Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

Хотим современный истребитель. И подешевле!

Современные реактивные истребители, такие как американский Lockheed Martin F-35, обходятся все дороже и дороже. Можно ли создать что-то подешевле? Можно, утверждает корреспондент BBC Future – как раз сейчас одна такая разработка проходит испытания.

На международном авиасалоне в британском городе Фарнборо, проводившемся летом этого года, разговоры в основном сводились к череде неудач, постигших программу создания истребителя Lockheed Martin F-35 Lightning II (также известного как Joint Strike Fighter, или "унифицированный ударный истребитель"). Изначально планировалось, что самолет, который в ближайшие несколько десятилетий должен поступить на вооружение ВВС ведущих стран мира, станет звездой выставки. Однако новейший истребитель стоимостью в 100 млн долл. за штуку так и не появился в небе над Фарнборо – пожар двигателя на одном из серийных образцов привел к приостановке полетов всех уже построенных экземпляров.

Впрочем, на выставке была представлена другая новинка, разработка которой – включая постройку и первый полет опытного образца – заняла всего два года. Ударный истребитель Scorpion американского производителя Textron AirLand стоит 20 млн долл. за единицу. Пусть такая сумма и не по карману большинству из нас, но получается, что машина обойдется лишь в одну пятую стоимости F-35. Scorpion – пример того, что современным оборонным проектам вовсе не обязательно отставать от графика разработки на десятилетия и перекрывать первоначальный бюджет на миллиарды долларов. Новый "бюджетный самолет" может не только открыть новую страницу в истории реактивной истребительной авиации, но и найти применение в гуманитарных миссиях.

По словам президента Textron AirLand Билла Андерсона, работы по проектированию новых истребителей в последние несколько десятков лет в основном были сосредоточены на создании дорогостоящих и технологически сложных машин. Американские Lockheed Martin F-35 и F-22 Raptor, Boeing F/A-18 или европейский Eurofighter Typhoon – все эти самолеты обладают высокими техническими характеристиками, но в результате их стоимость оказывается весьма высока. Между тем в современных экономических условиях цена становится решающим фактором даже для самых финансово благополучных стран Запада.

Бюджетные альтернативы

Textron AirLand – не единственная компания, работающая над решением этой проблемы. Китай, например, строит однодвигательный реактивный истребитель JF-17 в кооперации с единственным на данный момент экспортным заказчиком – Пакистаном. По имеющейся информации, цена самолета также составит около 20 млн долларов.

Хотим современный истребитель. И подешевле!
Бюджетный ударный истребитель Scorpion фирмы Textron на выставке в Фарнборо летом 2014 года


Хотим современный истребитель. И подешевле!
Российский учебно-тренировочный Як-130 тоже рекламируется в качестве недорогой машины, способной выполнять широкий спектр задач – от обучения курсантов до ударов по наземным целям


Хотим современный истребитель. И подешевле!
Китайский бюджетный сверхзвуковой истребитель JF-17


Авиапроизводители и раньше предлагали рынку относительно недорогие истребители. Список бывших и нынешних эксплуатантов советского МиГ-21 – разработанного в 1950-х гг. и до сих пор пользующегося успехом – включает чуть ли не все страны, когда-либо сотрудничавшие с СССР в военной сфере. А пример государств, относительно недавно закупивших современную модификацию МиГ-21 в Китае, показывает, что бюджетные истребители по-прежнему пользуются популярностью у стран с относительно скромными оборонными расходами.

США в свое время также производили недорогие реактивные боевые самолеты. В 1960-х и 1970-х гг. государствам, не располагавшим финансами для закупок тяжелых двухдвигательных истребителей McDonnel Douglas F-4 Phantom американского производства, предлагалась альтернатива в виде легких однодвигательных Northrop F-5 Freedom Fighter. Данный тип в разное время эксплуатировался более чем в 30 странах мира, а его нелицензионная копия, производство которой наладили в Иране, недавно поступила на вооружение ВВС этой страны.

У самолетов наподобие Scorpion, способного развивать скорость свыше 800 км/ч, есть три основные группы потенциальных клиентов. Первая представлена странами, нуждающимися в небольших реактивных истребителях, способных выполнять определенный набор ударных и разведывательных задач. Такие страны либо никогда раньше не эксплуатировали боевые реактивные самолеты, либо ищут замену своим устаревающим паркам. Во второй группе – государства, которые уже эксплуатируют передовые образцы авиационной техники или же создают подобные разработки самостоятельно, но готовы рассмотреть возможность приобретения меньшего количества дорогих истребителей за счет увеличения закупок бюджетных самолетов. К третьей группе относятся ВВС ведущих мировых держав, которые предпочитают не рисковать потерей более сложной и дорогостоящей техники при выполнении опасных боевых задач.

Как же добиться снижения стоимости такого сложного изделия, как истребитель? Textron провел ревизию продукции своих поставщиков и решил использовать в производстве нового самолета компоненты, уже производящиеся серийно. В противном случае пришлось бы разрабатывать все с нуля (как, например, в случае с истребителем F-35, для которого специально создали новый двигатель). Размер конструкторской бригады намеренно сделали небольшим, чтобы позволить Андерсону и главному конструктору Scorpion Дэйлу Татту более оперативно принимать решения.

"После разработки эскизного проекта мы поставили конструкторской бригаде задачи высокоуровневого проектирования, не перегружая ее большим количеством детализированных требований, – рассказывая Татт. – Нам не пришлось тратить время на разработку, например, нового двигателя или катапультного кресла. В результате мы смогли сосредоточиться на задачах интегрирования отдельных компонентов и на том, чтобы заставить получившийся самолет летать".

Не просто истребитель

Еще одним преимуществом Textron было то, что компания не создавала Scorpion под требования конкретного заказчика. Это означало, что конструкторская бригада могла в процессе работы вносить в проект те изменения, которые считала необходимыми.

"Один показательный пример: Martin Baker [британская компания, производящая катапультные кресла] отправила к нам группу инженеров, чтобы посмотреть, подойдет ли ее кресло к нашей кабине, – говорит Андерсон. – Инженеры пришли к выводу, что не подойдет, а для подгонки кресла им потребуется несколько миллионов долларов и полтора года работы. Однако они добавили, что если нам удастся увеличить размеры кабины на семь с половиной сантиметров в длину и на пять сантиметров в ширину, то в самолет можно будет установить и имеющееся кресло. Мы так и сделали".

После появления на Фарнборо Scorpion поучаствовал в учениях по ликвидации последствий торнадо в американском штате Канзас, где находится штаб-квартира Textron. Самолет использовали для воздушной видеоразведки, то есть в той роли, которую сейчас выполняют в Афганистане беспилотные летательные аппараты. Textron намеревается выставить Scorpion для участия в тендере, который в будущем году будут проводить ВВС США. Ведомство планирует приобрести 350 реактивных учебно-тренировочных самолетов на замену устаревшего парка T-38, которые поступили в эксплуатацию в 1960-х гг. Textron отмечает, что Scorpion можно применять и в качестве самолета погранохраны, для морского патрулирования и оказания гуманитарной помощи.
"Даже заказчики из очень богатых стран сходятся во мнении, что настали времена экономии, – подчеркивает Андерсон. – Нам, конечно, нужны и высокотехнологичные дорогие истребители, но летчикам необходимо набирать опыт, а на существующих самолетах достаточное количество часов налетать трудно. Я думаю, большинство государств приходит к пониманию того, что дорогие самолеты нужны не всегда".

Вас заинтересует

  • Китай планирует экспортировать истребитель-невидимку J-31
  • Штурмовик Textron AirLand Scorpion. Завершен очередной этап испытаний
  • Турция запланировала покупку 116 истребителей F-35
  • Пистолет-пулемет Scorpion EVO III
  • Пистолет-пулемет Scorpion



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 1 192 | Добавил: Админ | Дата: 13-10-2014, 15:18 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:
    1 0

    nikita   13 октября 2014 15:18
    Можно-то можно, но весь смысл военной программы США состоит в удорожании своей продукции для раскрутки печатного станка. Кто же им позволит так демпинговать. Мы бы за такие бабки уже марсиан с обитателями Сатурна победили.

    ДЕДОК   13 октября 2014 15:18
    Со статьей полностью не согласен !Смешано солёное с зелёным, автору советую подробнее узнать термины "многоцелевой истребитель" и "истребитель 5-го поколения".

    adomaageve96   13 октября 2014 15:18
    Многие хотят, чтобы было дёшево и сердито.

    SEPARATIST228   13 октября 2014 15:18
    Статья больше смахивает на рекламу этого самого Скорпиона. Что же касается упомянутого Як-130 - следует помнить, что он изначально разрабатывался как учебно-тренировочный самолёт, а вовсе не штурмовик, как его выставляют некоторые.

    CliftonGum   13 октября 2014 15:18
    По дешевке только сыр в мышеловке. Все определяется назначением самолета. Если он предназначен для подавления ПВО противника, извините, "партнера" и завоевания господства в воздухе, он не может быть дешевым. А уже после того как мы господствуем в воздухе, могут порезвиться и дешевые модели. Скажем штурмовики, для уничтожения бронетехники противника, опять же, извините, "партнера" и поддержки пехоты могут быть подешевле. Учебные самолеты, тоже могут быть проще и соответственно и дешевле.

    ivanmuhalus   13 октября 2014 15:18
    Китайский бюджетный сверхзвуковой истребитель JF-17А я подумал,что это ЯК 130

    FREGAT   13 октября 2014 15:18
    истребитель JF-17,картинки с просонья местами попутали ...

    tyjtuT   13 октября 2014 15:18
    В июле этого года самолет дебютировал на Международной авиакосмической выставке в Фарнборо (Великобритания). В августе этого года «Скорпион» принял участие на учениях Vigilant Guard 2014 в штате Канзас (США). На учениях имитировались крупномасштабные бедствия, такие как сход поездов с рельсов, медицинская эвакуация, разливы химических продуктов и повреждения инфраструктуры. В течение четырех дней «Скорпион» получал и передавал множество цветных многоспектральных видео высокой четкости.

    jianjqsf   13 октября 2014 15:18
    Цитата: андрей юрьевич

    ismutdillovCef   13 октября 2014 15:18
    В Южной Америке к JF-17 присматриваются.А Пакистан вот как хочет:Пакистан планирует самостоятельно произвести от 200 до 250 истребителей, которыми к 2015 году будут оснащены 10-12 эскадрилий. Общее количество построенных истребителей будет зависеть от финансирования проекта. Стоимость одного JF-17 составит от 8 до 13 млн долларов.

    anandKiblitte   13 октября 2014 15:18
    Вот и верь после этого россказням, что наши авиамоторы - чушь собачья. Раз даже Китай (между прочим, первая экономика мира по факту), использует наши движки, фактически признавая их существенное превосходство над всеми прочими.

    Bombapdd   13 октября 2014 15:18
    фотку забыли добавить

    malinkazinox   13 октября 2014 15:18
    Цитата: edeligor

    SvetlanaKn   13 октября 2014 15:18
    он и есть))))

    Вад   13 октября 2014 15:18
    Цитата: Александр романов

    zeeloff   13 октября 2014 15:18
    это и есть як 130, ошибочка подписей под фотографиями.

    ozamashop   13 октября 2014 15:18
    Даже заказчики из очень богатых стран сходятся во мнении, что настали времена экономии

    LutherPt   13 октября 2014 15:18
    Цитата: Sensatus

    Arkanasvorb   13 октября 2014 15:18
    к дешёвому самолёту,ну ни как не применимо звание"истребитель",разве что только по отношению скажем к саранче,которую он сможет "истреблять"распыляя пестициды...

    DonaldOi   13 октября 2014 15:18
    Ну почему? Такой самолёт вполне может "истреблять" ребяток типа ИГИЛ, но входя в зону поражения ПЗРК.

    ozamashop   13 октября 2014 15:18
    Цитата: Mairos

    MichaelTigh   13 октября 2014 15:18
    Цитата: Mairos

    вымпел1992   13 октября 2014 15:18
    О чём статья то? Халява - приди?Можно и подлодки побюджетнее наделать - какой толк?Есть заповедь предков: "Скупой платит дважды".Всё. Я кончил.

    suvorovnikalay   13 октября 2014 15:18
    Всё. Я кончил. wink

    С.Т.А.Л.К.Е.Р.   13 октября 2014 15:18
    Помнится в своё время "Мираж"3 французы из Дассо создали затратив на его создание меньше чем Локхид или Боинг тратили на туалетную бумагу в сортирах и чего? "Мираж" получился вполне себе нормальным истребителем для своего времени-КАК МИНИМУМ не хуже нашего МиГ-21 или американских,английских конкурентов

    linkfrygonyk   13 октября 2014 15:18
    Цитата: Muxomor

    hiriomis   13 октября 2014 15:18
    Цитата: supertiger21

    Ditmendeh   13 октября 2014 15:18
    Цитата: goose

    ArantiSr   13 октября 2014 15:18
    Цитата: supertiger21

    PaPcEnD   13 октября 2014 15:18
    Могу согласиться!Но тем не менее даже если-бы сербы использовали РЭБ, не факт что это помогло-бы им приблизиться к НАТОвским самолетам.Всё-же у НАТО система воздушного боя была отработана намного лучше.Югославия не самый справедливый пример, т.к. количественно авиация НАТО превосходила авиацию Югославии в 10 раз.Вот Ирак в 1991 году - более верный пример, т.к. в этом случае США воевали против более многочисленных и качественных(относительно сербских) ВВС Ирака.

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » Хотим современный истребитель. И подешевле!