Вот
кофемашина в офис.
9 ноября Германия отметит 25-летие падения Берлинской стены — дату, которая после десятилетий отторжения одной части немецкого народа от другой, не только объединила эти части, но и сделала саму Германию другой. Падение Берлинской стены как одного из главных символов Холодной войны — событие, которое в Европе вряд ли возможно переоценить. К юбилею демонтажа стены, разделявшей народ, приурочено интервью Михаила Горбачёва для
«Российской газеты».
Интервью первого (и последнего) президента СССР даёт повод задуматься над тем, почему Горбачёв вдруг сменил свою риторику в отношении Запада. Если до недавнего времени сложно было себе представить, чтобы этот человек позволил себе хоть сколько-нибудь критическое высказывание по отношению к Вашингтону и западной «демократии» в целом, то теперь Михаила Сергеевича как будто подменили.
Назвав несколько недель назад речь Обамы, произнесённую с трибуны ООН, «бранью» и заявив, что США сегодня, как Советскому Союзу в середине 80-х, нужна собственная перестройка, экс-генеральный секретарь ЦК КПСС говорит о том, что после 25-летнего перерыва начинает расти новая стена между Западом и Востоком. При этом Горбачёв отмечает, что если Берлинскую стену в своё время старался создать (по большей части) «восточный лагерь» в попытках изолироваться, то сегодня по тому же пути решил пойти и западный мир.
М.Горбачёв для «Российской Газеты»:
Сегодня приходится констатировать: налицо кризис европейской и мировой политики. Одна из его причин, хотя и не единственная - нежелание наших западных партнёров учитывать точку зрения России, законные интересы её безопасности. На словах аплодировали России, особенно в ельцинские годы, а на деле не считались с ней. Я имею в виду прежде всего расширение НАТО, планы развертывания ПРО, действия Запада в важных для России регионах (Югославия, Ирак, Грузия, Украина). Буквально так говорили: это не ваше дело. В результате образовался нарыв, который прорвало…
О попытках Украины построить «стену» на границе с Россией:
Я против любых стен. Пусть те, кто планирует такое "строительство", одумаются. Наши народы всё-таки, я думаю, не рассорятся. Мы слишком близки во всех отношениях. Непреодолимых проблем и различий между нами нет. Но многое будет зависеть от интеллигенции и СМИ. Если они будут работать на разобщение, затевать и усугублять свары и конфликты - быть беде. Примеры нам известны. И поэтому я призываю интеллигенцию вести себя ответственно.
Вот вроде бы всё правильно говорит, но в случае с Горбачёвым всё-таки не перестают терзать, что называется, смутные сомнения. То, что Михаил Сергеевич против каких-либо стен, таких сомнений не вызывает, но как быть с пассажем о призыве интеллигенции к ответственности? Ведь Горбачёв вроде как был первым человеком в Коммунистической партии, позиционировал себя (по крайней мере, до поры) активным поборником ленинских ценностей. А если на кону хотя бы когда-то в жизни Горбачёва лежали «ленинские ценности», то вряд ли президент СССР не знает о ленинской классике по поводу интеллигенции.
Из письма Ленина Горькому (1919 год):
Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г…
И что же получается? Михаил Сергеевич призывает г... нации вести себя ответственно? Странно. Какая ответственность может быть у г..., если оно г..., и если продолжать держать в голове ленинский пассаж об интеллигенции...
Но да Бог с ним с Лениным (уж простите за такой каламбур), вернёмся к позиции Горбачёва. Его критика западного подхода к современному мироустройству проявила себя совсем уж неожиданно. Странно, но Горбачёв промолчал о появлении в Европе других стен, ещё до украинской драмы — например, ничего не говорил МСГ о стене, отгораживающей Сербию от её исторического корня — Косово. А ведь её возвели уже через 10 лет после демонтированной стены в Берлине. Прошло ещё 15 лет, и появляется новая стена — не столько тот бестолковый ров, на рытье которого моют деньги Яценюк с Аваковым и Коломойским, сколько стена духовного разобщения.
Кстати, из аваковского о «стене»:
Сегодня утром (16 октября — прим. автора). Харьковщина. Граница с Россией.
Мы строим Стену – европейский вал. Там через двадцать метров – его европейского премьера просто ненавидят, а меня разыскивают и приговорили.
Но мы смеемся с них убогих. Мы делаем то, что должны. Для Украины! Народный фронт. Арсений и Арсен. Вы и миллионы патриотов страны. Ты и твои поступки. Через тернии. Как бы не было тяжко. С улыбкой и оптимизмом. Прорвемся! Слава Украине!
Как видно, ржание при виде «стены» с трудом скрывается... Но эта «стена», простите, для лохов, за которых Яценюк и Аваков держат представителей украинского народа. А вот стена духовного отчуждения, которое продолжает навязываться Западом, это реальная опасность. Выходит, что Горбачёв со своей критикой опоздал, как минимум, на полтора десятилетия. Ну, уж совсем как минимум... Запад одной стеной довольствоваться не может — ему нужно много стен, чтобы отгородиться от той части мира, которая отстаивает собственную систему ценностей, право на независимую точку зрения, на свой вариант развития и взаимодействия с другими государствами и народами.
Так что же замкнуло в голове Горбачёва, от чего он вдруг решился критиковать Запад? Видимо, Горбачёв понял, что у него на фоне разворачивающихся многогранных конфликтов появился шанс — шанс переложить ответственность за кровь однополярного мира на тех, кого он в своё время боготворил, шанс не столько оправдаться перед народом, сколько показаться новым миротворцем с одновременной попыткой заретушировать следы своего семени, породившего глобальный хаос с момента распада СССР.
Вас заинтересует
Казус Горби: слова новые, идеи старые
Коломойский инициировал строительство "великой украинской стены"?
Михаил Горбачёв. Последний шанс «посидеть
Горбачёв пишет письмо Путину и Обаме по поводу украинских событий
Европейцы Горбачёва похоронили, китайцы обвинили в предательстве