Вот
http://elmags.ru/14-gofra-pnd, просто отличный материал для вашего дома. Живите долго и с комфортом.
«Сила народа состоит из того, на что способен он сам,
и никак не из того, что может он позаимствовать у других».
Индира Ганди
Индира Приядаршини Ганди появилась на свет в древнеиндийском городе Аллахабаде 19 ноября 1917 года в семье индийских аристократов. Ее дед Мотилал Неру был человеком образованным, энергичным и неординарным, пользовался среди коллег заслуженным авторитетом и принимал активное участие в политической жизни страны. Построенный им в Аллахабаде дом, получивший название «Обители радости», являлся для окружающих символом просвещения и достатка. Под его кровлей собирались лучшие представители индийского общества – юристы, политики, художники, поэты, учителя. Хозяин, обладающий широкими взглядами, не делал различий между представителями разных национальностей и религий.
У Мотилала Неру было трое детей: дочери Кришна и Виджая и сын Джавахарлал (в переводе «драгоценный рубин») – отец Индиры Ганди. Пользуясь привилегиями принадлежности к высшему обществу Индии, младший Неру окончил престижную школу в Харроу, а затем юридический факультет в Кембридже. В 1916 Джавахарлал женился на Камале Каул. Девушке в то время шел шестнадцатый год, и она была на десять лет моложе своего супруга.
Маленькая Индира родилась в «Обители радости». Помочь Камале были призваны индуистские боги (стараниями матери Джавахарлала, ревностно соблюдавшей все обряды) и последние достижения медицины в лице приглашенного Мотилалом Неру врача-европейца. Разочарование, объяснявшееся традиционным ожиданием первого ребенка мужского пола, очень скоро прошло – малышка снискала всю привязанность и любовь домочадцев. Мотилал часто повторял, что дочь Джавахарлала Неру будет стоить ему тысячи сыновей. К слову, детей у молодых супругов больше не было – Индира стала единственной наследницей отца и хранительницей семейного духа. Имя, данное девочке, выбирал дедушка. Индирой именовали его мать, кроме того уменьшительное «Инду» было созвучно названию страны, что в семье посчитали добрым знаком. Второе имя девочки – Приядаршини – в переводе значит «Дорогая взору».
Время спокойного детства закончилось для Индиры очень быстро. После обучения в английской ассоциации адвокатов Джавахарлал трудился вместе с отцом.
Младшего Неру всё больше и больше захватывала политика, в особенности идея национальной независимости Индии. Великобритания, желая добыть максимум выгоды из своего пребывания на этой земле, делала все возможное, чтобы контролировать местное население. В ход шли любые средства – привилегии для индийской знати, силовые методы, манипулирование политическими событиями для усиления разобщения народа. Вполне логично, что в Индии зародилось движение за национальное освобождение. Во главе его встал Индийский национальный конгресс (или ИНК) – политическая партия, сформированная, по иронии судьбы, с благословения правителя колонии лорда Рипона, считавшего создание подконтрольной оппозиции отличной попыткой смягчить назревающие противоречия. Прошедший в Бомбее в 1885 году учредительный съезд провозгласил главные задачи этого объединения, заключающиеся в координации действий местных патриотов. Способы для достижения целей выдвигались самые цивилизованные, и первый период ИНК полностью оправдывал замыслы создателей – его члены защищали интересы Индии и ее представителей, придерживаясь целиком лояльных требований. Но со временем, а в особенности после Первой мировой, подобный либеральный стиль политотношений между Англией и ее колонией стал казаться индийским патриотам неэффективным. В партию пришло новое поколение – энергичное, молодое, требующее решительных перемен.
Махатма Ганди и Индира Неру, 1924 г
Джавахарлал Неру, став по рекомендации отца членом ИНК, не скрывал своего разочарования отсутствием единства внутри организации и нерешительностью ее участников, позволяющих навязывать им выгодные британской администрации, компромиссные решения. Политические взгляды самого Джавахарлала Неру сложились под воздействием европейского опыта и теорий, развиваемых Махатмой Ганди, одного из самых ярых борцов за права индийцев. Являясь глубоко религиозным человеком, Ганди, почитавшийся в Индии как святой, исповедовал гуманизм и аскетизм в самом широком понимании и придерживался принципов ненасилия в политике. По его призыву жители страны воздерживались от приобретения товаров из Европы, в первую очередь предметов роскоши, соли и тканей, а также отказывались следовать законам, принятым колониальными властями.
Гражданское неповиновение, хоть и носило мирный характер, распространилось подобно эпидемии по всей Индии. Семья Мотилалы Неру поддерживала с Махатмой Ганди дружеские отношения, жильцы «Обители радости» принесли привычный комфорт в жертву национальным интересам. Дорогая посуда и мебель вместе с остальными предметами роскоши отправилась на чердак, женщины сняли европейские платья, украшения и шелка, одевшись в простые сари. Свой вклад в происходящее внесла и Индира, которой к тому времени исполнилось четыре года. Подчиняясь всеобщему порыву, она отказалась от своих заграничных нарядов и сожгла на костре любимые игрушки.
Вскоре Джавахарлал Неру фактически возглавил антиколониальное движение. Он много выступал публично, принимал участие в акциях неповиновения и манифестациях, выпускал оппозиционную газету «Индепендент». Его родные также оказались в самой гуще событий: поддерживал сына Мотилал, сестры Джавахарлала стали членами ИНК и помогали ему, выполняя различные поручения и выступая перед женским населением индийских провинций. Взгляды мужа разделяла и Камала. Мать запомнилась Индире очень красивой, светлокожая и стройная она отличалась от женщин своего круга чувством стиля и неуловимым изяществом. Любовь к единственной дочери и супругу наполняла всю ее жизнь, придавая ей смысл и поддерживая в тяжелые моменты.
Индира, лишенная общения с сестрами и братьями, живо интересовалась проблемами взрослых, с раннего возраста впитывая их устремления и надежды.
Школа занимала Инду мало – господствующие там проанглийские порядки казались ей чуждыми, далекими от тех, которыми жили ее родные. Она любила читать, отдавая предпочтение, подобно многим ее ровесникам, романтической литературе, повествующей о подвигах и битвах за счастье человечества. Долгое время любимой героиней юной индианки была Жанна д'Арк. Благодаря прекрасному знанию английского языка в список ее любимых авторов вошли Марк Твен, Чарльз Диккенс, Герберт Уэллс и Редьярд Киплинг. По совету мудрого Махатмы Ганди восьмилетняя Индира создала детскую секцию ремесел, ставшую своеобразным символом национального движения (на флаге ИНК не случайно изображена индийская прялка). Дети, желающие быть причастными общему делу, приходили в «Обитель радости» и ткали платки или изготавливали топи (шапочки-пилотки), ставшие опознавательными знаками оппозиционеров.
В 1926 году болезненное состояние Камалы, обусловленное преждевременными родами (родившийся ребенок прожил всего два дня), заставило семью Джавахарлала Неру отправиться в далекую Швейцарию. Там у матери Индиры врачи обнаружили туберкулез и рекомендовали ей пожить на европейских курортах. Видя в целительном климате единственную возможность спасти жизнь Камалы, семья Индиры обосновалась в Женеве, где девятилетней девочке из-за тяжелого состояния матери пришлось взять на себя большинство обязанностей по хозяйству. Год, прожитый вдали от родины, оставил в памяти Инду множество красочных воспоминаний – о новых странах, об удивительном путешествии через океан, о новых людях, о зимних развлечениях местной детворы: лыжи, коньки и возня в сугробах ей до той поры были неведомы.
В Швейцарии Индира училась в местной школе. Главная сложность заключалась в том, что обучение осуществлялось на французском языке, который был для девочки совершенно незнакомым, и который пришлось изучать практически с алфавита. Несмотря на проживание вдали от Индии маленькая семья Неру в то время была счастлива – Камала медленно, но верно поправлялась, Индира успешно занималась в школе, а Джавахарлал Неру посещал европейские столицы и налаживал контакты с общественными организациями, прессой и различными политическими силами.
Вернувшись из Европы, семья Неру с новой энергией включилась в борьбу. В 1927 Джавахарлал по рекомендации Ганди, отмечавшего его «кристальную честность», был избран председателем ИНК. Ни репрессии, ни карательные санкции, ни штрафы уже не могли удержать ситуацию – индийское общество выходило из-под контроля британцев. Джавахарлал Неру, Ганди, Мотилал Неру и другие лидеры национального конгресса постоянно подвергались арестам, однако освободительное движение привлекало всё новых последователей.
Несмотря на возраст, Индира находилась в центре политического противостояния. Она была одной из немногих, пользовавшихся абсолютным доверием Джавахарлала Неру, причем в политических делах он полагался на нее нисколько не меньше, чем в домашних. Вместе с ровесниками девушка принимала участие в деятельности так называемых «обезьяньих дружин». Участники молодежного движения занимались развешиванием флагов оппозиции, стряпали для демонстрантов пищу, оказывали первую помощь пострадавшим в полицейских стычках (для этих целей в доме Неру был организован лазарет).
В 1930 году отец и дед Индиры были арестованы (в 1931 в тюрьму попала Камала). Однако ни эти аресты, ни последующие не оказали никакого влияния на решимость девушки продолжать начатое дело. «Историю читать хорошо, но еще увлекательнее помогать ее делать», – говорил Индире отец. В 1931 году ушел из жизни Мотилал Неру, приступы астмы и высокое давление подкосили этого неутомимого человека. В это же время, понимая, что образ жизни семейства не позволяет дочери получить полноценное образование, Джавахарлал Неру устроил ее в школу-пансион своих знакомых, супругов Вакил. Система обучения там разительно отличалась от английской, принятой в колониальных школах. Классные предметы сочетались с изучением искусств и народных ремесел, среди учеников культивировалась самостоятельность, взаимопомощь и творческая инициатива. Во время обучения Индира являлась секретарем литературного кружка, кроме того серьезно увлеклась народными танцами.
Весной 1934 дочь Неру сдала экзамены в Шантиникетан – первый народный университет Индии, организованный Рабиндранатом Тагором. В год поступления Индиры в университет ее отца снова заключили под стражу, а мать из последних сил сражалась с недугом и практически не покидала больниц. Знаменитый Шантиникетан был расположен в окрестностях Калькутты и был организован в соответствии с представлениями Тагора о равновесии духовных и природных начал. Классы, библиотеки и мастерские внешне напоминали уютные хижины и размещались в зеленых парках и рощах. Рабочий день начинался вместе с восходом солнца – бытовые заботы перетекали в занятия, а потом в творческие упражнения. Основой философии национального университета являлась свобода выбора и инициатива. Индира особое предпочтение отдавала изучению иностранных языков и искусств, в особенности живописи и хореографии. Но завершить Шантиникетан ей не удалось. В 1935 году состояние Камалы сильно ухудшилось, и семья Неру, воспользовавшись освобождением Джавахарлала, снова переехала в Европу. Последнюю надежду доктора возлагали на известные курорты Шварцвальда.
Лечение лучших врачей и горный воздух не помогли – Камала скончалась в Европе в начале 1936 года. А вскоре за ней последовала бабушка Индиры, жена Мотилала. Глава семьи возвратился на родину, а Инду по решению отца поехала в Англию поступать в Оксфорд. Следующие пять лет девушка провела вдали от родины, изучая политику и историю. Ее образование не ограничивалось стенами университетских помещений. В эти годы Индира вместе с Джавахарлалом Неру много путешествовала по самым разным государствам Азии и Европы, принимала участие во встречах отца с общественными и государственными деятелями, в дебатах и митингах. Насыщенная жизнь сказывалась на ее успеваемости, однако позволила девушке приобрести бесценнейший опыт, который не мог заменить никакой академический диплом. Завершение обучения в Оксфорде совпало в жизни Индиры с началом Второй мировой войны. В 1941, огорченная ситуацией в Европе, а также политикой колониальных властей, втянувших ее страну в военные действия, она выехала в Индию.
В 1942 году Индира вышла замуж. Со своим супругом Ферозом Ганди (не родственником, а лишь однофамильцем Махатмы Ганди) она познакомилась еще в юности. Кроме взаимной симпатии молодых людей объединяли общие взгляды. Родные Индиры к юноше относились благосклонно – однажды он помог благополучно добраться до дома бабушке Индиры, пострадавшей от рук полицейских на митинге. Однако в качестве жениха Инду кандидатура Фероза Ганди никогда не рассматривалась. Все дело было в том, что юноша происходил из парсов, потомков переселенцев из Персии, исповедовавших зороастризм. Помимо этого семья Фероза относилась к более низкой касте. Подобный союз в индийском обществе расценивался как вопиющее нарушение многовековых устоев.
Дружеские отношения между Ферозом и Индирой окрепли за годы обучения за границей (Ганди окончил Лондонскую школу экономики). Фероз неоднократно делал Индире предложение руки и сердца. Однако девушка всегда откладывала решение, и лишь летом 1937 года после памятного объяснения на Монмартре она пообещала Ганди по окончании учебы выйти за него замуж. Вернувшись в Индию, молодые начали подготовку к свадьбе, однако, как и ожидалось, общественное мнение отреагировало категорически против брака дочери знаменитого политика. Сгладить разразившийся скандал не смог даже авторитет Джавахарлала. Сам он, к слову, относился к замужеству дочери без энтузиазма, но смирился с происходящим, прекрасно зная ее характер. Единственным, кто мог повлиять на общественные настроения оставался праведник Махатма Ганди. И, несмотря на ревностное соблюдение индуистских традиций, он благословил жениха и невесту. Свадебная церемония прошла 26 марта 1942 в парке неподалеку от «Обители радости» – для нее был специально использован древний обряд, появившийся еще до возникновения индуизма.
После медового месяца, проведенного в Кашмире, новобрачные поселились в собственной квартире в Аллахабаде. По-прежнему вся их жизнь оставалась связанной с борьбой за независимость страны – супруги Ганди организовывали акций протеста, за что каждый из них в разное время отсидел в тюрьме. Кроме того Фероз увлекался публицистикой и работал с оппозиционной прессой. В 1944 в их семье родился первый ребенок, названный Раджив Ратна. Несмотря на опасения врачей за жизнь Индиры, роды прошли удачно, и она искренне радовалась материнству. А в декабре 1946 родился второй сын – Санджай.
Между тем битва за независимость Индии вошла в решающую фазу. Стараниями Неру и его соратников планы правительства Великобритании относительно раздела страны на сотни отдельных территорий так и не были реализованы. Летом 1947 Индия обрела желанную свободу, а отец Индиры был избран первым премьер-министром.
Главной проблемой после обретения самостоятельности стали межрелигиозные и межнациональные конфликты, разразившиеся в стране. Кроме того в Индии имелись и другие проблемы – нехватка квалифицированных кадров, бедность, отсутствие связей с другими странами. Индира в этих событиях не участвовала – она только училась политике, к тому же дети отнимали у нее много времени и сил. Она вспоминала об этом периоде: «...Моей основной проблемой стало примирение общественного долга с ответственностью перед детьми и домом». Однако по прошествию нескольких лет она превратилась в ближайшего соратника Джавахарлала Неру, сопровождая его во всех зарубежных поездках и беспокоясь обо всех мелочах и нюансах дипломатической работы. Известно, что именно она посоветовала отцу приколоть к одежде красную розу – символ освобожденной Индии, – впоследствии ставший эмблемой династии Неру.
На пути к карьере политика Индире Ганди пришлось одолеть множество препятствий, первой из которых была ее собственная застенчивость и неуверенность. Это качества, умноженные на сдержанность, присущую женщинам Востока, поначалу сильно мешали ее публичным выступлениям. В пятидесятых годах стараниями Индиры были организованы женский отдел и молодежная организация ИНК. В феврале 1959 ее выбрали председателем Конгресса – самой многочисленной партии Индии. Несмотря на сложности на этом посту, Индира подтвердила репутацию компетентного специалиста, обладающего помимо знаний и опыта, чисто женским дипломатическим даром, умением слушать и слышать собеседника.
Заниматься одновременно собственным семейным бытом и правительственной резиденцией, где работал ее отец, с каждым годом делалось всё сложнее. Неру с возрастом нуждался все в большей помощи, при этом Фероз был недоволен постоянным отсутствием Индиры – общественная активность супруги шла вразрез с его представлениями о семейном укладе. Отношения между ними ухудшались, Индира, огорченная ситуацией, писала подруге: «…Я упустила самое замечательное в жизни – совершенное и полное слияние с другим человеком». В сентябре 1960 после сердечного приступа 48-летний Фероз Ганди умер в больнице Дели. Жена, спешно возвратившаяся из очередной поездки, застала лишь последние минуты его жизни. После потери супруга Индира говорила: «Чувствую себя опустошенной, потерянной и мертвой, однако необходимо жить дальше». Но в мае 1964 ей предстояла вынести новый удар – скончался Джавахарлал Неру. Многие ожидали, что его дочь тут же предъявит претензии на пост премьер-министра, однако Индира поступила умнее. Не желая провоцировать борьбу за власть, она поддержала самого слабого из претендентов, 60-летнего Лала Бахадура Шастри, а сама заняла пост министра радиовещания и информации.
Встреча Н. С. Хрущева с Индирой Ганди
В январе 1966 года Шастри скоропостижно скончался, и в стране развернулась борьба за его место. Для многочисленных участников политического противостояния назначение на пост премьер-министра дочери Неру означало компромиссное решение. В разной степени все они питали уважение к семейству национального героя и верили, что отсутствие у госпожи Ганди опыта позволит оказывать влияние на ее решения. В день парламентского голосования один из депутатов не в силах более сдерживаться, задал своему коллеге, занимавшемуся подсчетом голосов, исторический вопрос: «Мальчик или девочка?». Пренебрегая оглашением протокола, тот с улыбкой ответил: «Девочка». Так патриархальную Индию впервые возглавила женщина-политик.
Надеждам тех, кто надеялся манипулировать госпожой Ганди, сбыться было не суждено. Она говорила: «Моим преимуществом являлось образование, данное мне отцом... Мне приходилось прилагать вдвое больше усилий, чтобы доказать, что я не только его дочь, но еще и личность сама по себе». Так же, как и Джавахарлал Неру, Индира Ганди быстро училась, а в принятии решений была гораздо более рациональна и прагматична. Пресса открыто восхищалась решительностью премьер-министра, во время индо-пакистанского конфликта ее открыто называли «единственным мужчиной в кабинете старых баб».
Что касается самого существенного для дипломата высокого ранга умения говорить, то в этой области госпоже Ганди равных и вовсе не было. Посвятив всю жизнь политике, она тонко чувствовала чаяния и настроение аудитории, безошибочно выбирала интонацию и нужные слова, придавая фразам необходимую эмоциональность и вес. Благодаря своему бесстрашию и дару убеждения, Индира Ганди успешно выступала перед самой сложной аудиторией. Известны случаи, когда ей в одиночку удавалось успокоить разъяренную толпу, спасая очередную жертву межрелигиозных конфликтов от расправы фанатиков. Многие высказывания Ганди относительно ситуации в Индии стали афоризмами, имеющими общечеловеческий смысл:
«История – это самый лучший учитель, у которого самые скверные ученики».
«Пути к свободе нет, ибо свобода и есть путь».
«Нельзя пожать протянутую руку, если ваша рука сжата в кулак».
«Мученическая смерть – это не конец, это лишь начало».
«Существует два типа людей – одни живут в долг, другие работают. Необходимо стараться оказаться во второй группе, там конкуренция значительно меньше».
«Люди любят забывать свои обязанности, но всегда помнят о своих правах».
«Необходимо уметь в гуще событий сохранять спокойствие и быть во время затишья активными».
Особенностью непосредственной и деятельной натуры Индиры Ганди являлось внимание к людям, выказываемое ею как в политической карьере, так и в частной жизни. Сама Индира об этом говорила так: «Люблю находиться среди людей. Я не воспринимаю их как какую-то серую массу, я вижу каждого в отдельности, всматриваюсь в лица людей так пристально, что узнаю человека, если мне, хоть раз приходилось видеть его в толпе раньше».
Общественная деятельность Индиры Ганди сделали ее популярной во всем мире. При жизни ей были присуждены десятки государственных и академических наград – в Индии, СССР, Великобритании, Японии и других странах. О личном пространстве госпожи Ганди известно было не много – ее самым любимым местом в доме являлась библиотека. Утром и вечером она занималась йогой, следила за внешностью, хотя подобно матери практически не пользовалась косметикой и не носила украшений. Туалеты Индира Ганди выбирала придирчиво, редко изменяя национальной одежде и тщательно сопоставляя цвета тканей с деталями отделки. К вопросам репортеров премьер-министр всегда была снисходительна, не позволяя в тоже время ни малейшей фамильярности. Никому, даже самым опытным мастерам сенсаций, ни разу не удалось ее спровоцировать или выудить информацию о частной жизни. На наивный вопрос: «Кем вы хотели бы быть?», она всегда с улыбкой отвечала: «Самой собою».
В стратегии развития Индии Ганди старалась держаться курса, заложенного ее отцом и ориентированного, прежде всего, на сохранение целостности страны и проведение масштабных социальных преобразований. Существенных результатов ей удалось достичь в сфере здравоохранения и образования, а госрегулирование положительно сказалось на развитии промышленности. Курс на сближение с СССР и непопулярные реформы вроде национализации банков вызвали в 1969 году раскол в ИНК, после которого Индира Ганди встала во главе независимой партии Конгресса. Она по-прежнему следовала принципам неприсоединения и мирного сосуществования, объявленных Махатмой Ганди и Джавахарлалом Неру, однако Третья индо-пакистанская война 1971 года ясно показала, что свои интересы Индия может отстаивать и силой оружия.
В годы работы Индиры Ганди в качестве премьер-министра в Индии были организованы департаменты космоса, электроники, изучения океана, охраны окружающей среды, а также построена первая атомная электростанция. Мероприятия в сельском хозяйстве, названные «зеленой революцией», позволили сократить зависимость страны от продовольственного импорта. Одной из важнейших заслуг госпожи Ганди стало укрепление международного авторитета Индии – благодаря дипломатическим успехам страна заняла в Южноазиатском регионе доминирующую позицию. Здесь стоит отметить, что в поисках лучшего решения социальных проблем премьер-министр сделала ставку на взаимовыгодное сотрудничество с Советским Союзом. Индира Ганди не один раз бывала в СССР и всегда с теплотой говорила о гражданах нашей страны, изумлявших ее гостеприимством и сердечностью.
Следует отметить, что несмотря на свои успехи Ганди никогда не питала иллюзий относительно полной поддержки своих реформ, прекрасно понимая, что всем угодить невозможно. Обвинения, критика и угрозы для нее являлись привычной составляющей политических будней. Премьер-министр старалась трезво оценивать опасность со стороны оппонентов и пыталась предугадать их дальнейшие поступки. В 1975 году после того, как оппозиция предъявила ей обвинение в нарушении избирательного законодательства, Индира Ганди воспользовавшись положением конституции, ввела в Индии чрезвычайное положение. Этот период, несмотря на решение нескольких проблем политического и экономического характера, подорвал авторитет правящей партии.
Наиболее непопулярным начинанием стал проект «Планирование семьи». Его целью являлось демографическое регулирование уровня жизни самых бедных слоев населения страны (на Западе даже писали о принудительной стерилизации). Подобное вмешательство в традиционный уклад жизни индийского общества вылилось в массовый протест, стоивший Ганди премьерского кресла, – выборы 1977 года она проиграла, а собственная партия исключила ее из своих рядов. По сфабрикованным обвинениям она даже на две недели была посажена в тюрьму. Любопытно, что один из пунктов обвинений уличал ее в краже кур в ходе поездок по стране.
Однако Индира Ганди оказалась стоически несгибаемой и вернулась во власть, создав новую партию ИНК (И) («И» означало «Индира» и вместе с этим «Индия»). Политический и экономический кризис 1980 года заставил жителей вспомнить о стабильном времени ее правления. Прошли досрочные выборы, и партия Индиры стала у руля власти. Госпожа Ганди была уже немолода, однако, возглавив правительство, активно включилась в работу. Среди ее основных успехов того времени стоит отметить участие в международном Движении неприсоединения к военным блокам. Ее борьба с отсталостью экономики и бедностью также приносила плоды, но результаты были скромнее тех, которые желала видеть премьер-министр. В целом за годы нахождения Индиры у власти доля индийцев, находящихся за чертой бедности, уменьшилась с 60 процентов до 40, а средняя продолжительность жизни поднялась с 32 лет до 55.
Между тем одной из насущных проблем оставался сепаратизм, угрожающий единству всего государства. Во время второго периода правления Ганди обострилась обстановка в штате Пенджаб, инициированная проживающими там сикхами. Эта религиозная община, насчитывавшая в те годы около 10 миллионов человек, была связана с землями Индии, начиная с шестнадцатого века. В семнадцатом веке сикхи даже основали свое собственное государство, однако с началом британского владычества оно прекратило существование. В конце двадцатого века экстремистские организации сикхов потребовали создания на месте штата Пенджаб независимого государства Халистан. Центром противостояния между правительственными войсками и сикхскими повстанцами в 1982 году стал Золотой храм в городе Амритсар. По данным правительства главная сикхская святыня являлась центром производства и хранения оружия. Это, в свою очередь, стало поводом для проведения силовой операции. Решение применить силу далось Индире Ганди крайне нелегко, но, по ее словам, столь явная угроза единству страны потребовала от нее чрезвычайных мер.
В 1984 в ходе операции под названием «Голубая звезда» с участием боевой техники и регулярных частей индийской армии Золотой храм был взят штурмом. Мятеж подавили, но во время обстрела пало более пятисот защитников, включая мирных паломников. Событие получило широкую огласку, как в Индии, так и за рубежом. Премьер-министра засыпали угрозами, но, несмотря на это, Индира Ганди наотрез отказалась убрать из своих телохранителей представителей сикхской общины, по традиции считающих военную службу самым предпочтительным видом деятельности. Подобным поступком премьер-министр подчеркивала, что не выказывает недоверия касательно всех приверженцев этой религии и не подозревает их в экстремистских настроениях.
31 октября 1984 у Индиры Ганди была назначена встреча с Питером Устиновым – английским актером, писателем и публицистом. Путь премьер-министра к приемной, где ее ожидали гости, проходил через открытый двор. Там несли дежурство два телохранителя из сикхов. Поравнявшись с ними, госпожа Ганди поздоровалась. В ответ левый охранник достал револьвер и выстрелил в нее, а его напарник полоснул в упор автоматной очередью. На выстрелы примчались остальные охранники, сикхи были убиты, а раненая Индира отправлена в Индийский институт медицины, где ее уже ждали лучшие врачи. Двадцать пуль, полученных бесстрашной женщиной от собственных телохранителей, стали последним испытанием в ее жизни. Спустя четыре часа она скончалась, так и не прийдя в сознание.
Через двое суток тело Индиры Ганди по индуистскому обычаю сожгли на берегу реки Джамны. Погребальный костер зажег ее сын Раджив Ганди, летчик по профессии, практически принужденный занять место премьер-министра. Пепел был развеян над цепью Гималайских гор. В это время в стране шли массовые антисикхские выступления и погромы. В одной из своих первых речей новый премьер-министр произнес: «Моя мать отдала жизнь за то, чтобы индийцы жили одной семьей. Не позорьте ее память!».
Существует предположение, что Индира Ганди знала о готовящемся на нее покушении. Накануне своей гибели она составила завещание и подробно распорядилась касательно церемонии своих похорон. А утром 31 октября она отказалась от бронежилета, который по настоянию начальника охраны носила все последние месяцы. Раджив Ганди писал своему сыну: «Я уверен, бабушка знала, что умрет в тот день. Многие поступки свидетельствуют, что она готовилась к расставанию с нами и не потому, что хотела этого, а потому, что жизнь принуждала ее к суровым решениям, и она приняла то решение, которое обязана была принять как лидер своего народа».
Спустя семь лет в ходе очередной предвыборной кампании Раджив погиб от взрыва, устроенного тамильскими террористами. После этого ИНК возглавила его супруга – Соня Ганди. В настоящее время пост вице-президента партии занимает их сын Рахул Ганди, представляющий пятое поколение именитой династии.
По материалам сайта http://www.vokrugsveta.ru/ и еженедельного издания «История в женских портретах»
Вас заинтересует
Россия и Индия: дружба, газ, атом и оружие
ХАЛИСТАН: вековая мечта сикхов и сикхско-индийское противостояние
Индийское ядерное испытание 1974 года - 40 лет ядерного пути
Тамильские тигры
Россия и Индия: портрет будущего партнёра по многополярному миру