Вот
экскурсии на бали.
21 декабря исполнилось 135 лет со дня рождения одного из самых значимых политиков во всей истории государства российского — Иосифа Виссарионовича Сталина. По официальной версии, именно 21 декабря 1879 г. в городе Гори и родился будущий глава советского государства. Хотя есть и другая версия: рождение Иосифа Джугашвили на белый свет произошло 18 декабря 1878 года.
О Сталине написано огромное количество книг, статей, снято множество фильмов. В меньшей степени освещена деятельность его потомков. И если о детях Сталина — Светлане, Якове и Василии — еще говорят, то внуки уже мало кому известны. Между тем, среди них есть очень достойные и уважаемые люди. Чего стоит один Евгений Яковлевич Джугашвили, о котором и пойдет речь в настоящей статье — военный инженер и военный историк, политический деятель, кандидат военных и кандидат исторических наук, полковник Советской Армии в отставке и даже немного киноактер (сыграл роль своего собственного деда в фильме «Яков — сын Сталина», вышедшем на экраны в 1990 году).
Детство и суворовское училище
Евгений Яковлевич Джугашвили — это сын Якова Джугашвили и Ольги Павловны Голышевой. Напомним, что Яков — старший сын Сталина, от его первого брака с Екатериной Сванидзе, родившийся в 1907 году и впоследствии погибший на фронте. Евгений Яковлевич родился 10 января 1936 года в Урюпинске Сталинградского края (этот регион включал территории нынешних Волгоградской области и Калмыкии) у 27-летней Ольги Голышевой. С Яковом Джугашвили Ольга Голышева познакомилась в 1934 году, когда приехала из родного Урюпинска в Москву — поступать на учебу в авиационный техникум.
Однако впоследствии отношения не сложились, и Ольга уехала из Москвы назад на родину, в Урюпинск. Там и родился ее сын. Кстати, тем временем Яков Джугашвили женился на Юлии Мельтцер, у них родилась дочь, и первые два года Ольга Голышева не показывала ему сына — боялась, что его заберут. Но затем Яков сам отыскал свою прежнюю возлюбленную и организовал выдачу сыну документов на фамилию «Джугашвили» (Евгений первые два года носил фамилию «Голышев»). То есть, от сына Яков никогда не отказывался, хотя и жил уже в другой семье. Перед войной Яков закончил артиллерийскую академию РККА и с началом боевых действий был направлен в действующую армию.
Широко известна история, как Сталин отказался использовать свое положение и возможные рычаги для того, чтобы освободить своего старшего сына из гитлеровского плена. В плену Яков и погиб — был застрелен при попытке к бегству. Кстати, и Евгений Яковлевич Джугашвили, и его сын Яков — правнук Сталина, убеждены, что Иосиф Виссарионович в отношении их отца и деда поступил абсолютно правильно — глава советского государства не мог поступить по иному, показать, что его ребенок пользуется какими-то привилегиями, тогда как дети рядовых советских граждан погибают на фронте. Поэтому внук и правнук Сталина неоднократно говорили корреспондентам средств массовой информации, что прекрасно понимают мотивы такого поступка Иосифа Виссарионовича Сталина.
До войны Ольга Голышева училась в авиационном техникуме, но когда началась Великая Отечественная она, как и отец Евгения Яков, отправилась на фронт. Служила медсестрой, была несколько раз ранена. Прошла всю войну, встретив победу в Берлине. После победы переехала с сыном в Москву, соответственно Женя Джугашвили перевелся в московскую школу. Мать работала инкассатором в финансовой части ВВС Московского военного округа. Никакой роскоши, как у детей и внуков современных чиновников, разумеется, в этой семье не было. И путь для внука Сталина был один — учиться, приобретать профессию и становиться специалистом, чтобы достойно зарабатывать себе на жизнь и приносить пользу советскому народу. Нет ничего удивительного в том, что юный Евгений Джугашвили решил стать военным. В 1947 году Евгений Джугашвили поступил в Калининское суворовское военное училище.
К этому времени суворовское училище в Калинине (ныне — Тверь) существовало четыре года — оно было создано в 1943 году в числе девяти суворовских училищ, открытых в Советском Союзе для детей фронтовиков, погибших во время войны. Как сын погибшего на фронте Якова, Евгений имел, таким образом, полное право на поступление в училище. Кстати, в том же училище учился и Александр Бурдонский — сын Василия Сталина и двоюродный брат Евгения, который был младше героя нашей статьи на 5 лет — он родился в 1941 году.
Помимо внуков Сталина, в училище учились дети и внуки других знаковых людей той эпохи — Буденного, Гастелло, Хрущева и других. Никаких привилегий по учебе в силу своего происхождения Евгений, кстати, лично так и незнакомый с великим дедом, не имел.
Стоит — внук Сталина Александр Сталин (Бурдонский), сын Василия. Сидит — Евгений Яковлевич Джугашвили.
Когда Евгений написал письмо своему деду, в училище приехали два генерала, которые поговорили с мальчиком и сказали ему стремиться во всем быть лучшим. На сим вмешательство всесильного деда в воспитание внука и закончилось. Лишь в 1953 году, когда Иосиф Виссарионович скончался, Евгению Совет министров СССР назначил пенсию в размере 1000 рублей, которая должна была выплачиваться ему до окончания высшего учебного заведения. Как разителен этот контраст по сравнению с образом жизни детей и родственников представителей более поздних поколений советской и российской элиты.
Инженер и военный историк
В 1954 году, после окончания училища, Евгений Джугашвили поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского. Поспособствовало в этом личное обращение его матери Ольги Голышевой к тогдашнему министру обороны СССР Булганину. Учился Евгений на радиотехническом факультете, который и окончил в 1959 году, получив звание инженер-лейтенанта. После окончания академии Евгения определили военным представителем к самому конструктору Сергею Королеву. Военным представителем в Конструкторском бюро С.П. Королева в подмосковных Подлипках Джугашвили проработал 15 лет, периодически выезжая на запуски на космодром Байконур. Военному инженеру Евгению Яковлевичу Джугашвили довелось участвовать в подготовке к запуску первых советских космических кораблей, поэтому в полете Юрия Гагарина есть, в определенной степени, и его личная заслуга.
За это время он вступил в коммунистическую партию и принял решение о дальнейшем продолжении учебы — на этот раз по гуманитарной специальности. Ведь Евгений всегда интересовался военной историей, а имея фундаментальную подготовку Военно-воздушной инженерной академии и получив при этом гуманитарное образование, можно было стать прекрасным военным историком в авиационной области. Как оказалось — преподаватель военной истории из Евгения Яковлевича также получился прекрасный. Двадцать пять лет он отдал преподавательской работе в военных академиях Вооруженных сил СССР.
По словам Виктора Николаевича Гастелло — сына знаменитого летчика Николая Гастелло, который учился на три курса старше Евгения Джугашвили в суворовском училище, а затем — и в Военно-воздушной инженерной академии, причиной ухода Евгения Яковлевича из Центра управления космических средств (ЦУКОС) стала эмиграция его сестры Светланы Аллилуевой за границу. Будто бы Евгения Джугашвили практически сразу же после эмиграции попросили уйти из ЦУКОС и найти себе новое место службы (Гастелло В.Н. Бывший суворовец Джугашвили предпочитает жить в Тбилиси // Независимое военное обозрение. 18.05.2007).
Евгений Яковлевич поступил в адъюнктуру Военно-политической академии им. В.И. Ленина, а в 1973 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Авиация США в агрессивной войне во Вьетнаме». После защиты диссертации Евгения Яковлевича направили преподавателем в Военную академию бронетанковых войск им. Р.Я. Малиновского. Параллельно он учился на историческом отделении Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил СССР им. К.Е. Ворошилова, которое окончил в 1976 году. В 1976-1986 гг. Евгений Яковлевич преподавал в Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина в Монино, в 1986-1987 гг. — был старшим преподавателем Военной академии Генерального штаба, а в 1987-1991 гг. — доцентом в Военной академии им. М.В. Фрунзе. В 1991 году, когда завершилась советская эпоха, подошла к концу и служба Евгения Яковлевича в Вооруженных силах. Достигнув возраста пятидесяти пяти лет, полковник Джугашвили начал гражданскую жизнь.
Защищая имя предка
Выйдя в отставку, Евгений Яковлевич, несмотря на то, что у него есть квартира в Москве, предпочел чаще бывать в Тбилиси. Хотя его детство прошло в РСФСР, да и служил он на нынешней российской территории, очевидно, что с Грузией его связывает глубокая ментальная связь. Оно и понятно — на родине Сталина его внука очень уважали. Вспоминает В.Н. Гастелло, однокурсник по суворовскому училищу: «Женя жаловался мне, что когда он приезжал в Гагры, то никак не мог просто выпить с друзьями. В ресторане после очередного застолья Жене не давали заплатить по счету. Когда он порывался расплатиться, то обязательно натыкался на один ответ: — Уже уплачено!» (Гастелло В.Н. Бывший суворовец Джугашвили предпочитает жить в Тбилиси // Независимое военное обозрение. 18.05.2007).
Гражданская жизнь Евгения Яковлевича оказалась не менее насыщенной и по-своему достойной, чем военная. После 1991 г. он начал принимать активное участие в российской и грузинской политике — как деятель коммунистического движения. Следует отметить, что среди внуков Сталина один он не побоялся поднять имя своего деда и подчеркнуть свою приверженность коммунистическим идеалам. Можно идейно расходиться с убеждениями Евгения Джугашвили, но следует отдать ему должное — он не предал имя своего деда и продолжил борьбу в его защиту. А времена по отношению к имени Сталина в девяностые годы были, мягко говоря, не самые благоприятные. И в России, и в Грузии демократические власти не приветствовали упоминания о советском вожде в положительной окраске. Более того — Евгений Яковлевич Джугашвили столкнулся и с еще одной проблемой — сестра Галина — дочь его тети Светланы Аллилуевой — не признала его внуком Иосифа Виссарионовича. Как известно, Светлана Аллилуева достаточно критически оценивала фигуру и деятельность своего отца, уехала в эмиграцию в Соединенные Штаты Америки. Можно долго размышлять о причинах того, почему именно Евгения — сына Якова Джугашвили и его гражданской жены Ольги Голышевой — Галина не признавала своим родственником. Возможно, причина заключается как раз в убеждениях и бескомпромиссности самого Евгения Яковлевича.
Однако Евгений Яковлевич сам более убежден в том, что здесь имеют место скорее причины личного характера: «Все про меня знали признавали. Кроме Галины, моей сестры. Ее использовали… У нее судьба не очень счастливая. Судите сами. У меня сыновья, внуки. А она? Вышла замуж за алжирца, родила сына, глухонемого. Интересная история вышла с этой беременностью. Я знал, что она беременна и моя Нана на втором ребенке была. А я уже решил, что соберу в семье Джугашвили все мужские имена. И вот раздается звонок по телефону. Мне звонит друг и говорит, что Галя родила мальчика. Я расстроился, уже не слушаю, что он мне говорит, а он: " Селим, Селим". Я не понял, что это, говорю, такое? А он кричит мне в трубку — Селим, Селим! Имя такое! Арабское! Я так обрадовался. Побежал к жене и говорю, ну все, теперь иди и роди нам Якова! Если бы родилась девочка, то назвали бы Ольгой… но родился Яков. Есть уже Виссарион, и родился внук у меня, назвали Сосо, Иосифом — теперь есть Иосиф Виссарионович Джугашвили» (Цит. по Сын солдата: интервью с внуком Сталина).
По причине несовпадения взглядов на роль деда в отечественной истории Евгений Яковлевич разошелся и с Александром Бурдонским — сыном Василия Сталина и своим двоюродным братом, о чем также рассказывал в интервью российским средствам массовой информации. Делом жизни для Евгения Яковлевича Джугашвили стало восстановление чести и достоинства его деда, попранной в постсоветской России, да и в Грузии тоже. Евгений Джугашвили стал видным активистом коммунистического движения России и Грузии.
В 1999 году он принимал участие в выборах в Государственную Думу Российской Федерации — шел в первой тройке предвыборного списка Сталинского блока за СССР — вместе с лидером движения «Трудовая Россия» Виктором Анпиловым и лидером Союза офицеров СССР Станиславом Тереховым. Однако в Государственную Думу блок не прошел — не набрал необходимого количества голосов. Тем не менее, Евгений Яковлевич сосредоточил свое внимание на развитии коммунистического движения в Грузии. В 1996 году он возглавил Общество идейных наследников Иосифа Сталина, в 1999 году — Народно-патриотический союз Грузии, а в 2001 г. — Новую коммунистическую партию Грузии.
В последние годы Евгений Яковлевич много судился с различными средствами массовой информации, отдельными журналистами и общественными деятелями, настаивая на том, что они порочат честь и достоинство его деда. Среди знаменитых судебных процессов можно отметить иск к «Новой газете» и журналисту А.Ю. Яблокову в 2009 г., поданный по причине публикации статьи «Виновным назначен Берия». В статье утверждалось, что Сталин отдал приказ об уничтожении 20 тысяч польских военнопленных. Суд в иске отказал, обосновав это тем, что автор статьи выражал собственное личное мнение относительно роли Иосифа Сталина.
В том же 2009 году Евгений Яковлевич подал в суд на «Эхо Москвы», потребовав наказать ведущего М.Ю. Ганапольского, который утверждал, что Сталин подписал указ о возможности применения смертной казни для детей с 12-летнего возраста. Суд истцу Джугашвили также отказал. В 2011 г. последовал новый иск против «Эха Москвы»- на этот раз Евгений Яковлевич хотел наказать журналиста Н.К. Сванидзе, который заявил, что «Сталин душил маленьких детей». В удовлетворении иска также было отказано.
Помимо исков к средствам массовой информации, Евгений Джугашвили подавал в суд и на Государственную Думу Российской Федерации, потребовав признать незаконным заявление российского парламента по Катынскому делу. Напомним, что в этом заявлении депутаты утверждали, что преступление в Катыни было совершено по приказу Иосифа Сталина, а Евгений Джугашвили утверждал, что данное высказывание является голословным и выдвинул к депутатам иск в 100 миллионов рублей. Еще один судебный иск Евгений Яковлевич предъявлял в Грузии — там ему удалось его выиграть, поскольку судился он с общественным деятелем Григолом Ониани, который утверждал, что Евгений Яковлевич на самом деле никакой не Джугашвили, а самозванец, причем по фамилии Рабинович. Тбилисским судом было официально установлено, что Евгений Яковлевич Джугашвили является родным внуком Иосифа Виссарионовича Сталина и сыном Якова Иосифовича Джугашвили.
Кстати, Евгений Яковлевич не только защищал честь деда, но и сыграл его роль в фильме «Яков — сын Сталина», снятом в 1990 году. Портретное сходство Евгения Джугашвили с Иосифом Джугашвили отмечали многие, в том числе и легендарный Вячеслав Михайлович Молотов. Бывший советский нарком, которому посчастливилось дожить до 1980-х годов, вспоминал: «Вглядитесь в Евгения, еще одного отпрыска Джугашвили, он, как вылитый, похож на своих предков. Те, кто встречался и беседовал со Сталиным, обязательно заметит их сходство, и не только внешнее, но и в манере ходить, вообще в поведении, характере. Я рад, что Евгений часто навещает меня, привозит своих сыновей Виссариона и Якова Джугашвили. Встречи с ними продлевают мне жизнь, придают силы» (Цит. по: История России. Внуки Сталина // http://www.istorya.ru/book/stalin/06.php).
Семья и дети
Нельзя не сказать и о личной жизни Евгения Яковлевича Джугашвили, тем более, что она также касается и продолжения рода Сталина. Женился Евгений Яковлевич на грузинской девушке, на три года младше — Нанули Георгиевна Нозадзе родилась в 1939 году, окончила филологический факультет Тбилисского университета. У них родилось в браке двое детей. В 1965 году появился на свет Виссарион Евгеньевич Джугашвили, а в 1972 году — Яков Евгеньевич Джугашвили. Старший сын Виссарион окончил Тбилисский сельскохозяйственный институт, а затем — двухгодичные высшие курсы режиссеров и сценаристов при ВГИКе. В 2000 году он снял фильм о своем деде «Яков — сын Сталина». В 2002 году Виссарион Джугашвили уехал в Соединенные Штаты Америки. Поводом к этому стало нападение на него в Тбилиси, у подъезда собственного дома, после чего Виссарион принял решение стать политическим эмигрантом. В браке с Наной Джапаридзе у Виссариона есть двое сыновей — Иосиф 1994 года рождения — полный тезка своего прапрадеда, и Яков 2000 года рождения.
Второй сын — Яков Евгеньевич Джугашвили — окончил среднюю школу в Москве, затем учился в Тбилисской государственной академии художеств, в школе искусства в Глазго (Великобритания). Профессиональный художник. В браке с Ниной Ломкаци у него есть дочь Ольга-Екатерина. Яков Евгеньевич, как и его отец, ревностно относится к памяти прадеда. Он также придерживается патриотических и коммунистических убеждений, симпатизирует России, считая себя ее патриотом. Яков Джугашвили убежден, что антисталинизм представляет собой попытку реванша побежденного фашизма и утверждает, что он построен на намеренном искажении истории, вымышленных фактах, ставящих своей целью дискредитацию советской истории и лично Иосифа Виссарионовича Сталина.
— Евгений Яковлевич Джугашвили и его младший сын Яков Евгеньевич Джугашвили
Таким образом, ветвь сталинских потомков, представленная Евгением Яковлевичем Джугашвили, его сыновьями и внуками, в какой-то степени является наиболее колоритной. Ведь именно эти люди стремятся отстаивать до последнего память о своем деде, сохраняют верность коммунистическим идеалам, которые очень непопулярны в современном мире и были отторгнуты даже другими родственниками покойного советского вождя. Можно по-разному относиться к исторической фигуре Сталина, но стремление Евгения Джугашвили сохранить память о своем деде в положительном ключе не может не вызывать понимания и уважения.
Вас заинтересует
Новость из разряда "психологическая разгрузка": Сталин на рождественском спектакле
«Жив буду...
Евгения Васильева поздравила Барака Обаму с днем рождения
Снайперская винтовка Драгунова (СВД)
Снайперская винтовка Драгунова (СВД)