Почему бесшумная снайперская винтовка ВСС считается лучшим оружием для специальных операций
Вот
натяжные потолки Сергиев Посад.
Винтовка снайперская специальная с момента своего создания в 1983 году прочно заняла свое место в арсеналах спецподразделений, начиная от бригад специального назначения ГРУ и заканчивая ЦСН ФСБ. Примечательно, что большинство пользователей «Винтореза» не хотят принципиально новых образцов стрелкового оружия на замену ВСС, а предлагают только доработать некоторые элементы конструкции, чтобы винтовки отвечали всем современным требованиям.
До недавнего времени «Винторезы» считались достаточно секретным оружием, с которым были знакомы даже не все офицеры и военнослужащие частей специального назначения Минобороны и других силовых ведомств. Но за последние несколько лет ситуация разительно изменилась.
В частности, с 2008 года при переходе общевойсковых бригад на новые штаты, в ходе так называемого приведения Вооруженных Сил Российской Федерации к новому облику даже у обычных войсковых разведчиков появились ВСС.
Спецзаказ для «Вымпела»
«Новый облик» много наделал бед, но я хочу отметить, что есть и положительные моменты. У нас в бригадах вместо рот появились разведывательные батальоны, а моим бойцам наконец дали «Винторезы». До этого у нас были старые АКМ с ПБС (прибором бесшумной стрельбы), но для них не было ни специальных патронов с ослабленным метательным зарядом, ни запасных мембран. Вопрос о том, чтобы нам дали ВСС, развед-управления поднимали еще во время войны в Чечне. Смешно, но вопрос решился только при бывшем начальнике Генштаба генерале армии Николае Макарове», – рассказал обозревателю «Военно-промышленного курьера» офицер-разведчик из Центрального военного округа.
" В свое время наши военные сильно преувеличили возможности ночной оптики и темпов насыщения войск вероятного противника бронежилетами. То, что ожидалось в конце 80-х, стало реальностью только спустя десять лет. Но выводы были сделаны правильные ”
По официальным сообщениям Минобороны, в конце сентября нынешнего года в мотострелковые бригады Восточного военного округа, дислоцированные в Приамурье, для вооружения снайперов поступило порядка 15 «Винторезов». А ведь в начале 90-х ВСС были такими дефицитными, что начальники служб ракетно-артиллерийского вооружения доставали их для своих воинских частей всеми доступными способами. В одном случае даже пришлось в буквальном смысле «выменивать» у белорусских военных.
Созданию бесшумного оружия для разведывательных подразделений уделялось большое внимание не только в Советской, но еще и в Рабоче-крестьянской Красной армии. Достаточно вспомнить, что для револьвера «Наган» был принят прибор бесшумной и беспламенной стрельбы БРАМИТ, названный в честь его разработчиков – братьев Митиных. Чуть позже начались эксперименты по созданию глушителей для других образцов стрелкового оружия, начиная от винтовки Мосина и самозарядной винтовки Токарева (СВТ) и заканчивая пистолетами-пулеметами.
Активизировались работы по созданию приборов бесшумной стрельбы (ПБС), так официально называются известные всем «глушители», в начале 60-х годов, когда потребовалось стрелковое оружие для вновь созданных частей специального назначения. Стоит отметить, что работы велись в интересах не только Минобороны, но и Комитета государственной безопасности.
К началу 80-х годов самыми массовыми образцами бесшумного стрелкового оружия в арсенале Минобороны стали бесшумные пистолеты ПБ на базе пистолета Макарова (ПМ) и АПБ на базе автоматического пистолета Стечкина (АПС), а также автоматы АКМ и АКМС с приборами бесшумной стрельбы ПБС-1. Примечательно, что для автоматов использовались специальные патроны УС, «уменьшенная скорость», с ослабленным метательным зарядом, благодаря чему пуля не развивала сверхзвуковую скорость и не было слышно характерного демаскирующего хлопка.
«Мы долго использовали АКМ с ПБС. Ничего не хочу сказать – хорошее и надежное оружие, не раз нас выручавшее. Но у него есть серьезные недостатки», – признался в разговоре с обозревателем «Военно-промышленного курьера» офицер-разведчик внутренних войск МВД России. По его словам, главная проблема при скрытном боевом применении – лязгающий звук механизмов автомата при выстреле.
«ПБС звук самого выстрела глушит очень хорошо, но лязг затвора слышно. Конечно, не на 100 метров, как сейчас некоторые специалисты пишут, но, бывает, демаскирует прилично, особенно ночью», – отметил собеседник.
В начале 80-х руководство ГРУ и КГБ признало, что имеющееся бесшумное оружие не отвечает всем современным требованиям.
Опыт зарубежных спецподразделений показал, что благодаря появлению современных приборов ночного видения с большой дальностью и четкостью работы спецназ будет действовать в темное время суток. Об этом рассказал представитель Минобороны, знакомый с ситуацией. Тогда же, по словам собеседника, наметилась тенденция повсеместного внедрения средств индивидуальной защиты военнослужащих.
«Конечно, в то время наши военные сильно преувеличили возможности ночной оптики и темпов насыщения войск вероятного противника бронежилетами. Фактически то, что предполагалось уже в конце 80-х годов, в частности появление компактной ночной оптики и повсеместное оснащение войск вероятного противника индивидуальными средствами защиты, реальностью стало только спустя десять лет. Но выводы наше руководство сделало правильные», – подытожил собеседник.
Минобороны СССР и КГБ заказали для частей и подразделений специального назначения новую бесшумную снайперскую винтовку, способную поражать противника, имеющего индивидуальные средства защиты, в ночных условиях, при минимальных демас-кирующих признаках. То есть снайпера не должен был выдать ни хлопок выстрела, ни тем более лязг затвора.
Работы по новой винтовке поручили ЦНИИТОЧМАШу из подмосковного Климовска, открывшему в 1983 году ОКР под шифром «Винторез». ВСС должна была поражать цели на дальности до 400 метров специальными боеприпасами СП-5 и СП-6 с дозвуковой скоростью пули. Также новая винтовка благодаря конструкторским решениям при выстреле не издавала вызывающего недовольство военных лязга затвора и других демаскирующих снайпера звуков. Во многом хорошие показатели бесшумности при стрельбе обеспечивал так называемый интегрированный, то есть конструктивно входящий в устройство винтовки глушитель. АКМ с ПБС оставался обычным автоматом, на который ставился и мог быть снят в любое время прибор бесшумной стрельбы. А у ВСС глушитель был встроенным. Производство новой бесшумной винтовки освоили на Тульском оружейном заводе.
В 1987 году ВСС «Винторез» успешно прошла испытания и была принята на вооружение не только военного ведомства, но и Комитета государственной безопасности. В Советской армии новейшая бесшумная снайперская винтовка поступила на вооружение бригад специального назначения и морских разведывательных пунктов. Примечательно, что считавшиеся секретными ВСС поступили сразу не во все бригады, но и там, куда они поступили, в частности в 5-ю обрспн в Марьиной Горке, их было всего несколько штук.
Согласно открытым источникам «Винторезы» в КГБ массово поставлялись только спецподразделению «Вымпел», которое должно было действовать в так называемый серый период, проводя диверсии против стратегически важных объектов инфраструктуры вероятного противника и его военного и политического руководства. В то же время в «Альфе», ориентировавшейся в основном на проведение антитеррористических действий, ВСС были не так распространены, как у их коллег.
Примечательно, что интерес к новой винтовке проявило и Министерство внутренних дел, планировавшее использовать бесшумную снайперскую винтовку для вооружения уже созданного отряда милиции специального назначения (ОМСН) и учебного батальона специального назначения внутренних войск (позже ставшего легендарным отрядом специального назначения «Витязь»). Но сразу решить вопрос не получилось, и в структуре МВД и внутренних войск ВСС появились позже. По некоторым данным, ВСС применялись во время войны в Афганистане, но достоверной информации как о самом этом факте, так и о результатах до сих пор нет.
Ночной кошмар боевиков
«Когда создавали 45-й отдельный разведывательный полк Воздушно-десантных войск в подмосковной Кубинке, то командование ВДВ приложило все усилия, чтобы вооружить эту воинскую часть новейшими бесшумными снайперскими винтовками», – рассказал обозревателю «Военно-промышленного курьера» представитель Минобороны. В частности, как вспоминают бывшие офицеры командования ВДВ, часть ВСС для 45-го орп была в буквальном смысле слова выменяна у белорусских военных.
5-я обрспн считалась одной из лучших в спецназе ГРУ и поэтому одной из первых получила на вооружение не только «Винторезы», но и бесшумный автомат специальный (АС) «Вал». Но после распада СССР у белорусских военных практически не осталось специальных патронов СП-5 и СП-6, и пополнения запасов не ожидалось. Поэтому хоть и со скрипом, но они были вынуждены поменять Российскому главному ракетно-артиллерийскому управлению АС и ВСС на другие образцы стрелкового оружия.
Зимний штурм Грозного в ходе первой чеченской войны во многом воспринимается общественностью негативно. Часто звучат обвинения в непрофессионализме российских военных, их слабой подготовке. В то же время малоосвещенным не только в средствах массовой информации, но и в отраслевых изданиях остается ночной штурм Института нефти и газа в Грозном.
В начале января 1995 года разведчики 45-го орп ВДВ при поддержке сотрудников спецподразделений ФСК (как в то время называлась ФСБ) ночью, используя приборы ночного видения и бесшумные ВСС и АС, захватили важное высотное здание института, что способствовало дальнейшему продвижению частей и подразделений корпуса под командованием генерала Льва Рохлина в сторону президентского дворца.
Начиная с первой чеченской войны «Винторезы» постоянно используются российскими спецназовцами во всех вооруженных конфликтах.
«У нас по штату должно было быть несколько «Винторезов», но вместо них использовали АКМ с ПБС. Наши офицеры службы РАВ позже смогли достать только один. До самого переформирования отряда мы берегли его, следили и доверяли лишь подготовленным военнослужащим. Правда, нам потом поставили бесшумные ВСК-94, но если честно, ВСС нам нравились больше. Было удивительно, что когда мы работали вместе со спецназом ГРУ, они с завистью смотрели на ВСК, а мы на их «Винторезы», – поделился с «Военно-промышленным курьером» воспоминаниями офицер-разведчик одного из отрядов специального назначения внутренних войск МВД.
Второе дыхание бесшумной смерти
В настоящее время международный оружейный рынок – один из самых динамично развивающихся во всем оборонно-промышленном сегменте. Многочисленные войны и вооруженные конфликты заставляют изготовителей выполнять все требования не только профессиональных армий, но и заказчиков из частных военных компаний.
Если еще в 1993 году в Сомали во время американской операции «Готик Серпентер» по захвату генерала Айдида коллиматорные прицелы были на вооружении лишь у бойцов спецподразделения «Дельта», то через десять лет при вторжении в Ирак такие приборы стали довольно массовым явлением не только среди спецназовцев и рейнджеров, но и в линейных подразделениях Корпуса морской пехоты и Армии США.
В зависимости от задач на современное стрелковое оружие могут устанавливаться как коллиматорные, так и голографические прицелы, тактические фонари, сошки и даже тепловизоры. Поэтому не только на автоматы, пулеметы, но и на снайперские винтовки и даже на пистолеты и револьверы монтируются так называемые планки Пикатинни и Вивера, обеспечивающие быструю установку и снятие дополнительного навесного оборудования.
«Сейчас на ВСС штатно идут доработанные под баллистику ее 9-мм патронов снайперские прицелы ПСО-1. Если честно, то в сравнении с тем, что есть сейчас на рынке, – это прошлый век. Прицелам лет 30, наверное», – признался обозревателю «Военно-промышленного курьера» боец одного из спецподразделений. По словам собеседника, еще в середине 2000-х годов они самостоятельно дорабатывали бесшумный автомат АС «Вал» для установки коллиматорного прицела.
«Там же нет планок Пикатинни и Вивера, вот мы сварили конструкцию с этими переходниками, крепящуюся на «прилив» для ПСО-1, а уже на планки ставили прицелы, которые нам нравятся. Жалко, что пока такого штатно не производят», – объяснил боец.
Сейчас на рынке достаточно много предложений для автоматов Калашникова и других образцов оружия. В частности, спецназовцы берут не только прицелы и фонари, но также и более удобные приклады, тактические ручки, пистолетные рукоятки, так называемые чернильницы (дульный тормоз-компенсатор). Но для секретных ВСС, не поставлявшихся в другие страны, ассортимента до недавнего времени вообще не было.
«Мы «Винторезы» используем постоянно, даже чаще, чем ПК или СВД. Очень важный момент – эта винтовка компактная, с ней легко работать в городских условиях и в маленьких помещениях. СВД дальнобойнее, но и развернуться с ней гораздо сложнее», – поделился опытом сотрудник одного из спецпод-разделений МВД. По словам собеседника, в городских условиях редко приходится работать на дальности свыше 300 метров, поэтому здесь он и его сослуживцы считают ВСС идеальным оружием.
«У нас много пожеланий, как доработать «Винторезы», но пока такой возможности нет.Самостоятельно что-то придумываем и заказываем штучные детали», – рассказал спецназовец. Правда, сейчас ситуация во многом разрешена, так как Тульский оружейный завод, входящий в холдинг «Высокоточные комплексы», совместно с климовским ЦНИИТОЧМАШем уже разработал усовершенствованный вариант ВСС, который так долго ждали бойцы спецподразделений.
На «Винторезах» появились переходники – планки для установки дополнительного навесного оборудования. Магазин винтовки станет прозрачным, изготовленным из специального пластика, через который можно визуально контролировать расход боеприпасов. В зависимости от пожелания заказчика будет дорабатываться и приклад. По некоторым данным, в комплект поставки войдут новые прицелы, дневные и ночные. Появится возможность установки лазерных целеуказателей.
Сейчас ВСС перестала быть уникальным оружием спецподразделений, а активно поставляется войсковым разведчикам. Уникальная бесшумная снайперская винтовка, уже немало повоевавшая на своем веку, продолжает оставаться в строю.
Вас заинтересует
Смертельный удар в ближнем бою
Что русскому хорошо, то немцу – смерть
В Бразилии приняли на вооружение новый автомат IMBEL IA-2
Патроны специального назначения
Бесшумное оружие (Винтовка Снайперская Специальная «Винторез