В конце 1969 года Совет министров СССР выпустил постановление о начале работ над новыми ракетными противолодочными комплексами, предназначенными для вооружения подводных лодок. Разработку новых систем поручили ОКБ-9 (ныне ОКБ «Новатор»). В соответствии с постановлением Совмина инженеры ОКБ-9 должны были разработать два противолодочных комплекса – РПК-6 «Водопад» и РПК-7 «Ветер». Главным конструктором обоих проектов стал Л.В. Люльев.
Ракеты комплексов «Водопад» и «Ветер» должны были запускаться через стандартные торпедные аппараты подводных лодок. По этой причине ОКБ-9 поручили разработку сразу двух противолодочных боеприпасов. Комплекс РПК-6 предназначался для вооружения субмарин, оснащенных торпедными аппаратами калибра 533 мм, а комплекс РПК-7 предлагалось использовать на подлодках с 650-мм торпедными аппаратами. Ограничения, налагаемые подобными пусковыми устройствами, серьезно сказались на облике новой противолодочной ракеты, однако позволили обеспечить ей достаточно высокие характеристики.
Схожие требования к комплексам РПК-6 и РПК-7 сказались на их облике. В обоих комплексах предлагалось использовать одинаковые идеи и технические решения. По этой причине «Водопад» и «Ветер» с определенными оговорками можно считать системами одного семейства или модификациями одного и того же комплекса, доработанными для применения на различных подлодках.
В рамках проекта РПК-7 «Ветер» специалисты ОКБ-9 разрабатывали сразу две управляемые противолодочные ракеты, 86Р и 88Р. Ракеты имели схожую конструкцию и отличались боевой частью. Так, изделие 86Р должно было оснащаться малогабаритной торпедой УГМТ-1, созданной в НПО «Уран». Ракета 88Р в некотором смысле стала продолжателем идей, заложенных в самых первых отечественных системах своего класса: ее предлагалось оснастить ядерной боевой частью, выполненной в виде глубинной бомбы.
Обе ракеты комплекса «Ветер» имели корпус максимальным диаметром 650 мм и длиной 11 м. Стартовый вес боеприпасов – около 5,5 тонны. Изделия 86Р и 88Р имели цилиндрический корпус переменного диаметра. Головная часть, вмещавшая боевую часть, имела немного меньший диаметр, чем хвостовая, в которой располагался двигатель. На хвостовой части корпуса располагались решетчатые рули, раскладываемые после выхода из торпедного аппарата.
Как и прочие советские противолодочные ракеты, боеприпасы комплекса РПК-7 «Ветер» получили твердотопливный ракетный двигатель. Поскольку ракеты 86Р и 88Р предполагалось запускать из подводного положения, двигатель имел два режима работы: стартовый и маршевый. Первый обеспечивал выход ракеты из воды, второй – полет до района цели.
Ранние противолодочные ракеты были неуправляемыми, из-за чего имели недостаточную точность доставки боевой части. По этой причине ракеты комплексов «Водопад» и «Ветер» оснащались системой управления, разработанной в НИИ-25. Инерциальная система наведения обеспечивала вывод ракеты в район, указанный оператором комплекса. Для управления ракетой в воде и в полете система наведения использовала четыре решетчатых руля.
Согласно некоторым источникам, использованный твердотопливный двигатель в полете разгонял ракету до сверхзвуковых скоростей и обеспечивал дальность стрельбы не менее 70 километров. Более подробные данные о скорости и дальности ракет 86Р и 88Р отсутствуют.
По способу применения противолодочный ракетный комплекс РПК-7 «Ветер» был похож на РПК-6 «Водопад», создававшийся одновременно с ним. Перед запуском ракеты экипаж подлодки-носителя должен был определить местоположение атакуемой цели. Для этого подводники могли использовать гидроакустические системы субмарины или данные, полученные из внешних источников: надводных кораблей, противолодочных самолетов или вертолетов и т.д. На основании этих данных аппаратура подлодки рассчитывала полетное задание и вводила его в систему наведения ракеты.
Ракеты комплекса «Ветер» помещались в торпедный аппарат и выталкивались сжатым воздухом, как торпеды соответствующего калибра. На некотором удалении от подлодки ракеты 86Р и 88Р раскладывали рули и запускали двигатель, который в течение нескольких секунд работал на стартовом режиме. Стартовый режим двигателя обеспечивал выход ракеты из воды и подъем на некоторую высоту над ней. После этого силовая установка переключалась на маршевый режим. Полет к цели по воздуху осуществлялся по баллистической траектории. В заданном районе по команде системы наведения ракета должна была сбрасывать боевую часть, на которую возлагалось уничтожение цели. Сама ракета падала в воду и разрушалась.
Ракета 86Р несла боевую часть в виде малогабаритной торпеды УГМТ-1 с парашютной системой. После сброса с ракеты торпеда должна была опускаться в воду на парашюте, а затем, сбросив его, погружаться на заданную глубину. Акустическая активно-пассивная система наведения позволяла обнаружить цель на расстоянии до 1,5 км. После погружения на нужную глубину торпеда начинала циркуляционный поиск цели; обнаружив ее, боеприпас начинал атаку. Торпеда длиной 3,4 м калибра 400 мм имела полный вес (с парашютной системой) 720 кг и несла 60 кг взрывчатого вещества.
Принцип действия боевой части ракеты 88Р был значительно проще. Ракета, долетев до заданного района, сбрасывала ядерную глубинную бомбу. Последняя погружалась на установленную глубину, подрывалась и поражала подлодки противника в радиусе нескольких километров. Точные данные о мощности боевой части и, как следствие, о радиусе гарантированного поражения целей отсутствуют.
Испытания противолодочных комплексов, разработанных ОКБ-9 в начале семидесятых годов, проводились с использованием двух опытовых подлодок, переоборудованных по проекту 633РВ. Первая из них, С-49, использовалась с 1973 года. Вторая, С-11, приступила к испытаниям через девять лет. При помощи этих двух субмарин специалисты ОКБ-9 и военно-морского флота провели доводку и все этапы испытаний нового ракетного комплекса.
Ракетный противолодочный комплекс РПК-7 «Ветер» был принят на вооружение военно-морского флота СССР в 1984 году. По имеющимся данным, ракеты 86Р и 88Р могут использоваться всеми отечественными многоцелевыми атомными подлодками, оснащенными торпедными аппаратами калибра 650 мм. Это субмарины проектов 67РТМ «Щука», 949А «Антей», 971 «Щука-Б» и т.д. Изменение военно-политической обстановки привело к отказу от ракет 88Р, несущих ядерную боевую часть. В арсенале подлодок остались только противолодочные ракеты 86Р с боевой частью в виде торпеды УГМТ-1.
Постепенное сокращение подлодок, несущих 650-мм торпедные аппараты, сказалось на ходе эксплуатации ракетного комплекса «Ветер». Субмарины последних проектов, строящиеся для ВМФ России, оснащаются только торпедными аппаратами калибра 533 мм, что позволяет строить предположения о будущем противолодочных ракетных комплексов. Вероятно, подобное изменение вооружения современных подлодок приведет к тому, что ракетный комплекс РПК-7 «Ветер» постепенно выйдет из эксплуатации и уступит место более новым системам, например, противолодочным ракетам семейства «Калибр».
По материалам:
http://militaryrussia.ru/blog/topic-449.html
http://armyman.info/
http://okb-novator.ru/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Вас заинтересует
Проект противолодочной ракеты «Пурга
Отечественные противолодочные бомбометы. Часть II
Универсальная самонаводящаяся малогабаритная торпеда УМГТ-1
Ракетный противолодочный комплекс РПК-2 «Вьюга
«Северодвинск