На неделе (16 сентября) в России произошло событие, которое на фоне разворачивающихся мировых процессов могло показаться непримечательным. Да и в новостных выпусках на центральных телеканалах событию этому отвели место, где-то неподалёку от погодных сводок и новостей спорта. Речь идёт о помещении под домашний арест такого человека как Владимир Евтушенков — председатель совета директоров АФК «Система», держатель около 64% акций этой компании.
Ну, арест так арест — мало ли держателей каких-то там акций решением суда под домашний арест помещают... Лучше бы предложили побольше информации о том, что же всё-таки происходит на Украине, пообъёмистее материалы о противодействии ИГИЛ, покрупнее планы с Семенченко... Примерно так могли подумать люди, которые на упомянутых центральных телеканалах познакомились с новостью о свалившихся на Евтушенкова тяготах.
Но на деле новость эта вполне заслуживает первых полос российских изданий, а выпускать её как дополнение к прогнозу погоды для заполнения эфира - и вовсе не вариант. Дело в том, что даже в мировой уголовной практике не часто рассматриваются дела, возбуждённые в отношении лиц, финансовое состояние которых составляет около 9-ти миллиардов долларов. А именно такие средства принадлежат господину Евтушенкову. Forbes ставит Евтушенкова в число 15 богатейших людей России с упомянутым (более чем внушительным) финансовым состоянием.
Для человека, живущего грёзами о полнейшей независимости судебной системы (хоть в России, хоть в любой другой стране мира), и эта информация не покажется сенсационной — ну и что, если у него 9 миллиардов долларов на счетах — суд есть власть, и если человек виновен, то суд своё дело сделает. Но этот иллюзорный романтизм в данном случае нужно оставить как недоразумение, так как нет в мире столь независимого суда, который смог бы вот так взять и открыть уголовное дело против 9 миллиардов «лошадиных сил»... Нет в мире и такого следователя (комиссара Каттани и Глеба Жеглова придётся исключить...), которого бы слабо волновало, что подследственный является представителем топ-листа «Форбс».
Какие же обвинения выдвинули в отношении Владимира Евтушенкова? Ему инкриминируется «Легализация (отмывание) денежных средств, или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» (ч.4. ст. 174 УК РФ). По указанному пункту 174-й статьи Уголовного кодекса России бизнесмену грозит до семи лет лишения свободы.
Позицию следствие прокомментировал официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. В СК РФ считают, что АФК «Система» г-на Евтушенкова пошла по пути отмывания средств и имущества, незаконно приобретя компанию «Башнефть», акции которой были предварительно проданы по цене, существенно ниже договорной. Суммарная выгода для дельцов при такой незаконной операции составила примерно полмиллиарда долларов. У следствия есть версия, согласно которой, Евтушенков причастен к легализации имущества, приобретённого преступным путём.
То есть, после приватизации «Башнефти» вдруг выяснилось, что суммарная стоимость её акций по каким-то необъяснимым для объективной экономики причинам рухнула аж на 500 млн. долларов. После этого, как считает следствие, АФК «Система» и решила приобрести изрядно подешевевшую нефтяную компанию. И следствие считает, что приобретение именно по заниженной цене планировалось заблаговременно.
В этом деле помимо г-на Евтушенкова фигурируют и другие «небедные» люди. Например, сын бывшего главы Башкирии Урал Рахимов. СК РФ считает, что и этот представитель высоких позиций в Forbes изрядно нагрел руки на незаконном присвоении и последующей продаже акций «Башнефти», новым владельцем которой стал Феликс Евтушенков (сын владельца контрольного пакета акций АФК «Система»). Урал Рахимов объявлен в международный розыск.
Как только Евтушенкова-старшего отправили под домашний арест, началась достаточно странная (странная только на первый взгляд) «мышиная возня». Представители бизнес-элит в России и на Западе вдруг заявили, что уголовное дело в отношении Владимира Евтушенкова — беспредел и грубое вмешательство власти в экономику. Председатель Российского союза промышленников и предпринимателей господин Шохин, к примеру, заявил, что это и вовсе «Юкос №2», а помещать Евтушенкова под домашний арест (кстати, в дом на «золотой» подмосковной «миле») - неправильно, так как он (Евтушенков) готов сотрудничать со следствием. Рахимов тоже был готов... Теперь ищут...
Акции АФК «Система» на фоне новостей о Евтушенкове рухнули почти на 40%, акции «Башнефти» ушли в минус на 24%.
После помещения бизнесмена под домашний арест мнения общественности разделились. Одни уверены в том, что олигарх деньги и компанию уворовал, другие заявляют, что обвинения в отношении честного олигарха шиты белыми нитками, и что следствие просто пытается оправдать рейдерский захват «Башнефти» у АФК «Система». Виновен ли Евтушенков или не виновен — вопросы к правоохранительным органам и судебной системе, а потому рассуждать об этом сейчас бессмысленно. Если всё же говорить именно о возможной (ну, или невозможной) вине Евтушенкова, то можно сказать следующее: господин Евтушенков явно шокирован тем, что один из вариантов пополнения его личных счетов, работавший в течение многих лет, вдруг дал сбой. То есть, до этого всё работало, а тут вдруг не сработало: непонятки... «что сделал не так?»
В стиле того как если бы один сосед ночами копал картошку у других соседей, изначально посадивших ворованные в колхозе клубни (безусловно, никаких грязных намёков на российский бизнес), а потом лет через несколько к нему пришёл бы участковый (никаких грязных намёков на органы власти) и поведал о факте кражи причём даже без особой инициативы со стороны пострадавших соседей. Вроде бы так: какого рожна этому участковому нужно? Всё прекрасно решалось без него - «по-пацански» - клубнеплоды одним, ботва другим...
И вопрос с «участковым» здесь действительно серьёзный, хотя и не ключевой. Ключевой будет чуть позже, а пока: так кто же в России такой блюститель закона, который может взять и спросить с «рядового» гражданина, обладающего 9 миллиардами «зелёных», за его манеру ведения бизнеса? Ну, или так: кто в России готов пойти на использование «участкового», чтобы тот пошерстил более чем обеспеченного субъекта? Вопрос не ключевой, так как ответ на него прост донельзя. Кто, кто? Ну, конечно же тот, у кого есть побольше, чем 9 миллиардов долларов...
А вот и ключевой вопрос: значат ли уголовные дела в отношении Евтушенкова и Рахимова то, что такое ведение бизнеса, какое они продемонстрировали по «Башнефти» - сугубо единичный пример на необъятных просторах России? Если да, то уф-ф-ф-ф — отлегло... Если нет, то что же всё-таки именно сейчас натворили Владимир Петрович и Урал Муртазович? Кто-то вот говорит, что в деле никакой политики. Да... Ведь как известно, нефть и политика — это вообще нестыкующиеся понятия...
Точки над «ё» расставит, как всегда, время — как только станет известно, куда и по какой цене направились арестованные ныне акции «Башнефти» (принадлежавшие АФК «Система»), так все заданные вопросы, возможно, и получат свои ответы.
Кстати, до получения этих ответов некоторая информация для размышления: «Башнефть», насколько известно, под экономические санкции «друзей» не попала.
Вас заинтересует
Про олигарха Евтушенкова: перевоспитание приватизаторов
Депутат горсовета Славянска объясняет причины отставки и ареста Вячеслава Пономарёва
Алексей Навальный — великий борец за правду и добро!
Васильевой могут засчитать домашний арест в срок приговора, а Сердюкову оставили одно дело
Возможно ли эффективное партнёрство государства и частного бизнеса в сфере реализации гособоронзаказа?