Петровский приказ предполагал обучение в навигацкой школе не только штурманов, но и артиллеристов, морских инженеров. По сути, это было полноценное многопрофильное военное училище, в котором преподавательской работой занимались выдающиеся личности того времени: Яков Брюс, Генри Фарварсон, Ричард Грейс. Это, как бы сейчас сказали, привлечённые из-за рубежа квалифицированные кадры. В навигацкой школе преподавательской деятельностью занимались и отечественные учёные и военные. Одно из наиболее известных имён – Леонтий Магницкий (Теляшин) – выдающийся российский математик, создатель первого в России математического справочника. Кстати, с 1732 года именно Леонтий Магницкий возглавил школу.
В 1710 году в России издаются "Инструкции и артикулы военные надлежащие к Российскому флоту". В этих инструкциях определялись обязанности должностных лиц на флоте. Один из разделов говорит о штурманской службе:
(...) тако ж каждый имеет за чин, и за дело свое отвечает, а именно … штурмана в том, что к кораблю принадлежит.
В появившемся в России в 1720 году уставе регламентируется служба штурманов на флоте более подробно. Так, на борту корабля в зависимости от количества орудий устав предполагал наличие одного или двух штурманов и подштурманов (петровский аналог должности заместителя корабельного штурмана). Сама же штурманская должность определялось как средняя по значимости между шкипером и боцманом. Два штурмана полагались для военного корабля, на которого было свыше 50 пушек. В арсенал средств, которые находились в распоряжении корабельного штурмана, входили: лоты, песочные часы, магниты и магнитные стрелки (компасы), линейки, навигационные карты и атласы, циркули, градштоки.
В обязанности штурмана петровских времён входил осмотр руля, ведение исчисления глубин, скорости ветра, течения, определение типа донного грунта (если это было возможности при наличествующей глубине). Штурманы становились, по сути, и гидрографами, и картографами, нанося на бумагу отметки об обнаруженных течениях, мелях, о контуре береговой линии. Мало того, штурман был обязан вести и преподавательскую деятельность. Если на корабле присутствовали воспитанники военно-морских школ и училищ, то штурман должен был в течение примерно полутора часов в сутки уделять внимание для обучения их навигацкому делу.
Конечная цель службы военного штурмана предполагала действия, направленные на то, чтобы корабль за минимально возможное для его параметров время мог достичь конечной точки маршрута. Если же во время похода корабль терпел «навигацкую аварию» (например, садился на мель), результатом которой становилась невозможность действенно противостоять силам противника, то штурмана (если он при этом выживал) приговаривали к суровому наказанию. Вариантов наказания было два: либо каторжные работы, либо смертная казнь («штраф смертный»). Мотивация для совершенствования качества выполнения служебных обязанностей – запредельная!
Просуществовала открытая царём Петром школа математических и навигацких наук до 1753 года, выпустив за это время более 5000 тысяч специалистов в самых разных сферах военной и инженерной деятельности, из которых около 750 человек стали профессиональными морскими штурманами.
Штурманская служба по праву получила неофициальное название «зрения флота». Без работы военных штурманов корабли действительно становились бы «слепыми котятами» на бескрайних морских просторах. По понятным причинам, ни один морской поход не мог обойтись без штурманского труда и таланта. Не может и сейчас, когда навигационное оборудование кораблей позволяет экипажу корабля решать самые амбициозные задачи, не обращая внимания на погодные условия, время суток и характер операции. Появление на борту кораблей современного оборудования предъявляет экипажу, и штурманскому составу в том числе, особые требования – необходимость не только эффективно таким оборудованием пользоваться, но и принимать наиболее оптимальные решения при возникновении конкретной ситуации в зависимости от поставленной командованием задачи.
В этой связи особую роль играют участившиеся на российском флоте тренировки штурманских расчётов по обеспечению безопасности мореплавания. Одна из таких тренировок предполагала использование электронной навигационно-информационной системы «Аляска-Ч», которая позволяет моделировать элементы прохождения проливов в условиях наличия препятствий, например, мелей.
Система позволяет вводить дополнительные параметры, усложняющие процесс прохождения. В качестве примера можно привести учения на Балтике, когда военные штурманы работали над эффективным прохождением пролива Большой Бельт в условиях неблагоприятной гидрометеорологической обстановки. Тренировки прошли успешно. Повышение числа таких тренировок позитивно сказывается на уровне подготовки экипажей кораблей ВМФ РФ.
«Военное обозрение» поздравляет штурманов Военно-морского флота с профессиональным праздником!
Вас заинтересует
День Военно-морского флота Российской Федерации
Почему у военных инженеров хотят украсть двенадцать лет истории
День Дальней авиации ВВС РФ
8 октября - День командира надводного, подводного и воздушного корабля
В акватории Черного моря начались корабельные учения