Уже не раз аналитики, политологи и даже американские психологи задумывались о том, что президент США Барак Обама живёт в ирреальном мире, питается иллюзиями и вяло реагирует на действительность. Своими впечатлениями и опасениями учёные и публицисты немедленно делились с благодарной публикой, которую хлебом не корми, но дай почитать о неудачнике Б. Х. Обаме.Теперь мнение о выключенности американского президента из жизни дошло до одной из самых влиятельных газет Соединённых Штатов —
«Вашингтон Пост».
Об отстранённости мистера Барака Хусейна Обамы мировому сообществу поведала известная журналистка Кэтлин Паркер (Kathleen Parker), лауреатка Пулитцеровской премии. Правда, её статья о «замечательной отстранённости» главы Белого дома была опубликована не на первой полосе, а в рубрике «Мнение».
В США уже набило оскомину слово «обезглавливание» (beheading). Журналистка справедливо указывает, что чрезмерное употребление слова приводит в конце концов к потере лексической единицей её значения. Либо приводит к чему-то похуже — к искажению смысла.
«Кто бы мог подумать, что слово «обезглавливание» станет обычным делом, как будто мы обсуждаем спорт или новый продукт?»
«Ещё одного американца обезглавили вчера», — говорит диктор. А потом следует сообщение о том, что потерявшийся котёнок нашёл путь домой.
Конечно, все мы любим истории о домашних животных, но сопоставление их и зверского обезглавливания превращает новость о проявлении зла в нечто повседневное, рутинное, даже банальное. Сначала ты бываешь ошеломлён, а потом… привыкаешь.
Но ведь в США не только средства массовой информации конструируют и соединяют подобные психически несоединимые сюжеты, доходя не только до неприличия, но и до нелепости.
Государственные служащие — вплоть до президента — этим занимаются тоже.
Мы все уже овладели языком, предсказанным Джорджем Оруэллом, где сообщения делаются неопределёнными или бессмысленными, представляющими собой нечто вроде прививки народу против той или иной мысли.
Но действия могут сказать нам куда больше слов, замечает американская публицистка.
Именно поэтому многие люди были потрясены тем, что президент Обама, вежливо осудив обезглавливание журналиста Джеймса Фоули, спустя минуту уже прыгнул в гольф-кар.
Какую информацию нам даёт подобное поведение президента?
А вот какую: обезглавливание — плохо; гольф — хорошо.
Конечно, найдётся и рациональное объяснение.
Например, многие игроки в гольф начнут превозносить достоинства этой игры как способа расслабиться, дабы затем сосредоточиться на проблемах.
Но найдётся объяснение и другое.
Разумный человек задумается: а вправду ли президент Обама
присутствует на своей работе?Где его ум? О чём он думает? О чём заботится?
И так далее.
Журналистка возражает против того, чтобы «приписывать президенту гнусные мотивы» (что многие в США, впрочем, уже сделали).
Тем не менее, эффективный руководитель должен не только говорить правду, но и говорить с убеждённостью. Он должен отзываться на события с настоящей страстью.
Обама же отличается замечательной бесстрастностью, иногда сопровождающейся ослепительной улыбкой, которая, как кажется автору материала, не имеет никакого эффекта.
Что же происходит на самом деле?
Поведение президента демонстрирует отрешённость (отсутствие участия). Это приводит в замешательство и представляется потенциально опасным, считает Паркер.
Президент США сопротивляется принятию решений (как это было в случае с «Исламским государством»), демонстрирует непонимание, когда условия требуют быстрой реакции (лихорадка Эбола), пренебрежительно относится к соответствию собственных слов делам («красная линия» для сирийского президента Башара Асада), зато склонен тут же обвинять других в своих неудачах («ничего не знал, пока не прочитал об этом в газетах»).
В то самое время, когда Обама едва ли не бравирует некомпетентностью, американские друзья и враги держат головы высоко и глядят далеко.
К. Паркер с грустью констатирует, что теперь в Соединённых Штатах есть случай лихорадки Эбола — несмотря на заверения президента, что шансы проникновения заразы «исключительно низки». Теперь боевики ИГ обещают устроить следующие обезглавливания. Вопреки прогнозам администрации Белого дома, война с ИГ продолжится скорее всего не два или три года, а затянется на десятилетия. Всё самое худшее, что только можно предположить, происходит прямо сейчас.
Отметим в заключение, что многие читатели не оценили страстного порыва лауреатки Пулитцеровской премии.
Общее число отзывов к статье на 10 октября дошло почти до тысячи.
Иные читатели «Вашингтон Пост» обвиняли журналистку в том, что она понятия не имеет, как организован рабочий день президента, советовали вспомнить, чем она сама лечилась от стресса (может, «одной-двумя бутылками алкоголя?»), сообщали, что Обама вполне контролирует себя, «чего не хватает большинству из нас», заявляли, что у Кэтлин мозгов меньше, чем у муравья (именно столько мозгов «дал ей Бог»), восклицали: «Обама не верит в применение военной силы», что «должно быть очевидно любому». Наконец, Соединённые Штаты Америки — это единственное, что оберегает цивилизацию от варваров, отрезающих головы.
Полноте! Соединённые Штаты — и есть та «цивилизация», что породила новых «варваров». К тому же дело не только и не столько в самых этих «варварах». Если бы в Белом доме немного интересовались историей или помнили бы что-то хотя бы в рамках школьного курса, там бы это поняли.
Б. Х. Обаме и его поклонникам просто нужно перечитать (нет, прочитать) несколько томов мистера Гиббона.
«При виде развалин древнего Рима нетрудно впасть в заблуждение и приписать вине готов и вандалов то зло, которого они не имели ни времени, ни силы, ни, быть может, даже намерения совершить. Буря войны может повалить на землю несколько высоких башен, но разрушение, проникшее до самого фундамента стольких громадных зданий, совершалось медленно и без шума в течение десяти столетий…»В случае с США столько времени не потребуется.
Вас заинтересует
Барак Обама: Путин в долгосрочной перспективе может быть опасен для России
Обама открыто призывает финансировать сирийских боевиков
Подсудимый Обама, встаньте!
Угрожающий Обама и его армия
Товарищ Путин написал в «Нью-Йорк Таймс