Вот
http://spbtor.ru. Мы продаем только качественное снаряжение.
Строительство централизованной системы ПВО в КНР началось в середине 50-х годов прошлого века одновременно с началом массовых поставок из СССР реактивных истребителей, радиолокационных станций, поисковых прожекторов и зенитных орудий. В Советском Союзе прошли подготовку тысячи китайских специалистов, которые в дальнейшем сформировали костяк национальных технических кадров.
В 50-е годы авиация США и гоминдановского Тайваня часто нарушала воздушную границу КНР. Китайские истребители МиГ-15 и МиГ-17 многократно поднимались на перехват нарушителей. Над Тайваньским проливом шла настоящая воздушная война. Только в 1958 году авиацией НОАК было сбито 17 и повреждено 25 неприятельских самолетов, при этом собственные потери составили 15 истребителей МиГ-15 и МиГ-17.
Самолеты-нарушители, вторгались в воздушное пространство страны, пользуясь наличием на юго-восточном побережье КНР высоких горных хребтов, которые мешали работе наземных радиолокационных станций.
Ситуация ещё больше осложнилась после поставки на Тайвань из США высотных разведывательных самолетов RB-57D и U-2. Уже за первые три месяца 1959 года высотные самолёты-разведчики совершили десять многочасовых полетов над КНР, а в июне того же года самолеты-разведчики дважды пролетали над Пекином. Приближалось празднование 10-й годовщины образования КНР, и вполне реальными выглядели прогнозы возможного срыва юбилейных торжеств. Тогдашнее китайское руководство очень болезненно воспринимало эти полёты.
В этой обстановке Мао Цзэдун обратился с личной просьбой к Хрущёву о поставке в КНР новейших ЗРК СА-75 "Двина". Несмотря на начавшееся охлаждение отношений между КНР и СССР, личная просьба Мао Цзэдуна была удовлетворена, и весной 1959 года в обстановке глубокой секретности в КНР были доставлены пять огневых и один технический дивизион СА-75, включая 62 зенитные ракеты 11Д.
Одновременно для обслуживания этих зенитно-ракетных комплексов в Китай была направлена группа советских специалистов, которые, кроме подготовки китайских расчётов, занялись организацией ПВО крупных городов: Пекина, Сианя, Шанхая, Гуанчжоу, Уханя, Шеньяна.
Это был очень серьёзный шаг со стороны советского руководства. Зенитно-ракетные комплексы только начали поступать на вооружение советских подразделений ПВО, и в условиях «холодной войны», которая в любой момент могла перейти в «горячую», ощущалась их острая нехватка.
Вскоре зенитными ракетами советских противовоздушных комплексов над территорией КНР было сбито несколько самолётов-нарушителей. Причём первый успешный случай боевого применения произошел раньше, чем в СССР. Под руководством советского военного советника полковника Виктора Слюсаря 7 октября 1959 года недалеко от Пекина на высоте 20600 м был впервые сбит тайваньский RB-57D — двухмоторный дальний разведчик, представляющий собой копию разведывательного варианта британской «Канберры».
Высокие на тот момент боевые качества советского ЗРК СА-75 побудили китайское руководство приобрести лицензию на его производство, о чем были вскоре достигнуты все необходимые договоренности.
Однако начавшие усиливаться в конце 1950-х годов советско-китайские разногласия стали причиной того, что в 1960 году СССР объявил об отзыве из КНР всех военных советников, что послужило началом практического свертывания на длительное время военно-технического сотрудничества между СССР и КНР.
Несмотря на прекращение сотрудничества с Советским союзом в оборонной области китайцам удалось начать самостоятельное производство ЗРК. В КНР он получил наименование НQ-1 (HongQi-1, "Хунци-1", "Красное знамя-1").
Одновременно с началом освоения производства ЗРК НQ-1 в 1965 году была начата разработка его более совершенного варианта под обозначением НQ-2. Новый китайский ЗРК отличался увеличенной дальностью действия, а также более высокими характеристиками при работе в условиях использования средств радиоэлектронного противодействия. На вооружение первый вариант НQ-2 поступил в июле 1967 года.
В деле создания «китайского ЗРК» НQ-2 очень сильно способствовала полыхавшая тогда в Юго-Восточной Азии война. Несмотря на острые политические разногласия, значительная часть советской военной помощи во Вьетнам шла по железной дороге через территорию КНР. Советские специалисты неоднократно фиксировали случаи пропажи образцов авиационной и ракетной техники при транспортировке её через территорию КНР. Таким образом, китайцы, не гнушаясь банальным воровством, получали возможность ознакомиться с современными советскими разработками.
ЗРК НQ-2 различных модификаций надолго стал основным и единственным зенитно-ракетным комплексом, прикрывавшим небо Китая. Его совершенствование и создание новых вариантов продолжалось вплоть до конца 80-х. В целом китайский аналог советского ЗРК С-75 повторял пройденный в СССР путь с задержкой в 10-15 лет.
В 1986 году на вооружение поступил «мобильный вариант» — НQ-2В. В составе комплекса НQ-2В использовалось ПУ на гусеничном шасси, а также модифицированная ракета, оснащенная новым радиовзрывателем, срабатывание которого зависело от положения ракеты относительно цели. Также была создана (вернее, скопирована с советских ракет) новая боевая часть, увеличивающая вероятность поражения цели.
Однако по-настоящему мобильным комплекс НQ-2В не стал, транспортироваться на сколь значимые расстояния ракета, заправленная топливом и окислителем, на гусеничном шасси не могла. Речь могла идти только о повышении мобильности пусковых установок и независимости их от средств буксировки.
Одновременно с НQ-2В на вооружение был принят ЗРК НQ-2J, в котором использовалась для запуска ракеты стационарная пусковая установка.
Всего в КНР за годы производства ЗРК НQ-2 было выпущено более 600 ПУ и 5000 ЗУР. Около 100 зенитных ракетных дивизионов НQ-2 различных модификаций в течение длительного времени составляли основу ПВО КНР.
Снимок Google Earth: позиция ЗРК НQ-2 севернее Пекина
Комплексы модификаций НQ-2В и НQ-2J до настоящего времени состоят на вооружении подразделений противовоздушной обороны НОАК. Но с каждым годом количество их в строю неуклонно сокращается. Районы и объекты, требующие особого внимания в области прикрытия от средств воздушного нападения в настоящий момент защищены современными ЗРК российского или китайского производства.
Заслуженные НQ-2 используются в качестве дублирующих рядом с современными комплексами ПВО или во второстепенных внутренних районах. Но и здесь им осталось служить недолго, через 4-5 лет китайский С-75 можно будет увидеть только в музее. ЗРК HQ-2 пережил своего прародителя С-75 более чем на 20 лет. В России последние комплексы этого типа прекратили несение боевого дежурства начале 90-х.
Долгое время основу ВВС НОАК составляли истребители J-6(МиГ-19) и J-7 (МиГ-21), производство которых было налажено в КНР. Но они в неполной мере удовлетворяли требованиям, предъявляемым к истребителю-перехватчику ПВО. На этих неплохих для своего времени фронтовых истребителях отсутствовали БРЛС и автоматизированные системы наведения, дальность, высота полёта и разгонные характеристики были явно недостаточными для требований предъявляемых к перехватчику. Но в условиях обострившихся отношений на советскую помощь рассчитывать не приходилось. И потому пришлось начать разработку истребителя-перехватчика самостоятельно.
Истребитель-перехватчик, получивший обозначение J-8, совершил первый полёт 5 июля 1969 года. Внешне он напоминал МиГ-21, но был значительно крупнее и имел два двигателя. Из-за бушевавшей в КНР «Культурной революции» доводка самолёта сильно затянулась, и на вооружение он поступил только в 1980 году.
Перехватчик J-8
Самолёт был оснащён двумя ТРДФ WP-7A и радиодальномером SR-4. Вооружёние истребителя-перехватчика состояло из двух 30-мм пушек Type 30-I и двух ракет «воздух-воздух» ближнего радиуса действия PL-2 (китайский вариант советской ракеты ближнего боя К-13) с инфракрасным наведением.
Естественно, что с таким БРЭО и вооружением, даже с учётом хороших разгонных характеристик, самолёт не мог быть полноценным перехватчиком. И потому выпущен был ограниченной партией.
В 1985 году на вооружение был принят улучшенный вариант J-8I с РЛС SL-7A (дальность действия 40 км), двуствольной 23-мм пушкой Type 23-III. Самолёт имел четыре узла подвески для ракет. Однако в связи с невысокими характеристиками БРЛС эта модель перехватчика тоже не получила большого распространения.
Перехватчик J-8I рядом с истребителем J-7. Заметна разница в размерах
Вначале 90-х на вооружение поступила новая модификация перехватчика — J-8II. Так как новая мощная РЛС не помещалась в конус воздухозаборника, носовая часть самолёта была кардинально переделана. На J-8II появился складной подфюзеляжный киль и боковые воздухозаборники. Разрабатывая семейство перехватчиков J-8, китайские инженеры концептуально фактически повторили процесс эволюции советских перехватчиков: Су-9,Су-11, Су-15.
J-8II
Самолёт имел усовершенствованный радар SL-8A с дальностью обнаружения до 70 км. Перехватчик получил улучшенные двигатели WP-13AII. Вооружение включало двуствольную 23 мм пушку Type 23-III (копия ГШ-23Л) и до четырёх ракет «воздух-воздух» PL-5 или PL-8.
Китайский истребитель-перехватчик J-8II имеет характеристики, типичные для самолёта 3-го поколения:
Размеры: размах крыла — 9,34 м, длина — 21,59 м, высота — 5,41 м.
Площадь крыла — 42,2 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная — 14 300 кг.
Запас топлива во внутренних баках — 5400 л.
Тип двигателя — два ТРДФ 13А II, тяга нефорсированная — 2х42,66 кН, форсированная — 2х65,9 кН.
Максимальная скорость — 2300 км/ч.
Боевой радиус действия на высоте — 800 км, с дозаправкой 1200 км.
Практическая дальность — 1 500 км.
Практический потолок — 19 000 м.
Экипаж — 1 человек.
Впоследствии на базе J-8II были разработаны более совершенные модификации, оснащённые новыми двигателями, системой дозаправки в воздухе и новым многофункциональным импульсным доплеровским радаром. Истребители J-8II могут использовать подвесные контейнеры РЭБ, а также контейнеры с системами целеуказания и навигации. В состав вооружения могут входить ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-27 и PL-11 и противорадиолокационная ракета YJ-91.
В целом J-8II достаточно хорошо характеризует уровень самолетостроения КНР конца 80-х, сочетающий советскую технологию 60-х с "привитыми" к ней элементами современной западной и российской авионики и авиационного вооружения. Несмотря на попытки модернизации J-8II путём внедрения на новых модификациях современных систем и вооружения, этот самолёт в целом не соответствует требованиям времени. На вооружении в КНР находится около 200 истребителей данного типа, в перспективе они будут заменёны истребителями J-11 и разрабатываемыми в КНР истребителями 5-го поколения.
Наиболее громким инцидентом с участием перехватчика J-8II стало столкновение в воздухе 1 апреля 2001 года с американским самолётом радиоэлектронной разведки ЕР-3Е "Эйриз II". По заявлению представителей КНР рано утром 1 апреля два истребителя ВВС НОАК были подняты в воздух "для вытеснения" американского самолёта-разведчика, оказавшимся над китайскими территориальными водами. Из сообщений мировых информационных агентств можно сделать вывод, что самолет ЕР-3Е вел слежение за новейшими кораблями ВМС Китая — построенными в России эсминцами проекта 956Э.
Как утверждают китайские официальные представители, в 104 км от острова Хайнань американский самолет сделал неожиданный маневр в сторону китайских машин, таранив одну из них. В результате перехватчик J-8II упал в море, при этом его пилот погиб. После чего экипаж американской машины под угрозой применения оружия совершил вынужденную посадку на аэродроме Линшуй на китайском острове Хайнань.
ЕР-3Е на китайском аэродроме
Китай возложил всю ответственность за инцидент с американским военным самолетом на США. Американцам пришлось извиниться за инцидент и выплатить вдове погибшего китайского пилота денежную компенсацию.
Обороноспособности США в результате произошедшего был нанесён значительный ущерб. После вынужденной посадки американский экипаж не успел уничтожить всю криптографическую и разведывательную аппаратуру. Машина была китайцами разобрана для подробного изучения и впоследствии возвращена США (в июле 2001 года). ЕР-3Е прибыл "на историческую родину" будучи разобранным на части в чреве транспортного самолета Ан-124-100 "Руслан" российской авиакомпании "Полет".
В начале 90-х годов прошедшего столетия общее состояние системы противовоздушной обороны Китая не соответствовало современным реалиям. Наземные радиотехнические подразделения, отвечающие за освещение воздушной обстановки, в основной своей массе были оснащены устаревшей техникой, имеющей «советские корни». Например, самая массовая китайская мобильная двухкоординатная радиолокационная станция дежурного режима,YLC-8, была создана на базе советской РЛС — П-12. Эта станция производилась в СССР с 1956 года.
РЛС YLC-8
Попытка самостоятельного создания в 60-е годы самолётов ДРЛО и У на базе поставленных Советским союзом бомбардировщиков Ту-4 оказалась неудачной. Китайская промышленность оказалась неспособна добиться требуемого уровня надёжности и стабильности характеристик сложного радиоэлектронного комплекса и строительство первого китайского самолёта ДРЛО ограничилась единственным экземпляром.
Самолёт ДРЛО KJ-1
Основой ВВС НОАК были 3 тыс. истребителей J-6 (копия МиГ-19) и J-7 (копия МиГ-21). Небольшое по меркам Китая количество перехватчиков J-8, которые, не имея централизованной системы наведения и дальнобойных ракет, не соответствовали современным требованиям.
Имеющиеся в КНР ЗРК типа HQ-2 к началу 90-х уже не могли достаточно эффективно бороться с современными средствами воздушного нападения. Они имели низкую защиту от помех, были одноканальными, а для перебазирования требовалось много времени. Несколько тысяч китайских зенитных орудий калибра 85 мм и 100 мм могли вести только малоэффективный заградительный зенитный огонь.
По уровню своей технической оснащённости в китайские подразделения ПВО к началу 90-х годов в лучшем случае соответствовали показателям ПВО СССР начала 70-х. Осознавая это, китайское военное и политическое руководство приложило большие усилия и потратило значительные средства для исправления ситуации. За относительно короткий временной интервал, китайские подразделения ПВО получили новую современную технику иностранного и отечественного производства. Но речь об этом пойдёт уже во второй части.
По материалам:
http://www.ausairpower.net
http://www.jdunman.com
Вас заинтересует
Сверхзвуковые перехватчики П. О. Сухого. Часть III
Система ПВО КНР. Часть 2-я
Китайские самолёты ДРЛО
Китайский зенитно-ракетный комплекс НQ-2
Авиационный компонент первого отечественного ЗРК – ракета дальнего действия «воздух-воздух