Проект 20350 "Стерегущий" и его дальнейшее развитие пр. 20385 (Россия)В строю — 4. Строятся — 4 + еще 2 корвета пр. 20385. План — 18 единиц.
Длина 90 м. Водоизмещение (полное) > 2200 тонн. Экипаж 99 чел. Полный ход 27 уз. Дальность плавания — 3500 миль на скорости 14 уз. Вооружение (серийные корабли пр. 20380):
— три модуля ЗРК 3К96 "Редут" (12 пусковых ячеек). Б/к 12 зенитных ракет большой или 48 зенитных ракет малой дальности. На модернизированных корветах пр. 20385 число УВП должно увеличиться до 16;
— восемь малогабаритных ПКР Х-35 "Уран";
— малогабаритный противолодочный комплекс "Пакет-НК" (8 торпед калибра 324 мм);
— универсальное орудие А-190 калибра 100 мм, два шестиствольных автомата АК-630М;
— посадочная площадка и ангар в кормовой части надстройки для размещения вертолета Ка-27ПЛ;
— противодиверсионные средства защиты, крупнокалиберное стрелковое оружие."Если на 8-пушечный корабль поставить десять пушек, стрелять их них смогут шесть" (старое британское правило).
Несмотря на перегрузку и неадекватное своему классу вооружение, отечественный проект 20380 получился на славу. Возможности "Стерегущего" выходят далеко за рамки традиционных задач для кораблей класса "корвет", а его недостатки (слабенькая РЛС "Фуркэ-2" оказалась не способна обеспечить подсветку целей на больших дистанциях) — лишь следствие попыток дублировать задачи более крупных фрегатов и эсминцев.
Избыточная мощь российского корвета объясняется благим желанием побыстрее получить корабль океанской зоны в условиях острого недостатка кораблей и застоя отечественного кораблестроения в начале XXI века. Результатом можно гордиться. Новейшие технологии и благородные линии со следами технологии "стелс": корветы типа "Стерегущий" — предвестники нового облика ВМФ России.
Корвет "Бойкий", на месте ЗРАК "Кортик" видны пусковые ячейки ЗРК "Редут". На заднем плане — его предшественники, малые противолодочные корабли пр. 1124
Стелс-корветы типа "Висбю" (Швеция)В строю — 5 единиц.
Длина 72 м. Водоизмещение (полное) 640 тонн. Экипаж 43 чел.
Комбинированная дизель-газотурбинная ГЭУ, скорость полного хода 35 уз. Дальность плавания — 2300 миль на скорости 15 уз. Вооружение: универсальное орудие "Бофорс" калибра 57 мм, 8 малогабаритных ПКР RBS-15, два спаренных ТА калибра 400 мм (противолодочные торпеды Тр 43 и Тр 45, специально предназначенные для малых глубин Балтики), вертолетная площадка, необитаемые подводные аппараты для поиска мин и подлодок противника. Средства освещения подводной обстановки включают в себя три ГАС различного назначения (подкильная, буксируемая и опускаемая). В кормовой части надстройки зарезервировано место под вертолетный ангар или ЗРК, осталось невостребованным место под блок 127 мм неуправляемых ракетных снарядов (противолодочная система ALECTO, чья разработка была прекращена в 2007 г.). Имеется тех. возможность для выставления минных заграждений."Висбю", конечно, впечатляет. Корвет-невидимка, чьё появление должно было изменить расклад сил на Балтике и стать революцией в области военного кораблестроения. Шведский корабль идеально приспособлен для действий в узких шхерах и поиска подлодок в акватории мелководного Ботнического залива. Он малозаметен, быстр, универсален, относительно дешев, при этом обладает выдающимся комплексом средств для контроля подводной обстановки.
Вместе с тем осталось немало вопросов: в существующем виде "Висбю" практически беззащитен от атак с воздуха (возможностей единственного "Бофорса", средств РЭБ и ПЗРК явно недостаточно для отражения сколь-нибудь серьезной воздушной угрозы). С другой стороны, корветы несут службу в прибрежной зоне, под прикрытием шведских ВВС. Малая сигнатура их физических полей позволяет им безопасно сближаться с противником для нанесения удара на расстояние менее 10 миль, при этом оставаясь необнаруженными ("зона преимущества").
Корветы "Тип 056" (Китай)Построено — 23 единицы. Строятся — 7. В планах: 43 корвета Тип 056 и как минимум 20 модернизированных Тип 056А.
Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1440 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 28 уз. Дальность плавания на оперативной скорости 18 уз. — 3500 миль. Вооружение: универсальное орудие калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР С-803, ЗРК самообороны HQ-10 (8-зарядный блок на поворотном лафете), два строенных 324 мм торпедных аппарата, 2 автоматические пушки кал. 30 мм, вертолетная площадка, ангар отсутствует.Все слишком очевидно. Единственное, что остается добавить — их очень много.
Корветы типа "Брауншвейг" (Германия)Построено 5 единиц.
Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1840 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 26 уз. Дальность плавания 4000 миль на скорости 15 уз.. Вооружение: универсальное орудие OTO Melara калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР RBS-15, два ЗРК самообороны RAM (21-зарядный блок, ракеты с тепловой ГСН), 2 установки MLG с дистанционным управлением (автоматические пушки калибра 27 мм). Размеры вертолетной площадки "Брауншвейга" позволяют принимать любой противолодочный вертолет ("СиКинг", NH90), но их постоянное базирование не предусмотрено. В кормовой части корвета оборудован ангар с ограниченными размерами для размещения двух разведывательно-ударных беспилотников Camcopter S100.Строгий тевтонский силуэт в окраске "серый грозовой". Немецкий корвет не хватает с неба звезд. Он прочен, надежен и максимально соответствует своим текущим задачам. Патрулирование прибрежных вод, без лишних "понтов" и попыток казаться лучше, чем он есть.
В то же время немецким инженерам есть чем гордиться. Помимо радара сантиметрового диапазона, комплекс средств обнаружения корвета включает в себя оптоэлектронный комплекс MIRADOR для всепогодного наблюдения за обстановкой в ИК-диапазоне. Есть у "Брауншвейга" еще одна занятная деталь — комплекс постановки активных помех MASS (Multi-Ammunition Softkill System), способный отстреливать многочисленный ловушки, способные обмануть ГСН любой ракеты. MASS ставит помехи во всех возможных диапазонах (тепловом, оптическом, УФ, лазерном, радиолокационном).
Литторальный боевой корабль LCS (США) В строю — 4 единицы. Строятся — 7. В планах — 20 кораблей LCS.
Приведены данные для LCS "Индепенденс": Длина 127 м. Водоизмещение (полное) 3100 тонн. Постоянный экипаж 40 чел., на борту зарезервированы помещения для 75 чел. Скорость полного хода (практическая) 44 уз. Дальность плавания 4300 миль на оперативной скорости 18 уз. Вооружение: универсальное орудие "Бофорс" калибра 57 мм, ЗРК самообороны SeaRAM, две 30 мм автоматические пушки "Бушмастер II", пулеметы 50-го калибра. Большая часть корабля отдана под огромную полетную палубу и вертолетный ангар. Модульная конструкция LCS позволяет комбинировать оснащение в зависимости от текущих задач (буксируемые гидроакустические средства, подводные аппараты для поиска мин, противодиверсионные средства, средства радиотехнической разведки и т. д.). Свободное пространство на верхней палубе может быть также использовано для размещения целевой нагрузки на нештатных позициях. На практике это выражается в установке ракетных пусковых контейнеров — от маленького "Хэллфайра" до ПКР Kronsberg NSM норвежского производства.Быстроходный тримаран-невидимка, дублирующий задачи корветов, тральщиков, патрульных куттеров, противолодочных и малых ракетных кораблей. Создавался под специфические условия ВМС США, где морякам потребовалась мобильная вертолетная база для решения как самых простых (погони за лодками наркокурьеров в Мексиканском заливе), так и самых сложных заданий (ПЛО в открытом океане, траление мин, разведка, патрулирование и перевозка спец. грузов в зонах военных конфликтов).
USS Freedom (LCS-1)
LCS строятся параллельно по двум разным проектам. Быстроходный монокорпусный корабль (проект "Локхид Мартин") и фантастический тримаран от "Дженерал Дайнемикс" продемонстрировали полную идентичность как в плане стоимости, так и в плане своих боевых возможностей. И каждый проект имел собственные достоинства. В результате контракт был разделен пополам — каждая из фирм получила заказ на 10 кораблей.
Особое веселье доставляют попытки американцев добиться заветной скорости в 50 узлов. Несмотря на мощнейшую силовую установку по типу CODAG (комбинация дизелей и газовых турбин) и четыре финских водомета "Вяртисля", расчетная скорость достигнута не была. Взамен было получено множество проблем — от пожаров ГЭУ до растрескивания корпуса на больших скоростях. На сегодняшний день макс. скорость продемонстрировал LCS-1 "Фридом". Корабль выдал на мерной миле 47 узлов (87 км/ч).
Передача топлива с авианосца "Карл Винсон" на литторальный боевой корабль "Фридом"
Вас заинтересует
В РФ разработан очередной проект на замену французским «Мистралям
ВМС Китайской Республики получили «убийцу авианосцев
Тайвань строит новые корветы-катамараны
Командование ВМФ РФ отказалось от корвета ОВР в пользу патрульного корабля
Странные особенности украинского кораблестроения