви», и они становятся «культовыми». В расщеплённой на слои и страты стране, где буржуа не понимает своего наёмного работника и где изматывающая эксплуатация человека человеком давно стала реальностью, сформулировать национальную идеологию не просто трудно, а невозможно. Нет того крепкого народного сплава, который сформировался в советскую эпоху.
Поэтому-то и объединяют людей «ментальные установки» советского времени. Рыночные ведь могут только разъединять!
Но объединение это «советское» во многом «диванное». Дойдёт до дела — мало кто захочет стоять в очереди за прокладками. А кто-то и картошку выращивать не привык. Да и негде…
Переход же к советской форме хозяйствования «с кондачка» немыслим: олигархи, «эффективные менеджеры» и вся их многочисленная сытно кормящаяся прислуга, привыкшая считать не в рублях, а в долларах, будут однозначно против. «Стабильность», о которой российские правительства твердят со времён Ельцина, моментально окажется под угрозой.
Разумеется, Запад, каким бы глупеньким нам ни казался Обама (или его коллега Олланд, почти передумавший поставлять России «Мистрали»), вполне может прожить без России. Да, будут трудности, Европе будет не хватать газа, будет зима (правда, не сибирская), но это всё временно. Точно так же, как Россия заменит поставщиков польских яблок (которые русскому народу вообще не были нужны, но были нужны русским торгашам — наживы ради), Запад заменит поставщиков газа. Не так быстро, но за несколько лет заменит. Катар, Иран — все только этого и ждут.
И ещё кое-что. Кое-что важное. По сути, глобальная экономика в XXI веке терпит крах — это прекрасно подтверждают кризис за кризисом. Эксперты (не наши, а западные, из Европы) уже несколько лет пишут о грядущей самодостаточности развитых экономик, о возврате примерно годам к 70-м — 80-м. Китай как крупная экономическая величина, чья технологическая база во многом зиждется на копировании и подражании, в будущем ими отодвигается на десятый план. В Китае правящие коммунисты это понимают и недаром думают и говорят о росте внутреннего рынка, а вовсе не внешнего. С внешнего ими уже сегодня берётся лишь то, что жизненно необходимо — да и то при условии диверсификации поставок и по минимально возможным ценам. К российскому газу эти условия, кстати, тоже применены.
Россия же в этом меняющемся мире находится в плачевном положении. Более двадцати лет открытости при одновременном развале советского промышленного и сельскохозяйственного задела привели к тому, что страна максимально отошла от концепции самодостаточности, характерной для эпохи социализма и «железного занавеса», и накрепко привязалась к глобальному рынку. Вступление пару лет назад в ВТО это отлично подтверждает.
Смысл написанного в том, что России для выживания потребуется «затянуть пояса» куда туже, чем Западу. Может быть, так придётся затянуть, что язык вывалится. И Запад, намереваясь усиливать санкции, это понимает. Там водятся не только вздорные пропагандисты и спичрайтеры, сочиняющие Обаме «таллиннские» речи, но и умные экономисты, и политологи, и самые настоящие эффективные менеджеры (не чубайсы). Не сомневайтесь.
Грядёт не холодная война, а экономическая. Война крупных убытков. Вопрос лишь в том, кто в ней победит. И другой вопрос — какой ценой.
Российские торгаши, кстати, уже вступили в эту войну. На стороне Запада. Заходишь в магазин и видишь: бутылка минеральной воды, вчера стоившая 23 рубля, сегодня стоит 40. Нет-нет, минералка не французская. Обыкновенная, из дешёвых, из Свердловской области.
Вот и приходится задаваться вопросом: кому в стране придётся затягивать пояса? Или по-другому: ради кого?
Вас заинтересует
Европа и её политическая импотенция
Джош Эрнест: Санкции не смогли изменить курс России
Это не холодная война, сказал Обама. А какая?
Прообамил санкции
Не рой другому яму