Юго-Западный фронт начинает переброску 4, 5 и 9-й армий с реки Сан на север к Ивангороду и Варшаве, с ходу разворачивая их на реке Висле. Северо-Западный фронт также к Варшаве перебрасывал 2-ю армии с реки Нарев.
Эта поистине грандиозная перегруппировка, проходившая в основном походным «пешим по конному» порядком в тяжелейших условиях осенней распутицы, бездорожья, началась в конце сентября и закончилась в очень короткий срок – через две недели.
Оставшиеся в Галиции войска 3-й и 8-й армий быстро и организованно отошли за реку Сан. Русское командование сознательно меняет свой стратегический план и переносит направление главного удара с юга на запад против Германии.
Варшаво-Ивангородская операция на фронте в 300 километров втянула в свою орбиту четыре русские и две вражеские армии (одну германскую и одну австрийскую). Ожесточенные бои без перерыва длились более месяца с 28 сентября по 8 ноября. Войска противника – 9-я германская армия (12,5 пехотных и 1 кавалерийская дивизия) и 1-я австрийская армия (11,5 пехотных и 5 кавалерийских дивизий) – насчитывали 290 тысяч штыков, 20 тысяч сабель и 1600 орудий.
В Варшавско-Ивангородской операции надо особо отметить блестящие действия 9-й армии и её командующего генерала от инфантерии Платона Алексеевича Лечицкого, служившего затем в Красной Армии.
Четыре русские армии – 2, 4, 5, 9-я армии вместе с Варшавским укреплённым районом – насчитывали 470 тысяч штыков, 50 тысяч сабель и 2400 орудий. Да, мощная группировка, почти вдвое превышающая по силам противника. Но необходимо помнить, что сформировалась она окончательно уже в ходе операции, а вначале Гинденбург имел неоспоримое преимущество.
28 СЕНТЯБРЯ противник начал наступление, и шло оно поначалу успешно. Странно, если бы было по-другому, ибо на левом берегу Вислы, на фронте в 250 километров, ему противостояли всего 5 малочисленных кавалерийских дивизий конного корпуса генерала Новикова, две стрелковые бригады, гвардейская кавалерийская бригада и 80-я пехотная дивизия. Однако Гинденбург хоть и продвигался быстро, нёс потери и от этих малочисленных русских сил прикрытия.
4 октября на широком фронте перешли в наступление австро-венгры. Но и они встречали только силы русской завесы. К 8 октября Гинденбург вышел к Висле в районе Варшавы и устью реки Сан. Скоро сюда же, к Ивангороду, подтянулись и австрийцы. Но ни те, ни другие с ходу переправиться через реки не сумели и втянулись в затяжные огневые бои.
Гинденбург упорствовал и решил-таки прорваться к Варшаве. Для этого он в срочном порядке собирает в один кулак три корпуса и поручает командование группой своему любимцу генералу Макензену. Но и генерал Иванов с подачи своего начальника штаба генерала Алексеева тоже решает перейти в наступление силами подошедших в район боев 2, 4 и 5-й армий.
Боевые действия возобновились 10 октября решительным наступлением Макензена на Варшаву и одновременной переправой русских армий на левый берег Вислы в районе Ивангорода. Начались ожесточенные встречные бои под Варшавой и Ивангородом.
Немцы рвались к Варшаве, но везде встречали ожесточённое сопротивление. Скажем, полки 1-го Сибирского стрелкового корпуса устремились в бой прямо с поездов – и без артиллерии. Вот как характеризует положение дел тогдашний командир 30-го корпуса генерал Андрей Зайончковский: «Быстрый успех германцев под Варшавой заглох после 12 октября вследствие прибытия туда русских армий, 15 октября германцы уже с трудом отбивались, а 17-го выяснилась для них полная необходимость начать отход. Тем временем на фронте австрийских войск дела принимали для них дурной оборот. Они не только не могли продвинуться севернее р. Сана и восточнее Перемышля, но в ночь с 17 на 18 октября русские сами перешли непроходимый для австрийцев Сан».
В ЭТИХ БОЯХ хотелось бы отметить блестящие действия нашей 9-й армии и её командующего генерала от инфантерии Платона Алексеевича Лечицкого, служившего затем в Красной Армии. Входившие в состав его армии 14-й и 15-й армейские корпуса, а также гвардия дрались мастерски.
Немцы и австрийцы отступали по всему фронту. Отступали варварски, разрушая железные дороги и мосты. Кстати, Людендорф лично наблюдал, как взрывами рушилось полотно дорог. Так что гитлеровская тактика выжженной земли образца 1943 года применялась ещё кайзеровскими войсками.
Русские продолжали наступать, несмотря на осеннюю распутицу. Пала Лодзь. На реке Опатовке 9-я армия генерала Лечицкого встретила упорное сопротивление, но прорвала фронт с ходу и решила исход сражения под Кельцами. Так закончилась Варшавско-Ивангородская операция.
С обеих сторон в ней участвовал почти миллион человек. Потери были огромные. Только немцы потеряли около 30 тыс. человек, в плен попало 23 тыс. человек. Жестокому избиению подверглась 1-я австрийская армия, потерявшая 80 тысяч человек из 150.
УДИВЛЯЕТ то, что Варшавско-Ивангородская операция в историографии войны как-то блекнет на фоне битвы на Марне, Восточно-Прусской операции, Галицийской битвы. Между тем эту операцию можно без преувеличения назвать выдающейся. Ничего подобного больше не произойдёт до конца войны ни на одном из театров военных действий.
Столь блестящий маневр фронтовой группировкой, когда несколько армий в осеннюю распутицу, не имея подвижных средств, кроме железной дороги и конной тяги, в столь короткий срок переместились на несколько сот вёрст, даже сейчас трудно представить. Эта операция, проведённая силами двух фронтов, на мой взгляд, явила собой высшее достижение русской военной стратегии в Первую мировую войну.
Вас заинтересует
Варшавско-Ивангородская операция. Забытая победа русской армии
Поражение австро-венгерских армий в Городокском сражении
Галицийская битва
Восточно-прусская операция. Часть 2. Битва при Танненберге
Шестой сталинский удар. Часть 3. Сражение на Висле