Гидроавиашоу «Геленджик-2014»: взгляд со стороны пляжного зеваки
Вот он
вебстрой.
Это был десятый по счету гидроавиасалон. Он проводится раз в два года. Место выбрано не случайно. В геленджикской бухте на Тонком мысу расположена база «бериевцев», устроены слипы для спуска гидропланов с берега на воду. Рядом большой порт — Новороссийск. Взлетно-посадочная полоса способна принимать и Ан-140, и «Боинг-747». Полоса очень ровная, с уклоном к морю и, по некоторым сведениям, имеет подземную систему охлаждения. Короче говоря, здесь готовы принимать гостей с любой техникой.
На салон съезжаются специалисты и всякого рода деловые заинтересованные люди, энтузиасты гидроавиации. Помимо самолетов-амфибий, здесь же можно ознакомиться с военной авиационной техникой, историческими летательными аппаратами, самолетами гражданского назначения. Нынешний салон проходил под знаком малой авиации. Это прежде всего аппараты, способные садиться на воду. Один умелец даже представил мотодельтаплан с подвешенной лодкой. И летает. Так, глядишь, скоро на курортах может составить конкуренцию знаменитым парашютам, буксируемым за катерами.
Во всех этих малых машинах разбираться легче специалистам. А простому пляжному зеваке и невдомек подчас, какой это интересный самолетик гудит там в небе. Так, если бы не сказали, никто бы и не понял, что в одном строю с ветераном Як-52 небесные эволюции выполняли два автоматизированных самолета «Шмель». Их называют беспилотниками. Но при ближайшем рассмотрении, как оказалось, место пилота все же имеется.
— Это на всякий случай во время испытаний, — невозмутимо заявили создатели.
Рано утром всю эту москитную эскадру можно видеть на перроне аэропорта «Геленджик» под крылышком старой бериевской летающей лодки — не состоявшегося пока, но летающего лайнера для ближних трасс Ил-114 и заокеанского бестселлера середины прошлого века «DC-3». У нас выпускался его брат — Ли-2. Последний летающий экземпляр разбился несколько лет назад в Подмосковье. А тут представлен чистый американец: ни одной надписи на русском. И такие тоже поставлялись в СССР.
Но в аэропорту мало кто бывает. Основная публика наблюдает за происходящим на пляже, не покидая лежака. Вот, поднимая тучи брызг, с воды взлетает Бе-200. Делает круг над бухтой и сбрасывает воду, раскрашенную в цвета российского флага.
Высший пилотаж исполняют группы «Стрижи» на МиГ-29 и «Русские Витязи» на Су-27. А там наступает черед вертолетчиков из «Беркутов» на Ми-28Н. Грохот от двигателей, усиленный отражением от гор Маркотхского хребта и поверхности воды, бьет по ушам. Дребезжат стекла, срабатывают сигнализации припаркованных автомобилей. А самолеты и вертолеты вытворяют в небе такие замысловатые фигуры, что это напоминает уже фантастику, а не законы аэродинамики. Каждый российский гражданин хотя бы раз должен видеть подобный пилотаж своими глазами. Тогда отпадают все вопросы о возможностях нашей авиации. Появляется гордость за страну и людей, сумевших создать такую технику и умеющих эту технику применять.
К сожалению, «Геленджик-2014» омрачился катастрофой Ми-8, что скомкало распорядок проведения выступлений и мероприятий. И падение в тот же день МиГ-31 под Армавиром — по авиационным меркам практически рядом — тоже не прибавило добрых эмоций. Но такие салоны должны проходить регулярно. Конечно, салон в Геленджике, — это не МАКС и не Фарнборо. Но именно здесь большое число обычных ленивых зевак может увидеть и прочувствовать реальную мощь своей страны.
Вас заинтересует
Латвия бьет тревогу: Вблизи границы замечены российские бомбардировщики и корвет «Сообразительный
Ахтунг! В небе русские
Легендарный Ту-154 в отставку не уходит. Снятый с производства лайнер еще не один год будет служить ВВС
Арктический "Темп" на острове Котельный снова в строю
В подмосковном Жуковском открылся салон военной техники «Технологии в машиностроении