На встрече в Милане Путин и Порошенко затронут три взаимосвязанных условия. Газовый вопрос, статус Донбасса и сухопутный коридор в Крым. Кремлю нужен свободный путь снабжения Крыма. И за это он готов многим пожертвовать. Возможно, даже тем, чем жертвовать нельзя ни при каких обстоятельствах. У Порошенко тоже есть пара сильных карт – это полностью перегруппировавшаяся и готовая к наступлению армия и газотранспортная система с волшебным «воруй-газ» вентилем. Поэтому будет идти торг.
Скорее всего, базовая позиция Москвы будет выглядеть так: признание Крыма российским, плюс беспрепятственный коридор к нему. В обмен на это уступки по газу перекрытие помощи ополчению. Отказ Киева – и «военторг» снова заработает на всю катушку, да и количество «отпускников» вырастет в разы. И тогда коридор всё равно состоится, но на совсем других условиях.
Но если Порошенко и даст притворное согласие, то Москва рискует попасть в ловушку быть снова им одураченной. На примере Севастополя, газовых скандалов и всех событий всего последнего года, мы знаем, чего стоят все обещания Киева. Более подлое и вероломное правительство сидит разве что в Вашингтоне. А если мы откроем учебник истории, то станет понятно, что любые договоры с нацистами не стоят и бумаги, на которой они написаны. Они будут нарушены при первой же возможности.
Поэтому было бы наивно полагать, что Порошенко имея на руках два описанных выше сильных козыря, пойдёт на существенные уступки. Максимум, на что он согласится, это какой-нибудь «временный коридор» который будет такой же профанацией, как и оба порошенковских «перемирия». Фуры и вагоны из континентальной России в Крым будут беспощадно арестовываться, грабиться, и терроризироваться всеми возможными способами. Тут, как говорится, к бабке не ходи. Никаким стабильным путём снабжения в таких условиях и не пахнет.
Даже если случится чудо, и Порошенко согласится на экстерриториальность фургонов, железнодорожных составов или даже целой дороги (которую ещё, кстати, тоже предстоит построить), это будет точно такая же липа. Ибо экстерриториальность по-украински это так: захотел – дал, захотел – взял обратно. Истинный хозяин своего слова.
Ещё один подводный камень заключается в самом статусе Крыма. Крым считается Киевом оккупированной территорией. Предоставление в таких условиях какого-либо коридора для «русского агрессора» для Порошенко дело совершенно немыслимое, не говоря уже о признании Крыма российским. Того же мнения и европейцы и они прямо это озвучили, да и американцы, которым нужна война, договориться не позволят.
Хочу отметить и важный юридический промах Кремля при самом присоединении Крыма. Всё правильно, что легитимные власти полуострова провели референдум, а затем провозгласили независимость и вошли в состав России. Но Москва не использовала свой главный козырь, а именно Януковича, который до 24 мая оставался законным президентом и находился полностью в руках российских властей. Последовательность действий должна была быть следующей: легитимные власти Крыма проводят референдум и провозглашают независимость – легитимный президент Украины Виктор Янукович специальным указом эту независимость признаёт – независимый Крым присоединяется к России. Майданные захватчики на тот момент были никем с точки зрения закона, а позиция России в глазах третьих стран (не Запада) была бы куда прочнее. В некомпетентность наших дипломатов я не верю, а значит, речь идёт о сознательном предательстве. Кому за это сказать спасибо – вопрос отдельный. Но Путин должен был понять, какую свинью ему подкладывают, и должен был заставить Януковича признать независимость Крыма. Увы, этого сделано не было.
Разумеется, подпись Януковича убедила бы представителей лишь нейтральных стран. Для Запада мы будем плохими при любом раскладе. При этом сам он в новейшую историю не гнушался признавать не только гораздо более кровавые и незаконные провозглашения независимости (Косово), но и откровенные аннексии с геноцидом местного населения и профанацией референдумов (к примеру, силовое поглощение Западной Новой Гвинеи Индонезией), с последующим протаскиванием всего этого через ООН.
Нынешние противоречия, по существу, разрешений не имеют. Их может разрешить только капитуляция Киева перед Россией или Новороссией. Или наоборот, полная капитуляция России и Новороссии перед хунтой. Но в последнем случае российский майдан становится уже вполне реальным.
Мост в Крым станет реальностью в 2018 году, если не будет традиционных для нашей страны задержек. Но до этого счастливого времени надо жить ещё четыре года. Да всех проблем не решит даже он. Например, перекрытый в Херсоне северо-крымский канал так и останется запечатанным. Сама география подсказывает Кремлю и его хозяину, что надо делать.
Как я говорил ещё в марте, единственной железной гарантией сухопутного коридора станут российские войска в Донецкой (республике), а также Запорожской и Херсонской областях. А ещё лучше – в Киеве. Ибо нынешний узел разрубается только мечом.
Вас заинтересует
Украина вывезла из Крыма военной техники на $1 млрд
Поклонская: сторонники Джемилева должны ответить за экстремизм
Украина: стратегическая слепота ЕС ("Yenicag", Турция)
Украину ждёт новый «Крым
Украина: стратегическая слепота ЕС ("Yenicag", Турция)