Как отмечается на сайте «Газпрома», газопровод построят «практически полностью» из труб российского производства.
Технические характеристики газопровода: общая протяжённость — около 4000 км; диаметр — 1420 мм; рабочее давление — 9,8 МПа (100 атм.); производительность — 61 млрд. куб. м газа в год.
Ввод в эксплуатацию первой части «Силы Сибири» (магистрального газопровода «Якутия — Хабаровск — Владивосток») запланирован на конец 2017 года.
Цитата с сайта «Газпрома»:
«Мощная ресурсная база на востоке России, последовательное формирование крупных центров газодобычи и создание необходимых транспортных коридоров позволит организовать здесь новый центр экспортных поставок российского газа, ориентированный на Азиатско-Тихоокеанский регион».
Итак, экспортный газовый прицел ясен: Китай.
«Новая газовая магистраль позволит существенно укрепить экономическое сотрудничество с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, и прежде всего с нашим ключевым партнёром — Китаем», — приводит журнал
«Эксперт» слова Владимира Путина, сказанные им на церемонии соединения первого звена трубы.
Российский президент, чьи слова приводит
«Московский комсомолец», отметил, что строительство «Силы Сибири» позволит увеличить экспортные поставки и «сделать серьёзный шаг к газификации районов Восточной Сибири и Дальнего Востока», вынужденные пока обходиться без жидкого топлива.
Президент сказал: «После того, как мы создадим здесь сеть газопроводов, у нас будет возможность соединить европейскую систему с восточной, что позволит осуществлять перетоки в зависимости от ситуации на мировых рынках — либо на запад побольше, либо на восток».
Также Путин особо подчеркнул, что «Сила Сибири» — крупнейший энергетический проект.
«Чтобы что-то сделать в сжатые сроки, нам нужен либо мегапроект, достойный масштабов России, либо внешний стресс для мобилизации. Сейчас сошлись во времени оба эти фактора, что весьма кстати для «Силы Сибири», — сказал
«Эксперту» председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. — С тех пор как в 1964 году была поставлена первая тысяча тонн нефти с западносибирских месторождений, мы не имели самого крупного в мире проекта. Сейчас «Сила Сибири» — самый крупный газотранспортный проект в мире и самый амбициозный, поскольку пройдёт в трудных условиях по болотам, скалам, тайге».
Редактор-райтер
«Однако» Павел Садовников сравнивает «Силу Сибири» с грандиозными советскими стройками:
«Приятно видеть, что мы вновь возвращаемся к грандиозным проектам и стройкам: «Сила Сибири», космодром «Восточный», БАМ-2, развитие Северного морского пути. Всё это говорит о том, что наша страна наконец-то начинает заниматься тем, что умеет делать лучше всех — грандиозные стройки. Выражаясь фигурально, после распада СССР мы из завода, который производил лучшие танки, превратились в завод, который производил паршивые ложки. Для страны это означало верную гибель — как если бы великого живописца заставили рисовать портреты на Арбате. Но теперь всё меняется».
Председатель Комитета Государственной Думы РФ по энергетике, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук Иван Грачёв изложил не пропагандистское, а аргументированное видение выгод проекта «Сила Сибири». Об этом можно прочитать на
сайте Грачёва.
Этот проект России выгоден, считает председатель Комитета Госдумы по энергетике.
Во-первых, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке население убывало, а теперь проект может переломить негативную тенденцию. Как считает эксперт, «проект, по классу и мощи сопоставимый с тем, что было у нас на Ямале, на мой взгляд, в кратчайшие сроки обеспечит тут перелом».
Во-вторых, цены на газ будут сопоставимы с европейскими. Грачёв, ссылаясь на «разные косвенные данные», называет цену примерно в 350 долларов за тысячу кубометров.
В-третьих, Европа. Там «не прекращает доминировать тенденция на дальнейшую либерализацию рынков газа», в том числе в ходу мнение о том, что «все долгосрочные контракты — это архаизм, и от них надо избавляться». Вплоть до аннулирования долгосрочных контрактов, отмечает эксперт. Подобные идеи Грачёв считает утопическими. Они могут довести Европу «до краха». Правда, такой либерализм попутно «и нас (Россию) прихлопнет, потому что и наши инвестиции все подвиснут».
Другое дело — Китай, отмечает эксперт. Ведь он «чётко говорит о 30-летнем контракте» по «стабилизированным ценам». И это, считает эксперт, «важнейший фактор, который многое перевешивает».
На
«Би-би-си» 1 сентября была опубликована статья под заголовком «Сила Сибири» укрепит могущество Китая».
Автор материала Сергей Берец отмечает, что после заключения сделки «Газпрома» с китайской компанией «CNPC» наблюдатели заговорили, что газопровод призван в числе прочего сдержать притязания Китая на арктические ресурсы.
Что касается укрепления «могущества», то журналист привёл мнение Бобо Ло, эксперта по внешней политике России и Китая из Института международных отношений «Чэтэм Хаус». Этот человек утверждает, что Китай установил с Россией «неоколониальные экономические отношения», каковые позволяют Пекину извлекать выгоду из эксплуатации ресурсов соседа.
Подобное «экспертное заключение» не может не вызвать возражений.
Во-первых, если у страны есть газ, то страна будет его добывать и продавать. Рынок есть рынок. Один покупатель ставит палки в колёса (Европа), на рынке найдётся покупатель другой. Издержки будут в любом случае, но продавец, особенно в долгосрочных контрактах, должен учитывать и стабильность сбыта. С Европой стабильности не предвидится.
Во-вторых, на рынке все и всегда «извлекают выгоду». Никто не ищет на рынке чего-то другого. Поэтому, конечно, существует важный вопрос о том, насколько будет выгодна России сделка с Китаем. Но это скорее вопрос будущего. На сегодня можно лишь отметить, что относительно невысокая цена газа для Китая говорит в числе прочего о политическом характере сделки. Но называть политику недостатком сделки может только Запад, которым сам всё без исключения политизирует, даже собственный отопительный сезон, теперь впавший в зависимость от братской Украины.
В-третьих, западные эксперты ноют потому, что им за это платят. Пропаганду никто ещё не отменял. Напротив, её роль в современном мире резко возросла. Если Запад критикует сделку России и Китая и проект газопровода «Сила Сибири», это значит по сути, что Запад критикует сам себя: именно он — сначала разговорами о диверсификации поставок газа и торможением «Южного потока», а затем своими «санкциями», — ускорил сделку РФ и КНР.
Реалистических же прогнозов по поводу выгодности / невыгодности сделки с китайцами сегодня не даст ни один эксперт, пусть это даже будет самый мощный доктор наук, академик или супергазовик-экономист с сорокалетним стажем работы с калькулятором. Газовая сделка с китайцами — долгосрочная, и вычислить мировые тренды в топливно-энергетическом секторе попросту немыслимо. Никто не мог предсказать в 1999 году, какой станет цена на нефть и газ не то что десять лет спустя, а даже в 2000-м году. Что уж говорить о тридцатилетних контрактах!
Что касается масштабов и расстояний, то проект «Сила Сибири» действительно можно сравнивать с советскими «стройками века». В политическом же смысле эта стройка — самый настоящий ответ Западу. Поэтому мы не раз ещё услышим «нытьё» аналитиков, экспертов и либеральных журналистов, предрекающих России, к примеру, финансовый крах из-за непомерной дороговизны трубопровода, разрушения экосистемы на протяжении 4000 километров или, скажем, из-за того, что на трубе
расписался Путин.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Запад делает всё для подъёма «дракона
В «Нью-Йорк Таймс
Газовая труба, мост через Керченский пролив и рассерженный Обама
Газ для Поднебесной и конец нефтедоллара
Русский газ пойдёт в Китай