В
solaris.
В понедельник в латвийский Сейм поступил законопроект, в котором говорится о необходимости перейти к всенародным выборам президента с расширением его полномочий. До настоящего времени Латвия является парламентской республикой, в которой выборы президента превращались во внутрипарламентский междусобойчик, да сама должность президента Латвии имела (пока имеет) несколько «декоративный» характер. Междусобойчик, помимо всего прочего, был ещё и закрытым…
Единственной значимой обязанностью президента Латвии на фоне возможностей подписания указов о помиловании, инициировании роспуска Сейма и созыве чрезвычайных заседаний правительства является статус командующего латвийской армией. Как сообщает основной закон Латвии, президент назначает главкома ВС Латвии и даже «имеет возможность объявить войну», но и то после того как его об этом попросят депутаты Сейма.
И вот теперь парламентарии решили, что президента страны нужно избирать не кулуарно, а посредством вселатвийского голосования. Ну, как вселатвийского… При учёте того, что в «демократической» Латвии до сих пор складывается ситуация вопиющего нарушения прав человека – наличие так называемых неграждан (почти 290 тысяч человек – 14,5% от числа жителей), лишенных даже права голоса, то термин «вселатвийское» или «всенародное» голосование в случае с Латвией выглядит откровенным лицемерием.
Однако для страны «победившей демократии» и это непростой шаг, ведь народ (правда, не весь) получит возможность напрямую голосовать за президента – безграничные права Сейма будут несколько подрезаны. Но с какой же целью латвийские парламентарии вдруг решили сами ограничить свои политические возможности и добавить таких возможностей даже не премьеру (как официальному главе государства в парламентской республике), а именно президенту? Ответ на этот вопрос напрямую связан с президентскими обязанностями в рассматриваемом прибалтийском государстве.
Чтобы несколько подробнее рассмотреть функции латвийского президента, нужно обратиться к Сатверсме. Это своеобразный вариант государственной конституции. Так вот в Сатверсме по поводу политической деятельность президента страны есть просто замечательный пункт, о котором просто нельзя не упомянуть. После разделов о том, что президент может выступать с законодательной инициативой, провозглашать законы, принятые парламентом, приостанавливать на 2 месяца действие принятого Сеймом закона и объявлять с подачи того же Сейма кому-либо войну, основной закон Латвии выдаёт следующее:
Президент государства за свою деятельность политической ответственности не несёт.
Гениально!
И далее:
Все распоряжения президента страны должны быть подписаны также премьер-министром или профильным министром министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением распоряжения о роспуске Сейма (ст.48) и о предложении кандидатуры на пост Президента министров.(ст.56).
Не несущий политической ответственности за свою деятельность президент – это даже не норма, присущая парламентской республике, а диагноз для государства. Пришло время напомнить, что Литва и Эстония – это тоже парламентские республики. К чему это напоминание? А к тому, что после обозначенных выше пунктов Сатверсме как-то даже странно реагировать за замечания прибалтийских президентов. А потому, когда что-то из серии милитаристского маразма объявит литовская комсомолка Грибаускайте или вдруг латвийский президент Берзиньш, то, как говорится, смотрим пункт первый:
(…)за свою деятельность политической ответственности не несёт.
Просто потрясающие должности у этих президентов, не правда ли... Получается, что можно молоть откровенную чушь, объявлять агрессорами кого угодно, оскорблять власти и народы других государств, а ответственности за это – ноль… Именно поэтому в последнее время чаще других русофобскую ересь можно услышать из уст именно прибалтийских президентов, в то время как президентские премьеры и даже весьма "патриотически настроенные" прибалтийские депутаты предпочитают более обтекаемую риторику…
В этой связи можно предположить, что такое положение вещей сегодня перестало устраивать латвийских парламентариев (пока только латвийских, но по обыкновению могут подтянуться и литовские с эстонскими). Мол, это что ж такое получается: президент может ляпнуть всё, что захочет, а спрос исключительно с премьера и парламента – непорядок… Давайте, мол, и президенту дадим возможность получить свой процент политической ответственности.
Помимо всего прочего, всеобщие (в латышском смысле этого слова) выборы – это ещё и вариант со своеобразным упором на систему безопасности. В контексте, "агрессии России", естественно. Обращаясь к упомянутым в начале материала пунктам Сатверсме о том, что «президент может объявить войну» по инициативе Сейма, это, возможно, ещё и попытка концентрировать ответственность за силовую (кхе-кхе – деликатное покашливание…) составляющую Латвии именно в руках президента. Президента явно хотят подтолкнуть чуть вперёд, несмотря на то, что по закону Латвия - республика парламентская.
Если верить результатам недавних социологических опросов, проведённых в Латвии, то почти 70% населения (есть ли среди них неграждане?) выступают за всенародные выборы президента страны.
Если такой закон Сеймом будет принят, то сначала президенту Латвии, а потом при аналогичном стечении обстоятельств в соседних государствах – президентам Литвы и Эстонии, придётся несколько укорачивать языки и действовать, чувствуя реальную политическую ответственность в первую очередь перед собственным народом. А это уже попридержит «комсомольский задор» известных персоналий…
Вас заинтересует
Партии, выступающей за права русскоязычных, в Латвии перекрывают кислород после победы на выборах
Латвийская Конституция в стиле "наци"
Новые учения НАТО в Прибалтике - «Saber Strike 2014
Как бензапирен в латвийских шпротах приводит к русофобии
Латвийские страсти: от нового премьера до отправки солдат в ЦАР