Вот
аренда автобусов.
Солдаты японской армии: мифы и реальность
Американцы боялись их как огня. Когда в небе над морем появлялись японские самолеты, палубы авианосцев будто вымирали. Вся надежда была на зенитчиков, но если те не успевали сбить вражеский самолет, исход для моряков был только летальным. Камикадзе промахивались редко.
Божественный ветер
Знаменитые японские камикадзе, пилотировавшие самолеты, торпеды и катера, а также смело шагавшие по заминированным полям, появились в армии союзников Гитлера не от хорошей жизни. Маршал Советского Союза Матвей Захаров в своих воспоминаниях писал, что создание отряд смертников было свидетельством отсталости, авантюрности и даже дефективности японской военной мысли.
В 1943-1944 годах воины из Страны восходящего солнца терпели одно поражение за другим. Япония теряла не только самолеты, но достаточно квалифицированных пилотов, заменить которых было некем. И тогда военное руководство приняло решение о создании так называемых «ударных отрядов». Сотни японских летчиков, принимавших бой в воздухе, из-за плохой выучки погибали, не нанося противнику никакого вреда. Тактику поменяли кардинально. Теперь один пилот мог уничтожить вражеский корабль. Справедливости ради, следует сказать, что самый первый камикадзе, контр-адмирал Арима сгинул ни за что. На своем самолете он врезался в морские волны, не долетев до американского судна считанные метры.
Камикадзе означает «божественный ветер». В XIII веке так назвали тайфун, который в щепки разметал флот хана Хубилая, пытавшегося высадиться на японских островах. Тайфун, естественно, сочли знаком свыше. Божественный ветер защитил Японию. В октябре 1944 года этот ветер очеловечили.
Есть также мнение, что необходимость создания «ударных отрядов» была продиктована успехами советских войск. Японцы надеялись поскорее заключить мир с американцами, и такие переговоры велись осенью 1944 года в Женеве. А чтобы представители США были посговорчивее, требовались яркие победы.
На снимке: обeчение японских камикадзе, демонстрация нападения, 1944 год/ Фjто: Scherl/ Globallookpress
«Ожидаю успеха и улыбаюсь»
Идею формирования отрядов камикадзе приписывают вице-адмиралу Ониси, который заявил, что потопить американский авианосец можно, только доставив на него 250-килограммовую бомбу. А доставить ее можно было на самолете, коим управляет истинный самурай, не думающий о смерти.
Первый же вылет камикадзе по соотношению уничтоженной техники и погибших превзошел все ожидания. 25 октября 1944 года японцы потеряли 17 самолетов, однако, при этом потопили эскортный авианосец «Сент-Ло», у которого после взрыва сдетонировал арсенал, и судно буквально разорвало на куски. При этом погибло 114 моряков. Кроме этого, еще шесть авианосцев серьезно пострадали.
В последующие месяцы счет атакам камикадзе пошел на сотни. Интересно, что при таком расходе личного состава в ударные отряды образовалась очередь. Тысячи японских студентов стремились стать камикадзе. Быть членом семьи погибшего за Японию было очень почетно. Родители камикадзе сразу становились самыми уважаемыми людьми в городе, а за погибших молились как за святых.
«Решив умереть, я тверд духом. Ожидаю успеха и улыбаюсь, поднимаясь на борт», - сказал лейтенант Такео, залезая в кабину самолета. Каждый камикадзе надевал на голову специальную белую повязку.
Один из десяти
В армии каждой страны немало героев, о которых слагались легенды, но не было случая в истории военного дела, чтобы сознательный выбор смерти становился особой тактикой. Что можно было противопоставить этому? Ничего. Потому и леденела кровь в жилах американских моряков, когда они видели в небе японские самолеты.
Атаки камикадзе были зафиксированы в битвах за Иводзиму и Филиппины. С помощью крылатых бомб «Йокосука» были подорваны крупные американские авианосцы «Франклин», «Лексингтон», «Оммани-Бэй», линкор «Нью-Мексико». Судна выходили из строя десятками, люди гибли сотнями.
В битве за Окинаву участвовало почти полторы тысячи самолетов с камикадзе на борту. Подчас в один эсминец врезалось сразу несколько японских самолетов. Американцы потеряли около тридцати авианосцев, столько же были серьезно повреждены. И это при том, что в результате зенитных атак до цели долетал один камикадзе из десяти.
Всего, по данным японской стороны, во Второй Мировой войне после атак камикадзе было потоплено более восьмидесяти вражеских кораблей. Американцы уверяют, что потерь было, как минимум, втрое меньше. Но никто и никогда не отрицал психологического эффекта, который производили массовые самоубийства японцев на американских моряков.
Вице-адмирал Браун вспоминал, как заворожено наблюдали американцы «за каждым пикирующим камикадзе – больше как публика на спектакле, чем жертва, которую собираются убить. На какое-то время мы забывали о себе, собравшись группами и беспомощно думая о человеке, который находится там».
На снимке: взорванный американский авианосец японскими камикадзе, 1945/ Фото: Mary Evans Picture Library/ Globallookpress
Трижды камикадзе, но живой
Широкое распространение получили быстроходные катера, набитые взрывчаткой, а также пилотируемые торпеды «Кайтен». Первое время они оснащались механизмом катапультирования, но потом их делать перестали. Все равно пилот не успевал им воспользоваться. Или не желал. Камикадзе помещали в торпеду и наглухо задраивали люк. Выбраться оттуда смертник уже не мог. Были случаи, когда кайтен промахивался мимо цели, и пилот погибал на дне от недостатка кислорода. С точным попаданием торпеды кайтен связывают гибель американского тяжелого крейсера «Индианаполис».
Некоторые самолеты были так устроены, что сразу после взлета у них отстегивались шасси. То есть вернуться на базу японец уже не мог. Впрочем, на других самолетах камикадзе даже был обязан вернуться, если не находил подобающей цели.
Ближе к концу войны японцы прекратили строить специальные самолеты, а начали собирать летающую технику буквально из хлама.
Камикадзе Ямамура трижды отравлялся в атаку, но все три раза не долетал до цели. То его сбивали, то подводила техника. А потом Япония капитулировала.
Вас заинтересует
Корабль-бомба: история «морских камикадзе
Первый полёт ударного «беспилотника
Космический камикадзе. 45 лет назад был впервые успешно осуществлен полет корабля «Союз
Дроны камикадзе в Афганистане
Камикадзе: герои или безумные самоубийцы?