Вот
запчасти на xcmg.
На неделе министерство образования и науки России совместно с Россотрудничеством представило доклад, посвящённый состоянию изучения русского языка как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В докладе содержатся сведения о тех проблемах, которые сегодня возникают в работе над популяризацией русского языка, а также о том, каким образом эти проблемы можно было бы преодолеть.
В Минобрнауки по поводу статуса русского языка в современном мире приводят следующую статистику: общее число владеющих русским языком в мире составляет около 250 миллионов человек. Из этого числа русский язык считают родным около 150 млн. человек. Из них 120 миллионов — это россияне, ещё около 22 млн. - граждане стран СНГ. В зарубежных школах русский язык как иностранный изучают 1,3 млн. человек. В вузах зарубежных государств (без учёта вузов стран СНГ) русский язык в качестве иностранного изучают не более 230 тысяч студентов. По этому показателю русский язык уступает таким языкам как английский, французский, немецкий, испанский, китайский, арабский.
Статистика, к сожалению, говорит о том, что уровень охвата зарубежных регионов изучением русского языка за рубежом падает. Особенно стремительно это падение фиксируется в странах постсоветского пространства — наиболее явно в тех государствах, которые называют себя вставшими на «демократический путь». Однако падение уровня охвата вовсе не говорит о том, что за рубежом теряется интерес к изучению языка. К примеру, в Китае, Вьетнаме, Индии фиксируется настоящий бум изучения русского среди детей и молодёжи. Возрос интерес к русскому языку и в ряде государств Восточной Европы, несмотря на все барьеры, созданные тамошними властями. Молодёжь понимает, что знание русского языка способно открывать немалые перспективы в бизнесе, а деловые контакты сегодня играют одну из наиболее важных ролей в межгосударственном общении.
Чтобы удовлетворить интерес к изучению и существенно расширить зону влияния русского языка (как главного дипломата России), необходимо серьёзным образом вкладываться. Это утверждение может показаться изобретением велосипеда, но ведь без реальных вложений процесс сужения рамок изучения русского языка в мире будет только усугубляться.
В докладе министерства образования говорится о том, что для поддержки русского языка необходима государственная целевая программа. Заявлено, что такая программа поможет увеличить объёмы поставок в школы (в т.ч. в зарубежные) учебников и учебных пособий, научно-популярной литературы, периодических изданий на русском языке. Эта же программа поможет развивать сотрудничество с зарубежными школами и вузами, в которых обучающиеся готовы начать изучение русского языка.
Понятно, что под государственную целевую программу требуются существенные финансовые средства, и министерство образования не было бы собой, если бы не запросило внушительную сумму. В докладе заявлено, что финансовой базой программы могли бы стать 7,6 млрд. рублей, из которых средства государственного бюджета составили бы около 6,7 млрд. рублей (остальное — деньги из региональных бюджетов и внебюджетные вложения).
Учитывая опыт реализации различного рода министерствами и ведомствами других государственных целевых программ, к сожалению, приходится говорить о том, что любая программа со щедрым госфинансированием — это коррупциогенное поле. Естественно, у кого-то потянется рука под красивыми лозунгами о популяризации русского языка хапнуть часть выделенных средств для себя любимого. В то же время нужно понимать, что если мы (россияне) собираемся усиливать влияние русского языка и расширять границы его применения в мире, то оставлять всё в нынешнем положении тоже не годится. Вывод один: государственная программа нужна, но нужен и контроль её эффективного исполнения без вывода средств в карманы недобросовестных исполнителей.
«Эффективный контроль» - это, конечно, хорошо. Но вот только кто процесс вложения средств в правильном направлении сегодня способен проконтролировать на все 100%?.. Однако вопросы борьбы с коррупцией — тема для отдельного материала, а потому придётся оставить размышления в этой плоскости и всё же вернуться к вопросу популяризации русского языка как таковой.
Итак, популяризация... Не раз приходилось слышать мнение людей, заявляющих: «а зачем она вообще нужна?» Если иностранцы не хотят учить русский язык, то и чёрт с ними — пусть учат любой другой. Но это заявление, скажем так, от лукавого. Ведь в мире есть миллионы людей, которые не просто хотят учить русский язык, но и использовать его в своей работе, применять для развития торговых и культурных связей. Хотят... Но вот только, к большому сожалению, не имеют такой возможности.
Не так давно приходилось общаться с китайскими, как принято говорить, товарищами. Так вот эти товарищи заявили, что в КНР русский язык уже входит в число наиболее популярных иностранных языков среди молодёжи — он в тройке. Но далеко не каждый китайский школьник или студент имеет возможность удовлетворить свой интерес к русскому языку в полной мере. Почему? Причина банальна: нет достаточного числа учебников и учебных пособий. Если новые учебники и появляются в зарубежных центрах изучения русского языка, то их немного, их не хватает, чтобы реально удовлетворить спрос. В образовательных центрах, где идёт изучение русского языка, русской литературы и истории России, в ходу учебники, выпущенные в раннюю постсоветскую эпоху. Думаю, не нужно подробно останавливаться на том, в каком ключе излагается русская история в учебных пособиях тех лет для иностранцев... Да и сам русский язык лёгким движением руки авторов порой вдруг превращается в «российский». Учебник Гербер, Ганнушкиной и Сванидзе — как образец либерального маразма, на основании которого пытаются размыть само понятие русского языка.
Новых учебников пока нет, а если есть, то это по-настоящему штучный товар.
Выходит, что если оставить всё так, как есть, то и интерес к изучению русского за рубежом будет угасать. А это уже откровенный путь к самоизоляции — то, чего от нас так ждут западные «партнёры». Так что даже при, мягко говоря, специфической политики Минобра последнего времени, эта инициатива выглядит здраво. Хочется думать, что здравым и эффективным будет и её выполнение, и мы будем считать новые русские школы за рубежом, а не число украденных кем-то миллионов или миллиардов из бюджета государственной программы.
P.S. После нескольких месяцев опалы русский язык снова вернулся на сайты государственных структур Украины. При этом в «незалежной» заявляют, что официального распоряжение от властей не поступало — имела место лишь устная «рекомендация». Об этом сообщает газета
«Известия». Связано возвращение русского языка и с многочисленными обращениями украинских граждан, использующих в общении исключительно русский язык. Граждане высказывали недовольство тем, что они просто не понимают сообщений на сайтах госструктур Украины. А сообщалось либо на мове, либо и вовсе по-английски — такой выбор предоставил украинцам Турчинов, в своё время распорядившийся убрать русскоязычные версии госсайтов.
Вас заинтересует
Об этимологии слова «богатырь
Когда можно начинать учить английский алфавит?
С Днём русского языка!
Молдавские власти воюют с русским языком
Дерусификация набирает обороты. Английский язык в Центральной Азии вытеснит русский?