Вот
Казанский жировой комбинат.
Мартин Маринер, или Martin PBM «Mariner» (mk 162), — американская двухмоторная летающая лодка времен Второй мировой войны, которая была спроектирована по заказу ВМС США. Лодка могла использоваться в качестве бомбардировщика, противолодочного и спасательного самолетов. Летающая лодка создавалась как замена для Consolidated PBY Catalina. Лодка была принята на вооружение в 1939 году, в 1940 году ВМС США получили на вооружение первый самолет данного типа. Летающие лодки Martin PBM состояли на вооружении ВМС США до 1956 года, в других странах мира лодки эксплуатировались вплоть до 1960-х годов. Всего в США было произведено более 1300 гидросамолетов Martin PBM Mariner различных типов.
Martin PBM Mariner представляла собой двухмоторную летающую лодку, обладающую довольно большим свободнонесущим крылом, которое было выполнено по типу «чайка». Поверхность хвоста и крыла самолета не имели внешних силовых элементов (как это было на многих других экземплярах летающих лодок), что значительно повышало его аэродинамические свойства. При этом двухмоторный гидросамолет, оснащенный поршневыми двигателями, был настоящей громадиной, обладающей глубоким фюзеляжем и размахом крыльев в 36 метров. Такая махина легко затмевала собой один из самых известных американских бомбардировщиков — четырехмоторный Boeing B-17 Flying Fortress, размах крыла которого был на 4 метра меньше.
История создания
В 1937 году фирма Martin принимала участие в конкурсе на строительство четырехмоторной летающей лодки для авиации ВМС США. Она предлагала свою «модель 160», но победу на конкурсе одержала компания «Консолидейтед» с гидросамолетом PB2Y «Коронадо», а компания «Мартин» даже не сумела пройти в финал конкурса и не смогла получить заказ на строительство самолета-прототипа. Но из-за очень высокой стоимости летающая лодка PB2Y никогда массово не производилась. В то время как американскому флоту требовалась летающая лодка, которая превосходила бы по своим параметрам «Каталину», но была бы более дешевой, чем «Коронадо». В этой ситуации конструкторы фирмы Martin смогли оперативно трансформировать свой продукт в двухмоторную версию, которая получила обозначение «модель 162». Данная летающая лодка была оборудована новейшими на тот момент двигателями «Райт» R-2600 «Циклон», которые позволяли добиться значительного роста летных данных по сравнению с «Каталиной», обладая при этом меньшей стоимостью, чем четырехмоторная версия. Уже 30 июня 1937 года компания «Мартин» получила заказ на постройку прототипа XPBM-1.
Стоит отметить, что конструкторы из «Консолидейтеда» и «Мартина» по-разному подходили к решению основной проблемы летающих лодок — обеспечения надлежащей высоты размещения двигателей над водной поверхностью с целью их защиты от попадания брызг. Создатели «Каталины» использовали широкий и низкий фюзеляж, а крыло было поднято на пилоне и специальной системе подкосов. Такое решение вело к значительному увеличению аэродинамического сопротивления. В то же время при создании старательно «вылизанной» в аэродинамическом отношении «модели 162» решено было использовать высокий и узкий фюзеляж, а также крыло типа «чайка», в точках излома которого было решено смонтировать двигатели. Крыло самолета обладало большим удлинением и развитой системой механизации, причем частично — с применением электроприводов.
При этом и «Каталина», и «модель 162» от компании Мартин обладали убирающимися подкрыльными поплавками, только у «Каталины» в убранном положении они образовывали законцовки крыла, а у Martin PBM «Mariner» убирались в специальные ниши, которые были расположены по направлению к фюзеляжу. Использование двухкилевого оперения позволяло конструкторам выгодно расположить хвостовую стрелковую точку, а также существенно расширить сектор обстрела из надфюзеляжной башни. При определении набора стрелкового вооружения для летающей лодки «модели 162» был осуществлен вполне обоснованный выбор в пользу использования современных механизированных башен, спроектированных самой компанией «Мартин», хотя на тот момент они еще и не были готовы.
На летающей лодке планировалось установить две таких башни — носовую, в которой имелось два 7,62-мм пулемета и верхнюю — также с двумя пулеметами, но уже калибра 12,7-мм. От установки еще одной механизированной башни в хвосте летающей лодки было решено отказаться по компоновочным соображениям, там установили один пулемет. Также за задней кромкой крыла были предусмотрены еще две бортовых блистерных установки, в которых стояли одиночные крупнокалиберные пулеметы. Наконец, еще один пулемет должен был находиться в нижней люковой установке. Помимо этого, самолет мог нести бомбовое вооружение, которое размещалось на подкрыльевых держателях между фюзеляжем и двигателем. Автоматический бомбовый прицел располагался в плексигласовом обтекателе, который устанавливался в носовой части фюзеляжа, которая закрывалась при взлете и посадки при помощи специальной дюралевой створки.
Экипаж летающей лодки был достаточно внушительным и состоял из 7 человек — двух пилотов, штурмана-бомбардира, двух борстрелков и двух стрелков-радистов (мог доходить до 12 человек). Особое внимание американские конструкторы уделили обеспечению комфорта экипажа при совершении длительных полетов. В немалой степени этому способствовал достаточно большой фюзеляж, который перед крылом имел две палубы. При этом на каждом из двух «этажей» можно было свободно передвигаться в полный рост. Непосредственно под кабиной пилотов находился камбуз, а дальше специальная каюта для отдыха на 4 койки. Также на самолете имелась весьма эффективная система звукоизоляция и системы обогрева и вентиляции кабины.
Первый прототип новой летающей лодки Martin под обозначением ХPBM-1 впервые поднялся в небо 18 февраля 1939 года. На данном самолете были установлены двигатели R-2600-6 мощностью 1600 л.с. Во время испытаний летающая лодка показала, без каких-либо преувеличений, выдающиеся данные. В частности, была достигнута максимальная скорость полета в 341 км/ч (на высоте 3650 м), а дальность полета при взлетной массе 18 360 кг (в том числе 454 кг бомбовой нагрузки) составила 5520 км. Во время начального этапа летных испытаний на прототипе еще не было установлено оборонительное вооружение — место носовой башни закрывал специальный временный обтекатель. После внесения ряда изменений в конструкцию (переделали нижнюю часть лодки, и консоли стабилизатора) в сентябре 1939 года было инициировано начало серийного выпуска летающих лодок Martin PBM «Mariner» (mk 162). В общей сложности до 1949 года удалось построить более 1300 «Маринеров» различных типов. После завершения Второй мировой войны ВМС США передали 3 летающих лодки РВМ-5 флоту Уругвая, 17 лодок было передано ВМС Нидерландов и некоторое количество флоту Аргентины.
Основные модификации Martin PBM Mariner
РВМ-1 — первый серийный вариант, устанавливались двигатели R-2600-6 (мощностью 1600 л.с). Стрелковое вооружение состояло из 5х12,7-мм пулеметов «Браунинг» (по одному в носовой и верхней башнях, хвостовой установке и боковых блистерах). В некоторых публикациях отмечается, что в носовой установке мог быть смонтирован 7,62-м пулемет. Масса бомбовой нагрузки, размещаемой в бомбоотсеках мотогондол, составляла 907 кг. Экипаж — 7 человек. С августа 1940 по апрель 1941 было произведено 20 самолетов.
PBM-3С — были изменены очертания верхней части фюзеляжа, подкрыльевые поплавки стали не убирающимися и были увеличены по длине, удлинены мотогондолы (чтобы поместить увеличенные бомбоотсеки), усовершенствовано хвостовое оперение, рабочие места экипажа летающей лодки оснастили бронезащитой. Были установлены новые двигатели — R-2600-12 (мощностью 1700 л.с). Стрелковое вооружение увеличилось до 7 12,7-мм пулеметов (по два пулемета в носовой и верхней башнях, по одному в боковых блистерах и хвостовой установке). Масса бомбовой нагрузки выросла до 1814 кг. Большинство самолетов данной модификации оснащались РЛС AN/APS-15, антенна которой находилась в обтекателе над кабиной пилотов. Было выпущено 274 самолета.
PBM-3S — противолодочный вариант PBM-3С, обладающий меньшим составом вооружения (4х12,7-мм пулемета — 2 в носовой части, 1 в левой боковой установке и 1 в хвостовой установке), бронезащита экипажа отсутствовала. При этом был увеличен запас топлива (дальность полета возросла с 3400 до 4800 км). Все летающие лодки PBM-3S оснащались РЛС AN/APS-15. В 1943 году было выпущено 94 штуки, еще 62 машины были переоборудованы из PBM-3С. Помимо РЛС, они комплектовались детекторами магнитных аномалий и приемниками сигналов радиогидроакустических буев, а в версии PBM-3S2 — еще и мощным прожектором.
PBM-3D — вариант летающей лодки PBM-3С, который отличался увеличенными ударными возможностями (предусмотрена подвеска 2-х торпед на подкрыльевых узлах подвески, расположенных между фюзеляжем и мотогандолами). Стрелковое вооружение повторяло версию PBM-3С, но ставились усовершенствованные модели верхней и хвостовой башен. В качестве двигателей использовались R-2600-22 (мощностью 1900 л.с), на самолете была предусмотрена возможность установки ракетных стартовых ускорителей. Всего было собрано 259 самолетов.
PBM-3R — транспортный вариант летающей лодки без вооружения. Вместимость — до 4050 кг груза или 33 человек. Осенью 1942 года было собрано 50 самолетов.
PBM-3В — вариант летающей лодки, предназначенной для поставки в Великобританию. В Англии получил обозначение — «Маринер» GR Mk.I. Всего было переоборудовано и передано 33 самолета из машин различных модификаций: PBM-3С, PBM-3D и PBM-3S.
PBM-5 — данная версия отличалась наличием новых 18-цилиндровых двигателей R-2800-34 (мощностью 2100 л.с.). Стрелковое вооружение повторяло версию PBM-3D, экипаж 9-12 человек. С сентября 1944 года по июль 1947 года в США было произведено 614 самолетов данной модификации, в том числе 41 PBM-5G для береговой охраны (без вооружения).
PBM-3Е — летающая лодка, которая полностью была лишена вооружения. Предназначена для быстрой смены комплектов радиоэлектронного оборудования. После войны было построено 13 таких самолетов, которые использовались для испытаний бортового оборудования.
PBM-5А — амфибия, оснащенная убираемым трехстоечным шасси с носовым колесом. Стрелковое вооружение состояло из 6х12,7-мм пулеметов, расположенных в носовой, верхней и хвостовой башнях. Бомбоотсеки в мотогондолах были сохранены, но в первую очередь самолет предназначался для выполнения поисково-спасательных работ. Было построено 36 самолетов.
До наших дней сохранился образец летающей лодки Martin PBM-5A Mariner, который был выведен с военной службы в 1956 году. После этого времени самолет достаточно долго ходил по частным рукам, но в августе 1972 года осел в Национальном музее авиации в Вашингтоне. Последний раз данный самолет поднимался в небо 17 июля 1971 года.
Боевое применение Martin PBM Mariner
В годы Второй мировой войны летающие лодки Martin PBM Mariner активно использовались для ведения разведки, патрулирования, борьбы с подводными лодками противника, перевозки людей и грузов. Они активно применялись ВМС США и в Атлантике, и в Тихом океане. Особенно урожайным для эскадрилий, которые были вооружены «Маринерами» стал июль 1943 года. В этот месяц дислоцированная в Бразилии эскадрилья VP-74 смогла отправить на дно две немецких субмарины U199 и U513, а жертвами еще одной эскадрильи VP-32 стали сразу 3 немецких подводных лодки — U159, U359 и U759. Чуть позднее, 3 августа 1943 года самолет VP-205 смог потопить у Тринидада лодку U572 (правда, немецкие зенитчики успели сбить «Маринер»), а летающие лодки PBM-3С из эскадрилий VP-204 и VP-205 совместно с другими самолетами после длительной «охоты» отправили на дно подлодку U615.
Только в течение июля-августа 1943 года летающие лодки Martin PBM Mariner самостоятельно или в тесном взаимодействии с другими силами авиации и флота потопили половину из 10 немецких подводных лодок, которые Дёниц отправил в Карибское море, а также две из шести подводных лодок, которые были отправлены к берегам Бразилии. Точку в полосе успешного использования летающих лодок в Атлантике поставил экипаж лодки Паттерсона из состава VP-74, который 27 сентября 1943 года на подходе к Сан-Сальвадору (Бразилия) потопил немецкую подлодку U-161.
На другом театре военных действий — Тихом океане — широко применялась версия PBM-3D. Первой крупной операцией с участием Martin PBM Mariner на новом ТВД стала высадка на острове Сайпан. В июне 1944 года здесь уже имелось 3 эскадрильи, вооруженных данными самолетами. Наиболее значительным успехом данных самолетов на начальном этапе службы на Тихом океане стало обнаружение 19 июля 1944 года 1-го оперативного флота адмирала Одзавы, который следовал к Марианским островам. Корабли Одзавы были обнаружены с воздуха в 470 милях к западу от Гуама.
1 октября 1944 года вооруженные «Маринерами» эскадрильи решили переименовать из патрульных (VP) в патрульно-бомбардировочные (VPB). Помимо этого, в составе ВМС имелись спасательные эскадрильи (VH) и специализированные транспортные (VR), которые использовались как в Атлантике, так и на Тихом океане.
Первые победы над японскими подводными лодками были одержаны осенью 1944 года. В это время основной базой для «Маринеров» стали острова Палау. Именно отсюда летающие лодки совершали боевые вылеты во время операции по освобождению от японцев Филиппин. 1 октября 1944 года лодка PBM-3D из состава VPB-16 возле островов Палау повредила японскую субмарину 1-177, которая на следующий день была успешно добита подоспевшими эсминцами.
Принимали участие самолеты и в операции по захвату Окинавы. В этой операции было задействовано сразу 9 эскадрилий, вооруженных летающими лодками Martin PBM Mariner — 5 патрульно-бомбардировочных и 4 спасательных. На вооружении данных эскадрилий наряду с PBM-3D имелись и новые PBM-5. Стоит отметить, что именно летающие лодки Martin PBM обнаружили идущее к Окинаве японское соединение, которое возглавлял линкор «Ямато» — гордость японского флота. Это произошло 7 апреля 1945 года. При этом две летающих лодки из эскадрильи VPB-21 не только смогли обнаружить японские боевые корабли, но и навели на них американскую авиацию, а потом занялись спасением летчиков со сбитых самолетов.
После завершения Второй мировой войны в составе ВМС США было оставлено всего 6 эскадрилий, вооруженных PBM-5 — по 3 на Тихом океане и Атлантике. Во время войны в Корее регулярные и резервные эскадрильи, которые были вооружены самолетами PBM-5S/S2 по ротации отправлялись на авиабазы в Японии, совершая оттуда ночные и дневные патрульные полеты возле Корейского полуострова. Последние летающие лодки PBM-5S и PBM-5А были сняты с вооружения ВМС США в июне 1956 года, а в учебных частях их продолжали эксплуатировать еще порядка двух лет.
Летно-технические характеристики PBM-3D:
Габаритные характеристики: размах крыла — 35.97 м, площадь крыла — 130,8 кв. м, длина — 24,33 м, высота — 8,38 м.
Масса нормальная взлетная — 25 308 кг, масса пустого — 15 048 кг.
Силовая установка — 2 поршневых двигателя Wright R-2600-22 Cyclone мощностью 2х1900 л.с.
Максимальная скорость полета — 340 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 278 км/ч.
Практический потолок — 6035 м.
Практическая дальность полета — 3605 км.
Экипаж — 7-8 человек.
Вооружение — 8х12,7-мм пулеметов, до 3628 кг обычных или глубинных бомб и 2 торпед.
Источники информации:
http://www.airaces.ru/plane/martin-pbm-mariner-moryak.html
http://www.airwar.ru/enc/sww2/pbm.html
http://www.aviarmor.net/aww2/aircraft/usa/martin_pbm.htm
http://igor113.livejournal.com/556412.html
Вас заинтересует
Летающие лодки Martin JRM Mars
Американский опытный бомбардировщик Martin XB-51
Пять знаковых отечественных гидросамолетов
Бангладеш покупает китайские подводные лодки
Французская кораблестроительная компания DCNS представила на салоне "Евронаваль-2012" концепцию новейшей подводной лодки SMX 26