Накануне «Независимая газета»вышла с материалом, в котором говорится о том, что депутаты Компартии готовят законопроект о ряде инициатив патриотического характера, касающихся школьной общеобразовательной программы. По данным «НГ», в КПРФ собираются отдельно прописать в законопроекте пункты о том, чтобы ввести в школах уроки политической информации, а также возродить систему обязательной начальной военной подготовки в классах среднего и старшего звена.
Депутат от фракции КПРФ в Государственной Думе Вадим Соловьёв говорит о том, что в современной российской школе вопросы патриотического воспитания нужно обсуждать и с учителями тоже. С этим трудно спорить. Система образования успела перешагнуть ту черту, за которой осталась непререкаемость авторитета учителя в обществе. Сегодняшний статус педагогического работника в нашей стране выглядит весьма сомнительно. Сказались «чудные» годы тотальной постсоветской разрухи, когда «статус» рыночного барыги вдруг стал цениться гораздо выше статуса педагога, медика, инженера, работника культуры, военнослужащего.
Учитель в современной школе оказался в жёстких рамках пресловутого личностно-ориентированного подхода. Выражаясь обычным языком, этот подход можно описать так: каждый учащийся – это личность, глыба, средоточие талантов, а учитель – это изначально пустое место, которое может из себя хоть что-то представлять только после того, как выявит и разовьёт недюжинные способности даже у самого беспросветного оболтуса. А если у этого оболтуса преуспевающие в материальном плане родители, а учитель всё никак «не может развить таланты» их отпрыска, то ситуация для этого педагога превращается в патовую – либо целовать «талантливого вьюношу» во все места, несмотря на то, что тот путает таблицу Менделеева с таблицей умножения, либо плевать на педагогическую карьеру.
Именно поэтому патриотическое воспитание в современной школе должно, что называется, плясать от печки реального повышения статуса педагога. Ведь когда «безумно одарённого» школьника на занятия приводит личный шофёр не менее «одарённого» родителя (а такое особенно в крупных городах давно перестало быть нонсенсом) на автомобиле бизнес-класса, то учительские потуги, направленные на привитие уважения к государственным символам, традициям, культуре, искусству, на почитание подвигов предков у такого отпрыска вряд ли вызовут реально позитивные эмоции. Конечно, не нужно грести под одну гребёнку всех, но всё же тенденция этакого кошелькового превосходства успела обнаружить себя и в образовательной среде – это когда родительский кошелёк для некоторых обучающихся превыше всего… Ну, а если перешагнуть через этот барьер и доказать, что не всё решается содержимым кошелька. Отрадно сознавать, что в нашей стране остались и такие представители образовательной системы.
Возвращаясь к депутатской инициативе… Депутаты собираются внедрить в школах уроки политического просвещения, которые, по мнению, представителей думской фракции КПРФ должны проводиться не реже двух раз в неделю. Кроме того, предлагается активнее использовать наглядные пособия, рассказывающие о государственных символах, выдающихся исторических личностях, важных событиях в жизни страны.
Как сообщается, инициативу коммунистов активно поддержали две думские фракции – «Единая Россия» и ЛДПР. Только в ЛДПР объявили, что эта идея в их головы пришла раньше, а КПРФ «снова» идею украла. Оставим в стороне выяснение отношений по поводу того, кто у кого «украл» идею, ведь речь сейчас не об этом, и вернёмся к обсуждению инициативы о патриотическом воспитании.
Лишь во фракции справедливороссов объявили, что инициативу КПРФ поддерживать не намерены. По словам представителя фракции «Справедливой России» в Госдуме г-на Емельянова, патриотизму обучить невозможно – человек либо Родину любит, либо нет. Такие заявления депутата можно оспаривать по той просто причине, что обучать патриотизму никто никого не собирается. Патриотизм вообще-то прививают – с помощью бесед в семье, уроков школе, встреч с ветеранами, просмотра патриотических документальных и художественных фильмов, посещения мест важнейших исторических событий, музеев, мемориальных комплексов. Правда, в заявлении Михаила Емельянова содержалось и куда более здравое замечание. Именно он (из всех думских фракций) заявил о необходимости повышения статуса современного педагога:
Если учитель материально обеспечен и верит в свою страну, то он может воспитывать в этой вере и молодое поколение. А если он сидит на минимальной зарплате и обижается на власть, какое там может быть патриотическое воспитание?
Однако только ли материальное благосостояние определяет патриотическое сознание? Речь ведь далеко не только об учителях.
Есть среди знакомых и такие господа, которые занимают высокооплачиваемые должности, не испытывают никаких проблем с жильём, передвигаются на дорогих автомобилях, имеют возможность по несколько раз в год вылетать на отдых за рубеж, но вот только весь «патриотизм» этих господ упирается в неизменный тезис о том, что «во всём виновата власть», «жили бы лучше, если бы не Путин», «почему в супермаркетах стало меньше сыра с плесенью и подорожали фисташки?» Для таких в русском языке есть одно простое слово: зажрались!
Да и статус учителя – это ведь отнюдь не только повышение уровня материального благосостояния (хотя это тоже существенный «бонус»)…
Теперь стоит подойти к теме, что называется, с другой стороны: то, что на патриотическое воспитание подрастающего поколения Государственная Дума, наконец-то, стала обращать внимание – это, безусловно, здорово. Здорово, когда во власти находятся люди, которые понимают, что потеря ментальной связи между поколениями может привести страну в пропасть (именно это сейчас наблюдается на Украине, где вместо уроков патриотизма молодой поросли вбивали в головы догмы о «насаждаемой восточным соседом ущербности» и тлетворные идеи ультрарадикального национализма). Но, слава богу, полнится наша страна не только «безмерно заботящимися депутатами», но и теми, кто занимается своей работой, не взирая на то, что власти о таких людях долгое время просто забывали.
Это всё те же учителя, которые в 90-е годы, по 8-10 месяцев не получая заработные платы, продолжали идти на свои рабочие места и рассказывать детям не только о тангенсах, пестиках или ускорении свободного падения, но и о том, что значит быть настоящим патриотом, что значит жить в мире и согласии с соседями, что значит братство, любовь к Родине, подвиг. Рассказывали, часто падая в голодные обмороки на глазах у школьников. Это было, от этого нельзя взять и отмахнуться!
Это врачи, военные, библиотекари, инженеры, которые делали и продолжают делать свою работу, не перекладывая обязанности на «того парня». Эти люди и есть настоящие русские (в самом широком понимании этого слова) патриоты. Именно их работа в школах, медучреждениях, образовательных центрах, военных училищах, возможно, дала и даёт куда больше пользы для развития страны, нежели «сто-пятьсот» депутатских инициатив. Ведь инициативу ещё нужно превратить в законопроект, за законопроект проголосовать в нескольких чтениях, создать закон, подписать закон, пропустить через бюрократическую систему, в которой начнут соображать, как же его при минимальных затратах воплотить на деле (может быть, ограничиться чёрно-белыми стендами с патриотической информацией вместо цветных или отобрать два часа в неделю у русского языка и литературы для внедрения новых уроков).
А в это время на своих местах продолжают работать те, кто никогда и не отходил от патриотического воспитания, те, кто прекрасно понимает, что судьба подрастающего поколения, а вместе с ним и всей страны, решается не только в кабинетах высокопоставленных чиновников и залах заседаний, но и «на земле» - там, где каждый выбирает своё поле деятельности. И если обозначенная депутатская активность поможет таким людям, станет не только словом, но и делом, тогда ей стоит поаплодировать.
Вас заинтересует
Страна побеждённой логики. На Украине предлагают возродить СОВЕТСКИЙ опыт военной подготовки в школах
Чудо по-депутатски: превращение бегущих украинских военных в российских льготников
Хунта готовит ликвидацию парламентской фракции украинских коммунистов
«Военный кодекс
Иностранные агенты взбунтовались