Малогабаритный автомат обеспечивает и высокую точность, и скорострельность
Разработанный Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым малогабаритный автомат позволит гарантированно уничтожить террористов и не задеть заложников.
За последнее время все чаще и чаще не только в средствах массовой информации, но и в социальных сетях и на видеохостингах появляются фотографии и даже целые видеосюжеты, посвященные продолжающейся сейчас в Северо-Кавказском регионе контр-террористической операции. Запечатленные на видео и фото события не отличаются оригинальностью: бойцы спецподразделений Министерства внутренних дел, внутренних войск и Федеральной службы безопасности ликвидируют боевиков, проводят специальные мероприятия.
В то же время каждый обнародованный материал изучается буквально по кадрам и пикселям не только специалистами, но главное – любителями оружия и военного снаряжения. Обсуждается все, начиная от того, какой коллиматорный прицел или «чернильница» (дульный компенсатор) установлен на автомате бойца спецподразделения, и заканчивая маркой бронежилета и даже ботинок, которые на нем надеты.
Надо признать, что на большинстве фотографий и видео с места проведения КТО можно увидеть не только «оттюнингованные», как говорится, «по полной» автоматы Ак-74 и пулеметы ПК и ПКМ, но и достаточно интересные образцы стрелкового оружия – гранатометы ГМ-94, различные снайперские винтовки, зачастую иностранного производства, а также непривычного вида малогабаритные автоматы 9А-91 с установленными на них приборами бесшумной и беспламенной стрельбы ПБС, а проще говоря – глушителями.
Против бронежилетов9А-91 еще двадцать лет назад как оружие ближнего боя, особо эффективное в закрытых помещениях при выполнении задач по освобождению заложников, занял прочное место в арсеналах различных подразделений специального назначения. Более того, на базе малогабаритного автомата была разработана снайперская винтовка ВСК-94, также до сих пор активно использующаяся бойцами спецподразделений.
«9А-91, конечно, не заменит АК-74 и сравнивать их глупо. Но у малогабаритного автомата есть своя достаточно узкая тактическая ниша – ближний бой в помещениях, когда противник одет в индивидуальные средства защиты и ведет огонь из укрытия. В помещении могут быть гражданские лица, поэтому пули 9А-91 должны не только «привалить тушку» террориста-преступника в «бронике» или за баррикадой из подручных предметов, но и не дать рикошета. Мы же прекрасно понимаем, что рикошетирующие пули зачастую более опасны как для бойцов спецподразделений, так и для мирных жителей», – рассказывает газете «Военно-промышленный курьер» специалист службы ракетно-артиллерийского вооружения одного из подразделений специального назначения.
Малогабаритный автомат 9А-91 был разработан в Тульском конструкторском бюро приборостроения Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым еще в начале 90-х годов, хотя идея подобного оружия появилась лет на десять раньше, когда в структуре Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности создавались подразделения специального назначения для борьбы с терроризмом.
Опыт аналогичных иностранных структур, таких как немецкая GSG-9 и французская GIGN, доказывал, что бойцы-антитеррористы работают в основном на коротких дистанциях в постройках либо в самолетах, пассажирских автобусах или вагонах поездов. Отсюда и требования к оружию спецподразделений – оно должно быть достаточно малогабаритным, но в то же время обеспечивающим не только высокую точность стрельбы, но и скорострельность. Пистолеты и револьверы, применяемые подразделениями антитеррора в 70-х годах, несмотря на достаточно небольшие габариты, оказались неэффективны, и поэтому самым популярным образцом стрелкового оружия у борцов с террористами до середины 90-х годов был пистолет-пулемет МР-5 немецкой фирмы «Хеклер унд Кох».
В 80-х годах конструкторы климовского ЦНИИТОЧМАШа разработали уникальные специальные патроны СП-5 и СП-6, не просто обеспечивающие выход пули из канала ствола с дозвуковой скоростью, что очень важно при стрельбе из оружия с глушителем, но и способные пробить стандартный бронежилет. В это же время в вооруженных силах стран мира, да и в правоохранительных органах начался расцвет индивидуальных средств защиты. Рос уровень защиты бронежилетов и защитных шлемов плюс они становились все более легкими и компактными.
Уже в конце 80-х годов индивидуальные средства защиты стали обязательным атрибутом не только сотрудников правоохранительных органов, но и различных преступников и террористов. Идея Грязева и Шипунова заключалась в том, чтобы создать оружие для спецподразделений КГБ и МВД, предназначенное для ближнего боя, пули которого могли бы поразить противника, использующего индивидуальные средства защиты. Примечательно, что создатели сразу заложили в конструкцию нового автомата возможность его применения с прибором бесшумной и беспламенной стрельбы, ПБС. Также были проведены обширные исследования – насколько сильно могут рикошетировать пули, выпущенные из нового образца стрелкового оружия.
Против террористов и преступниковЗавершить работы по новому автомату, получившему индекс 9А-91, удалось только в начале 90-х годов. Но уже в 1994-м первые образцы малогабаритного автомата стали поступать на вооружение подразделений специального назначения Министерства внутренних дел России, в частности легендарного московского ОМСН и вновь созданного специального отряда быстрого реагирования ГУБОП «Рысь». Чуть позже 9А-91 появились и на вооружении отрядов специального назначения внутренних войск МВД России.
«9А-91 нам очень нравился. По сравнению со штатным Ак-74М достаточно компактный, удобно манипулировать. Весит он всего чуть больше двух килограммов, крути им, как хочешь. Это сейчас тактическая ручка чуть ли не обязательный элемент каждого нашего автомата, но впервые мы их увидели, как ни удивительно, на 9А-91. Ручка очень удобно спрятана в цевье, в любой момент ее можно достать или убрать, а когда перекидываешь автомат за спину, то за «снарягу» она не цепляется. Это особенно важно, когда работаешь в подвесной системе и висишь на тросе в 10–20 метрах над землей, часто вниз головой», – говорит сотрудник одного из подразделений специального назначения МВД.
Правда, по словам собеседника, есть к малогабаритному автомату 9А-91 и претензии: «Приклад складной не всегда удобен, особенно если надо быстро сменить руки. Ну и не сразу получается выполнять с автоматом тактические движения, к примеру выглядывать за угол или за дверь. Но это дело навыка и привычки. Так что проблемы эти некритичные. Все можно освоить, только надо тренироваться».
Также по заказу МВД на базе 9А-91 была разработана бесшумная снайперская винтовка ВСК-94. «В середине 90-х годов, когда еще не было коллиматорных и голографических прицелов и увеличителей различной кратности для них, мы использовали обычные оптические прицелы. По опыту различных контртеррористических операций стало понятно, что бой приходится вести не только на расстоянии вытянутой руки, но и зачастую нужно поражать цели в соседних зданиях на дистанции сто, а то и двести метров. СВД с собой на штурм не потащишь да и стрелять бесшумно она не может. Вот и возникла идея сделать достаточно малогабаритную снайперскую винтовку, которую удобно переносить, а в случае чего и вести с ней ближний бой», – вспоминает специалист службы ракетно-артиллерийского вооружения одного из подразделений специального назначения.
ВСК-94 по сути оставалась тем же 9А-91, только вместо складного приклада и штатной рукоятки использовался так называемый скелетный, похожий по форме на приклад СВД и ВСС. В то же время новая снайперская винтовка оказалась гораздо компактнее, помещаясь в разобранном состоянии в маленькую сумку. При этом вес ВСК-94 чуть меньше 2,5 килограмма. Примечательно, что в комплект поставки бесшумной снайперской винтовки сразу шли лазерные целеуказатели (ЛЦУ).
«У нас в отряде на вооружении были и ВСС, и ВСК-94. В лесу, в полях – в общем, на природе «Винторез», конечно, поинтереснее будет. А вот когда мы работали в застройке, в городах, селах, то тут ВСК-94 однозначно лучше. Снайперы с ней куда угодно залезут, в помещениях могут работать наравне с обычными «штурмовиками». Одно время бойцы с ВСК-94 огнештурмовую полосу проходили. Сильно помогал и ЛЦУ. Лазер не раз выручал в сложной ситуации, когда надо было точно поразить внезапно возникшую цель», – рассказал обозревателю «ВПК» офицер одного из отрядов специального назначения внутренних войск МВД России.
Даже в настоящее время, когда рынок оружейного «тюнинга» активно развивается и на штатные АК-74 ставятся тактические ручки, регулируемые приклады, фонари, коллиматорные и голографические прицелы, различные увеличители и прочее, 9А-91 и ВСК-94 продолжают оставаться в арсеналах спецпод-разделений.
«Все равно задачи по зачистке помещений возникают довольно часто. Обычно в штурмовую группу, помимо штатных АК-74М, мы всегда берем пару 9А-91, иногда ставим на них глушители. Хотя «тюнинга» на них сейчас не выпускают, мы сами доработали. Поставили тактические фонари, коллиматорные прицелы. С этим автоматом особенно удобно работать, когда за бойцом со щитом идешь. Места мало, чтобы развернуться с АК, а вот с 9А-91 самое то. Но и важно, что ты всегда уверен: твоя пуля тебе или товарищу обратно рикошетом в лоб не прилетит. На близких дистанциях, если даже в конечности, в руку или ногу противника попадешь, то гарантированно его из строя выведешь», – поясняет сотрудник спецподразделения.
9А-91 и созданная на его базе снайперская винтовка ВСК-94 вот уже почти 20 лет остаются на вооружении различных подразделений специального назначения Министерства внутренних дел и внутренних войск. За это время они постоянно применялись в боевых действиях и контртеррористических операциях, задержаниях различных преступников, освобождении заложников. Внедренные еще в конце 80-х годов создателями 9А-91 и ВСК-94 принципы, такие как малые габариты, высокая эффективность против индивидуальных средств защиты, дали этому оружию уникальные возможности и долголетие.
Вас заинтересует
«Винторез
Спецназ оснащается самостоятельно
Что русскому хорошо, то немцу – смерть
Патроны специального назначения
Автомат | Штурмовая Винтовка АС "Вал"