Малоизвестные факты о судьбах пяти лучших женщин-снайперов Великой Отечественной войны
Со времен Некрасова русская женщина научилась не только коня на скаку останавливать и входить в горящую избу, но и великолепно обращаться со снайперской винтовкой. Известны имена сотни советских снайперш, каждая из которых уничтожила не менее тридцати фашистов.
Ненависть во спасение
309 гитлеровцев (из них 36 снайперов) на счету Людмилы Павличенко. Это лучший результат среди женщин. И единственной из женщин-снайперов Людмила Михайловна получила звание Героя Советского Союза при жизни. Произошло это в 1943 году.
Когда началась война, Людмиле было 25 лет. Участвовала в обороне Севастополя. Местные мальчишки всегда встречали ее, возвращающуюся из засады. Убила сегодня? Сколько? Если не убила ни одного, это плохо. Потому что фашистов надо убивать каждый день – так считал один пацаненок. Но в такие дни и сама Людмила чувствовала себя ужасно. Злилась на себя, психовала. Однополчане знали, что в эти минуты ее лучше не трогать.
Прекрасная физическая подготовка позволяла Людмиле Павличенко по 18 часов лежать в обустроенном для стрельбы местечке практически неподвижно. Сама она вспоминала, что в засаду брала с собой сухой паек, плитку шоколада, воду или ситро. На «охоту» выходила в три-четыре часа утра. Не раз отважную девушку засекали немцы и открывали шквальный огонь по ее точке. Тогда она кричала: «Пулеметчики, выручайте!» Те давали очередь-другую, и Людмила успевала сменить позицию. Сама Павличенко считала, что снайпером ее сделала ненависть к врагу.
Слава о Людмиле дошла до руководства страны, и ее в составе делегации молодежи направили в США и Англию – поднимать боевой дух у не решавшихся открыть второй фронт союзников. Супруга Рузвельта тепло встречала советскую молодежь. А англичане, познакомившись с ребятами из СССР, пришли к выводу, что страну, воспитавшую такую молодежь, победить невозможно
Быстрая и меткая
22-летняя Ольга Васильева ушла на войну со второго курса мединститута, но твердо решила стать снайпером. Свой боевой счет она открыла в 1943 году. Первая ее жертва окапывалась. В какой-то момент фашист распрямил спину, и на прикладе винтовки Васильевой появилась зарубка.
Через несколько дней Оля отправилась на поиски новой точки. Ползла к разрушенному кладбищенскому памятнику и в какой-то момент заметила, что кто-то пробирается в траве навстречу. Ольга спряталась за памятником, а дальнейшее произошло как во сне. Из-за памятника показалась голова немца, девушка выхватила финку и воткнула ее в шею врага. При этом сама потеряла сознание. Когда очнулась, поняла, что произошло. Фашистский снайпер выбрал для себя ту же точку, что и Васильева. Только наша девушка оказалась быстрее и сообразительнее.
Однажды Олю и еще несколько красноармейцев завалило в блиндаже, и они провели под завалами несколько дней. Выбираясь из окружения, солдатам пришлось плыть в ледяной воде. Васильеву подобрали, когда она уже теряла силы…
Ольга Васильева уничтожила 185 фашистов. Награждена орденами Отечественной войны, Красной Звезды.
После «Катюши»
Инна Мудрецова, убившая 143 гитлеровских солдат и офицеров, вернулась с войны без руки и ослепшая на один глаз. Но бодрости духа Инна Семеновна не теряла никогда.
Одно из запоминающихся противостояний было с немецким визави. Много наших солдат положил фашистский снайпер, а его ничто не брало – пули будто отскакивали. Мудрецова вместе с напарником дождались, когда фашист покинет огневую точку, и ночью обследовали его «охотничье место». Оказалось, что его защищает бронированный щит с прорезями. Пришлось заложить под этот щит связку гранат. А товарищей попросили походить с каской на винтовке, чтобы понять, когда немецкий снайпер выйдет «на работу». Фашист клюнул, выстрелил по каске пару раз. И тогда Инна Мудрецова пальнула бронебойными пулями по связке гранат.
Взрыв был очень мощным. От фашиста мало, что осталось. Но по снайперской винтовке и найденным документам удалось понять, что птицу подстрелили важную. Это оказался старший офицер с огромным послужным списком.
Другой раз наши разведчики захватили языка. Фашист признался, что несколько раз слышал, как русские девушки поют «Катюшу». А потом заявил, что хотел бы взглянуть на наших снайперов. Очень уж они много его товарищей уничтожили. Когда ему сказали, что русские снайперы – те самые девушки, которые пели «Катюшу», изумлению его не было предела.
Руку Инна Мудрецова потеряла уже под Берлином. После взрыва очнулась в госпитале, пошевелила одной рукой – болит, а другой не оказалось вовсе. И пришлось пересиливать себя, заставлять жить. Мужа ее убило в первые дни войны, но в деревне с мамой осталась дочка. После войны Инна Семеновна прожила 55 лет. Вырастила дочь, дождалась внуков и правнуков.
Мама Нина
На снимке: Петрова, Нина Павловна, снайпер, полный кавалер ордена Славы
122 фашиста на счету Нины Петровой. Еще перед войной в Ленинграде она преуспела в соревнованиях по стрельбе, была даже награждена именной винтовкой. Имела десятки кубков и грамот.
Когда началась война, на фронт ее брать не хотели. Было ей тогда уже 48 лет, но Нина Павловна не могла понять, как ее – опытного стрелка – могут не взять на передовую. Ведь ей там самое место. Последовал новый отказ, и все-таки маленькая, худенькая женщина добилась своего – оказалась в дивизии ополченцев, оборонявших Ленинград.
В полку Петрову звали «мама Нина». Она действительно многим годилась в матери, но воевала с молодыми парнями наравне. Один высокий чин в последний год войны, подписывая наградные документы, удивился – неужели ей 52 года?
Нина Павловна воспитала более 450 снайперов. Сама водила молодых парней в атаку. Кто же мог ослушаться или струсить, когда женщина первой вылезала из окопов!
Петрова всегда была там, где труднее всего. Вместе со своими учениками ликвидировала пулеметные точки врага, заставляя их замолчать навсегда. А погибла она не от пули. В ночь на 1 мая грузовик, который перевозил солдат, свалился с моста. Незадолго до этого Нина Павловна написала дочери, что устала воевать и мечтает поскорее обнять ее.
Оля и «Иван Иваныч»
Ольга Бордашевская училась в университете на филфаке. Мечтала стать литератором, работать в журнале. Но началась война, пошла в госпиталь. А спустя несколько дней прошел слух, что проводится набор в школу снайперов. И судьба Бордашевской круто изменилась. Интересно, что на ее решение стать стрелком повлияли статьи о Людмиле Павличенко.
Училась Ольга самозабвенно, с огромным желанием. Потому и стала лучшей и даже получила именную винтовку «ИИ № 7935», которую прозвала «Иваном Ивановичем». Так и говорила потом однополчанам. Сегодня, мол, с Иван Иванычем еще трех фрицев уложили.
О войне Ольга Бордашевская говорила, как о работе. Уверяла, что сидеть в засаде и не иметь возможности пристрелить фашиста, тягостное ожидание и пребывание в опасности она переносила гораздо тяжелее, чем открытый бой, когда постоянно нужно стрелять и укрываться от пуль противника. Напряжение давало о себе знать в редкие минуты отдыха, когда рука непроизвольно дрожала. А вот в бою рука Оли была крепка. Как минимум, 108 фашистов об этом узнали. Хотя, скорее всего, их было больше.
Последнего гитлеровца Ольга Бордашевская пристрелила в марте 45-го. Вскоре после этого была тяжело ранена. Три дня балансировала между жизнью и смертью, но выкарабкалась. После войны Ольга вернулась в родную Одессу, и рана снова дала о себе знать. Поразительно, но уже через год Бордашевская устроилась на один из первых советских китобоев и ушла в рейс к берегам Антарктиды.
Вас заинтересует
Снайперское дело в войсках антигитлеровской коалиции
«Любовь, что движет звездами…
Навеки двадцатилетняя. 90 лет со дня рождения снайпера Розы Шаниной
«Мчались танки, ветер поднимая…
Пять веков меткости. Снайперы