Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль

Авианесущий универсальный десантный корабль-док проекта 11780

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»


БДК проекта 1174 типа «Иван Рогов» имели много недостатков, поэтому по указанию Главкома ВМФ СССР адмирала С.Г. Горшкова Невским проектно-конструкторским бюро была начата разработка полноценного универсального десантного корабля проекта 11780 типа «Кременчуг», разработка которого велась все 1980-е годы как уменьшенного аналога американского УДК типа «Тарава», за что получил неофициальное прозвище «Иван Тарава».


Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»


Облик и назначение корабля менялись в процессе разработки. Первоначально назначением корабля были только десантные операции. УДК должен был иметь сплошную палубу, что позволяло использовать как вертолеты, так и самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. Генштаб предложил превратить корабли проекта 11780 в универсальные авианесущие корабли, оснастив их носовым трамплином и обеспечив базирование и других самолетов. Предполагалась постройка двух кораблей этого проекта «Херсон» и «Кременчуг».

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»


Корабль имел нормальное водоизмещение 25 000 тонн, длину 196 метров (180 по КВЛ), ширину 35 метров (25 по КВЛ), осадку 8 метров. В качестве главной энергетической установки использовалась котлотурбинная установка мощностью 180 000 л.с. (142,4 МВт), унифицированная с энергетической установкой эскадренных миноносцев проекта 956. Скорость полного хода составляла 30 узлов, экономического хода 18 узлов. Дальность плавания экономическим ходом составляла 8000 миль.

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»


Известно, что существовало два варианта корабля, которые отличаются размещением вооружения. Которое в зависимости от варианта проекта включало от 3 до 6 ВПУ зенитно-ракетного комплекса «Кинжал», от 2 до 4 боевых модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик» и универсальную артиллерийскую установку АК-130.

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»


Авиагруппа состояла из 12 десантно-транспортных вертолетов Ка-29 в десантном варианте или 25 противолодочных вертолетов Ка-27 в противолодочном варианте. В доковой камере корабля могли размещаться четыре десантных катера проекта 1176 или 2 десантных катера на воздушной подушке пр. 1206.

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»


Точных данных по численности и составу десанта на проект 11780 нет, в «Авианесущих кораблях России» указывается, что сходный по размеру вертолётоносец пр. 10200 «Халзан» рассчитывался на перевозку 50-60 танков и батальона морской пехоты.

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»


Корабли стандартным водоизмещением 25 000 тонн могли строиться только на Черноморском ССЗ, поэтому началась «борьба за стапель». В это время на стапелях Черноморского ССЗ должна была начаться постройка тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143.5 Генеральный штаб, придавая большое значение постройке УДК, предлагал строить их вместо авианосцев. Этому воспротивился Главком ВМФ. Понимая, что строительство УДК из-за отсутствия потребных судостроительных мощностей, скорее всего, приведет к отказу от строительства авианесущих крейсеров проекта 1143.5, пошли на хитрость. По указанию Главкома в носовой части корабля, прямо на полетной палубе, была размещена АУ АК-130, а НИИ ВМФ получило задание «научно» обосновать наличие такого вооружения и его месторасположение. В результате Генштаб охладел к проекту, а строительство было отложено.

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»


По требованию Министра обороны СССР маршала Устинова в задачи кораблей проекта 11780 было добавлено в мирное время слежение за подводными лодками противника в океанской зоне. В конечном счете все эти изменения привели к тому, что корабли проекта 11780 так и не были заложены.

Десантный вертолётоносец проекта 10200 Халзан

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»


Вертолетоносец ПЛО, десантный вертолетоносец (проект). Разработка вертолетоносца ПЛО на базе быстроходного гражданского контейнеровоза-ролкера пр.1609 начата по инициативе замначальника Генерального штаба ВС СССР адмирала Н.Н. Амелько в 1978 г. после проведения по его же инициативе НИР "Аргус" (изучение комплексной противолодочной системы в т.ч. с возможностью постройки недорогих вертолетоносцев ПЛО на базе гражданских судов, ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, руководитель НИР В.В.Дмитриев). Корабль пр.1609 "Капитан Смирнов" (головной, 1978 г., всего построено 4 шт.) с газотурбинной ЭУ 2 х ГГТА М25 с утилизационным контуром и мощностью по 25000 л.с. на каждый из двух валов, дедвейт 20000 т, полное водоизмещение 35000 т, длина 203 м, ширина 30 м, высота борта 21 м, осадка 9,9 м и скоростью хода 26 узлов строилось на Херсонском ССЗ. ТТЗ на создание вертолетоносца пр.10200 подготовлено в 1977 г. Постановление Совмина СССР от 21.04.1977 г. намечало строительство в 1981-1990 г.г. серии из 4 кораблей проекта на стапеле №1 ССЗ в Николаеве в составе серии ролкеров пр.1609 с параллельным строительством на стапеле №0 серии ТАКР пр.1143 с постепенным улучшением проекта.

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»
Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»


Проектирование вертолетоносца пр.10200 велось ЦКБ "Черноморсудпроект" (г. Николаев) в 1978-1980 г.г. Главный конструктор Ю.Т. Каменецкий. Эскизный проект завершен в конце 1977 г. в 4 вариантах. В процессе проектирования ТТЗ менялось несколько раз и в итоге проектировался вертолетоносец в двух вариантах — как корабль ПЛО дальней зоны и как десантный корабль. Первоначально планировалось строить корабли проекта на Херсонском ССЗ, но после изменений из-за роста водоизмещения строительство проекта стало возможным только на Николаевском ССЗ (который был загружен строительством кораблей пр.1143 и другими крупными заказами).

Технический проект корабля пр.10200 был готов в 1980 г. Постановлением Совмина СССР от 28 марта 1980 г. в план строительства кораблей на 1981-1990 г.г. была включена постройка двух кораблей пр.10200 на стапеле №0 ССЗ в Николаеве вместо головного корабля проекта 1143.5 со сдачей головного корабля в 1986 г. В августе 1980 г. 1-й институт ВМФ вынес положительное решение по техническому проекту пр.10200. В то же время Невским ПКБ совместно с ЦНИИ им. А.Н.Крылова был предложен альтернативный вариант пр.10200 в корпусе ТАКР пр.1143. Анализ вариантов проекта 10200 в сентябре 1980 г. в ЦНИИ им. А.Н.Крылова показал, что исполнение вертолетоносца в гражданском корпусе не обеспечивает должной надежности в части ГЭУ (размещена в одном отсеке) и не соответствует требованиям к военным судам по физическим полям (ГЭУ обладала высокой шумностью), констатирована низкая поисковая производительность системы ПЛО (в 5 раз меньше кораблей пр.1143).. ЦНИИ им. А.Н.Крылова рекомендовал к строительству вариант пр.10200 в корпусе пр.1143. После этого в сентябре 1980 г. 1-й институт ВМФ пересмотрел ранее принятое решение об одобрении пр.10200. В ноябре 1980 г. на научно-техническом совете Минсудпрома СССР технический проект пр.10200 был отклонен. В конце 1980 — начале 1981 г.г. Невским ПКБ разработан проект противолодочного вертолетоносца с десантными возможностями пр.10200М, который так же был отклонен 31 марта 1981 г. решением 1-го института ВМФ, ЦНИИ им. акад.А.Н.Крылова, 24-м институтом ВМФ, филиалом 30-го института ВМФ и Невским ПКБ.

По умолчанию данные оригинального пр.10200 "Халзан" ЦКБ "Черноморсудпроект":

Экипаж — 960 чел.
Двигательная установка — газотурбинная ЭУ с теплоутилизационным контуром (газотурбинные реверсивные всережимные агрегаты ГГТА М25 с утилизационным контуром) мощностью 2 х 25000 л.с. Два винта фиксированного шага. Электрогенератор мощностью 12000 кВт.
Длина — 228,3 м.
Длина по ватерлинии — 211 м.
Ширина — 40,3 м.
Ширина по ватерлинии — 30 м.
Осадка — 8,9 м.
Высота борта на миделе — 21 м.
Водоизмещение порожнее — 22250 т.
Водоизмещение стандартное — 24000 т.
Водоизмещение полное — 30000 т; эскизный проект — 31000 т.
Скорость хода экономическая — 18 уз.
Скорость хода полная — 25-27 уз.
Дальность хода — 12000 миль на скорости 18 уз.

Стоимость:

Стоимость строительства контейнеровоза-ролкера пр.1609 — 30 млн. руб. (1977 г.).
Стоимость строительства противолодочного вертолетоносца согласно выводам НИР "Аргус" — 80-100 млн. руб. (ориентировочная, 1977 г.).
Стоимость строительства противолодочного вертолетоносца пр.10200 согласно эскизным проектам — 125-137 млн. руб. (конец 1977 г.).
Стоимость строительства вертолетоносца пр.10200 согласно техпроекту — 170 млн. руб. (1978 г.).

Вооружение:

ЗРК "Кинжал", 2 батареи по 6 барабанных ПУ вертикального пуска в кормовой части корабля и по левому борту, итого 12 барабанов ПУ вертикального пуска по 8 ЗУР, боекомплект 96 ракет (без учета перезарядки из погребов); два антенных поста РЛС системы управления.
8 х 30 мм артиллерийских установок.
АК-630М с 4 х РЛС МР-123 "Вымпел".
2 х 140 мм спаренных пусковых установки постановки помех ЗИФ-121 с системой управления "Терция".

Оборудование:

БИУС.
РЛС "Фрегат-МА" общего обнаружения.
РЛС "Подкат" обнаружения низколетящих целей.
РЛС "Вайгач".
Радиотехническая система привода вертолетов.
Верхний вертолетный ангар на 6 вертолетов, нижний подпалубный ангар на 22 вертолета.
Два подъемника вертолетов (из ангара).
9 вертолетных стартовых площадок.

Авиакрыло:

Эскизный проект пр.10200 (варианты 1 и 4) — 28-30 вертолетов ПЛО типа Ка-27.
Эскизный проект пр.10200 (варианты 2 и 3) — 12 вертолетов ПЛО типа Ка-27.
В варианте ПЛО — 28 вертолетов ПЛО типа Ка-27.
В десантном варианте — 14 десантных вертолетов Ка-29, 6 СВВП, 56 танков и один батальон морской пехоты (300 чел).

Модификации:

Эскизный пр.10200 вариант 1 (1977 г.) — вариант вертолетоносца с перспективными системами вооружений.

Эскизный пр.10200 вариант 2 (1977 г.) — вариант вертолетоносца — мобилизационного переоборудования ролкера пр.1609.

Эскизный пр.10200 вариант 3 (1977 г.) — вариант вертолетоносца — мобилизационного переоборудования ролкера пр.1609.

Эскизный пр.10200 вариант 4 (1977 г.) — вариант вертолетоносца с существующими системами вооружений.

Технический пр.10200 (1980 г.) — противолодочный вертолетоносец разработки ЦКБ "Черноморсудпроект".

Пр.10200 в корпусе пр.1143 (1980 г.) — альтернативный проект противолодочного вертолетоносца в корпусе ТАКР пр.1143 Невского ПКБ.

Пр.10200М (1980 г.) — альтернативный проект противолодочного — десантного вертолетоносца — в корпусе ТАКР пр.1143 Невского ПКБ. Проект признан неэффективным по сравнению с ТАКР пр.11434 по боевой устойчивости при решении задач ПЛО.

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»

Схемы общего расположения контейнеровоза-ролкера пр.1609 и вертолетоносца пр.10200 "Халзан"

Статус: СССР — разрабатывался, не строился. В 1981-1990 г.г. планировалась постройка 2 шт. на Николаевском ССЗ.

Универсальный десантный корабль док пр.11780 УДКД.

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»


"На фотографиях авианесущий КМПВ "Дельфин" в двухкорпусном и трехкорпусном варианте, корабль проектировался Северным ПКБ с 1986г. под перспективный самолет Як-141. главный конструктор А.К. Шныров, длина меньше 200 метров, так что речь о взлете нормального самолета с него даже и не шла. Работы над проектом были свернуты вместе с завершением работ над ЯК-141.

К сожалению, это вся информация, что есть, корабль проектировался как небольшой и недорогой.

Еще интересный факт: под палубой ангара нет как раз из-за многокорпусной конструкции, из-за этого ангары видны в надстройке, получается, все, что на палубу поместится, и будет авиагруппой. По моим подсчетам, получилось 14 ЛА.

Длина, если по пропорциям ЯК-141 считать, выходит 170 метров.

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»


Универсальный десантный корабль док пр.11780 УДКД. Невское ПКБ:

Сплошная полетная палуба, 200х25 метров,
Вооружение 1х2 АК-130, ЗРК «Кинжал» 3 УВП, ЗРАК «КОРТИК» 2шт,
Ка-29 12 шт. или Як-38, Як-141.
ГЭУ Котлотурбинная установка, аналогичная пр.956.
Десантные катера на воздушной подушке ДКАВП.

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»


Проект неоднократно изменялся и в окончательном варианте остался без ЯК-38/ЯК-141. Но предполагалось противолодочное назначение корабля после замены вертолетов Ка-29 на Ка-27. Готовый проект был предоставлен в Генштаб, где к нему сразу пропал интерес. Проект негласно называли «Иван Тарава» за то, что в первоначальном виде по назначению и задачам походил на американский УДК «ТАРАВА».

Десантный корабль-док проекта 1609

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»


В 1985 г. было выдано ТТЗ на разработку десантного корабля-дока. По результатам проработки Невским ПКБ было представлено 3 варианта, отличавшихся водоизмещением (от 19500 до 24800 т), длиной (от 204 до 214 м) и размерами док-камеры (от 75 до 80 м). После обсуждения был выбран крупнотоннажный вариант для дальнейшей разработки, получивший номер проекта 1609.

Водоизмещение 24800/31800т, размерения 214 x41м, размеры док-камеры 80 х 15 х 6 м. Вооружение: 130-мм АУ АК-130, 2 ЗРК «Кинжал», 4 ЗРАК «Кортик», 12 вертолётов Ка-29 (мог брать в перегруз 24 вертолёта), перевозимый десант—750 человек. В док-камере размещалось 3 десантных корабля проекта 1206 или 10 проекта 11770. Работы не вышли из предэскизного проектирования из-за ряда проблем, одной из которых был вопрос — где строить? А в начале 1990-х гг. было уже не до строительства десантных кораблей.

По мнению многих экспертов в области флота, корабли проекта 1609 не только не уступали бы французу, но даже бы его превосходили. Мне трудно оценить это объективно. Но если взглянуть на предполагаемые ТТХ корабля проекта 1609, это кажется просто очевидным. И самое главное, эти корабли должны были быть построены в России, и российской промышленности они были (по крайней мере, в конце 90-х) вполне по зубам.

Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль»


По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/avianesushchii-universalnyi-desantnyi-korabl-dok-proekta-11780-nash-mistral-1980-kh
http://alternathistory.org.ua/desantnyi-vertoletonosets-proekta-10200-khalzan-nash-mistral-70-kh
http://alternathistory.org.ua/eshche-odna-alternativa-mistralyu-desantnyi-korabli-doki-proekta-1609-sssr
http://alternathistory.org.ua/proekty-sovetskikh-avianesushchikh-korablei-delfin-i-merkurii

Вас заинтересует

  • Ремонт учебного корабля «Перекоп
  • Определено будущее БДК проекта 11711
  • В порт Сен-Назер прибыла кормовая часть корабля типа «Мистраль
  • Кто будет строить российский «Мистраль
  • Атакующий "Буревестник"



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 1 870 | Добавил: Админ | Дата: 24-11-2014, 15:42 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:
    1 0

    Cecilevahemesk   24 ноября 2014 15:42
    Далее будет подборка статей с фотографиями моделей советских авианосных кораблей

    Melia_munk   24 ноября 2014 15:42
    Цитата: Gans1234

    diceCellAleds   24 ноября 2014 15:42
    Есть хорошая сторона вопроса... все эти проекты не достались недостроенными Хохляндии!

    anandKiblitte   24 ноября 2014 15:42
    На мой взгляд, наши проекты намного красивей визуально, чем Мистраль. Причем - любой из них.Как там начинка не знаю, но при взгляде на французский проект первая ассоциация примерно такая:

    asdf   24 ноября 2014 15:42
    Видел я этот Мистраль на ходу, осенью 2013г., выходил он из Тулона, куда-то в Средиземку. Корыто корытом....

    Гликодин   24 ноября 2014 15:42
    Понимая, что строительство УДК, из-за отсутствия потребных судостроительных мощностей, скорее всего, приведет к отказу от строительства авианесущих крейсеров проекта 1143.5, пошли на хитрость. По указанию Главкома в носовой части корабля, прямо на полетной палубе, была размещена АУ АК-130

    alexonn2014   24 ноября 2014 15:42
    А последний из 4х кораблей контейнеровоз-ролкер сейчас в составе ВМС США - танковоз для десантных операций - такой могучий корабль прошляпили

    karbongalov   24 ноября 2014 15:42
    Цитата: Gans1234

    Strag   24 ноября 2014 15:42
    Если бы наши енералы и пр., не требовали от конструкторов создания БМП с вертикальным взлетом (т.н. "мирно пашущий советский трактор), многие разработки были бы в строю. Но денежные фонды для министерств, госпремии, ордена, медали, баронские титулы, графские звания и т.д. уничтожали в мозгах участок отвечающий за целесообразность создания нужной техники....

    RobertDet   24 ноября 2014 15:42
    Какой же всё же 1609 замечательный Жаль что так и не реалтзовали

    s12nataCef   24 ноября 2014 15:42
    А не пора ли нам вытащить из сундуков пыльных подобные проекты, те, которые так и не дошли до постройки???Многие из них, наверное сто очков форы дадут хвалёным Мистралям!

    Патриот2012   24 ноября 2014 15:42
    Цитата: Balamyt

    LOORTLICA   24 ноября 2014 15:42
    Я за: проекты 11780 и 10200 Халзан весьма актуальны и сейчас - маленько их доработать в лпне вооружение излишки снять, новые РЛС/электроника и все, они блин 2-3 Мурены вмещаютЗаодно как разминка перед строительством авианосцев в будующем

    AndreyEi   24 ноября 2014 15:42
    И будет ряд малоразрешмых проблем:- освободительный поход в Николаев вроде как отложен на неопределенное время (пока Украина развалится - а это весьма туманно). То есть Стапеля нет, строить негде. Да и завод потребует 4-5 лет интенсивной реанимации с привлечением кадров передовых ССЗ страны и полным станочным переоснащением. - ГЭУ. У Таравы котлы идентичные 956 эсминцу со всеми вытекающими, у Халзана турбины с Зори. - сам формат, если проекты переделывать, то опять начнется всем по кусочку, одним захочется 100500 УКСК впихнуть, другим большую площадку для приема Ми-26, третьим еще чего, в итоге история повторится и корабль вырастет в нечто уникальное и невообразимо дорогое с массой неразрешенных технических и тактических проблем. Тут подход надо менять к выдаче заданий.

    jianjqsf   24 ноября 2014 15:42
    - освободительный поход в Николаев вроде как отложен на неопределенное время (пока Украина развалится - а это весьма туманно).

    Lola_Sike   24 ноября 2014 15:42
    " Бжезинский тут ошибся"а в чем он вообще прав этот Бжезинский ? Редкостное польское гамнецо

    JaCk_DaNIeLs   24 ноября 2014 15:42
    Спасибо Gans, хорошая статья. Бог в помощь вам в ваших трудах. У нас был славный флот и прекрасные разработки.

    seectariasoto   24 ноября 2014 15:42
    Цитата: Balamyt

    proftermalhom   24 ноября 2014 15:42
    Здравствуйте AVT, все зависит от политической воли руководства. Возьмите Китай, это была аграрная страна, которая находилась можно сказать в "каменном веке", а сейчас это мировая держава с умопомрачающей скоростью развития науки и промышленности. Руководству надо поменять мировозрение, а розовые очки думаю у него уже упали с очей ясных. Нужна индустриальная революция и нам это по зубам, тогда будет и флот и авиация и так далее.

    Dwightguns   24 ноября 2014 15:42
    Цитата: АКМ9

    NataPt   24 ноября 2014 15:42
    Вот на Мистралях обожжемся и до своих проектов руки дойдут.

    MichaelBex   24 ноября 2014 15:42
    И самое главное, эти корабли должны были быть построены в России, и российской промышленности они были (по крайней мере, в конце 90-х) вполне по зубам.Ну по зубам то как раз нужно Медведеву с Сердюковым за "Мистрали", но сейчас то, что мешает сдуть пыль с проектов СССР, доработать под создавшиеся условия и в серию? А "Мистрали" хренцузы пускай жрут сами, да еще и денег пусть дадут на воплощение наших старых-новых проектов (за счет штрафов за несвоевременное исполнение заказов). Создадим своего, а "Мистраль" пусть пыль глотает потом за нашими быстроходными красавцами.

    Marinahlebnjem   24 ноября 2014 15:42
    Ну по зубам то как раз нужно Медведеву с Сердюковым за "Мистрали", но сейчас то, что мешает сдуть пыль с проектов СССР, доработать под создавшиеся условия и в серию?

    valera.fadeev   24 ноября 2014 15:42
    Цитата: donavi49

    WilliamSelt   24 ноября 2014 15:42
    Цитата: donavi49

    WilsonMr   24 ноября 2014 15:42
    Только в Севмаше об этом не знают. И да, работы по программе расширения в последний год почти остановились. Да и загрузка предприятия, тоже не стоит забывать.

    SecretrhoiAB   24 ноября 2014 15:42
    Еще в СССР в 1980хх уже осознавали необходимость десантного корабля для загоризонтной высадки. И проекты разрабатывались. А тут в 21 веке до сих пор спорят о необходимости такого корабля.

    dlepost123   24 ноября 2014 15:42
    "На фотографиях авианесущий КМПВ "Дельфин"Я работал в Северном.Про дельфин не слышал.А вот проект Меркурий действительно существовал в нескольких вероянтах,в т.ч. и такойP.S.Адмирал Амелько,а не Амельченко

    Алекс Коуч   24 ноября 2014 15:42
    Есть такая книга у Тома Кленси "Красный шторм поднимается" Там как раз описана ситуация, когда наши применили эти самые ролкеры для эффективной и быстрой высадки десанта морской пехоты для захвата Исландии. Причем на них перевезли и катера на воздушной подушке, которые использовали при атаке и вертолеты. Уже в 80-е годы на Западе понимали потенциал возможного применения нами этих кораблей, боялись этого. Я где-то прочитал, что америкосы выкупили эти корабли у нас в 90-х годах и сейчас их используют в своем вспомогательном флоте при десантных операциях.

    Gromyndeu   24 ноября 2014 15:42
    Там как раз описана ситуация, когда наши применили эти самые ролкеры для эффективной и быстрой высадки десанта морской пехоты для захвата Исландии.

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » Проекты советских авианесущих десантных кораблей. Наш «Мистраль