Вот дробилка древесных отходов.
Сегодня 23 декабря военнослужащие и ветераны Дальней авиации отмечают свой профессиональный праздник. В текущем (2014) году сам праздник, если можно так выразиться, отмечает своеобразный юбилей. В календарь военных праздников и особых дат он был внесён в 1999 году – ровно 15 лет назад.
Появился он в календаре на основании приказа Главнокомандующего Военно-воздушными силами России генерала Анатолия Михайловича Корнукова, уроженца Ворошиловградской области (ныне – Луганская область). К сожалению, в 2014 году Анатолия Михайловича не стало. Он умер 1 июля. По сообщениям родственников, на его здоровье повлияли в том числе и известные трагические события на Родине. Анатолий Михайлович похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Сегодня Дальняя авиация по праву называется главной ударной силой Военно-воздушных сил страны. Это ещё и стратегический резерв Верховного Главнокомандования, способный решать задачи практически в любой точке Земного шара. Самолёты Дальней авиации в последние несколько лет более активно задействуются в проведении различных учений и учебно-боевых маневров.
Если официально праздник военнослужащих Дальней авиации появился лишь 15 лет назад, то непосредственно Дальняя авиация имеет существенно более глубокую историю. В 1940 году приказом Народного комиссара обороны Семёна Константиновича Тимошенко (приказ №0052) формируется 1-я Высшая школа штурманов Военно-воздушных сил (ВШШ ВВС) Красной Армии. Главная авиабаза школы находилась на узле аэродромов «Дягилево-Ряжск». Первым начальником школы, которая начала свою полноценную работу к концу 1940 года, стал генерал-майор А.В.Беляков. Командование ставило перед курсантами Высшей школы штурманов (а обучение и подготовку в школе проходили не только штурманы, но и лётчики) особые задачи, среди которых – проведение дальней авиационной разведки и бомбардировка позиций противника за линией фронта.
Общая продолжительность подготовки, интенсивность которой была крайне высокой, составляла 7 месяцев. По приказу командования, лётчиками и штурманами после выпуска должны были стать 500 человек (на первом этапе работы ВШШ). Для обучения были задействованы такие летательные аппараты как ДБ-3Б, ТБ-3, СБ, У-2, УТ-8. С началом Великой Отечественной войны выпускники 1-й штурманской школы ВВС были, по понятным причинам, особенно востребованы.
В 1941 году на базе упомянутой школы создаётся 207-й дальнебомбардировочный авиационный полк, который был полностью укомплектован лётным и инженерно-техническим составом. В общей сложности полк составляли 54 экипажа, использующие самолёты ДБ-3Ф.
ДБ-3Ф – это глубокая модернизация самолёта ДБ-3. На самолёте были установлены новые двигатели М-88. Самолёт узнаваем не только по своим характерным очертаниям, но и по более обширному остеклению в сравнении с предыдущими модификациями.
Первый прототип модернизированного самолёта появился в мае 1939 года, а с 1940 года был налажен серийный выпуск ДБ-3Ф. Производство самолётов такого типа велось на Московском и Воронежском заводах, а также на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Производство ДБ-3Ф – настоящей рабочей лошадки дальней авиации эпохи Великой Отечественной войны - завершилось в 1946 году.
В марте 1944 года 1-я Высшая школа штурманов была преобразована в 1-ю Рязанскую высшую офицерскую школу ночных экипажей авиации дальнего действия. Лётчики использовали самолёты Ил-4 и Ли-2. Ли-2 – это военный транспортник, начало серийного производства которого состоялось в 1942 году в Ташкенте. Последний Ли-2 был выпущен через 10 лет – в 1952 году.
В 50-60-е годы прошлого века дальняя авиация приобрела черты стратегического воздушного кулака Советского союза. Именно в это время активно эксплуатируется самолёт Ту-16, получивший в натовской классификации «прозвище» «Барсук». Это двухмоторный многоцелевой самолёт, одной из вариаций которого был ракетоносный Ту-16А. Именно этому самолёту и его производным в зависимости от системы вооружения было доверено носить на своём борту ракеты класса «воздух-поверхность» средней или большой дальности. До него в качестве ракетоносцев использовались 4-е «Ту-шки», которые являлись фактически первыми авиационными носителями ядерного оружия в СССР.
Специалисты до сих пор склонны полагать, что Ту-16 опередил своё время лет на пять (как минимум), став настоящей грозой для потенциальных противников Советского Союза.
Перед конструкторами ставилась нелёгкая задача по созданию такого самолёта, который бы мог на высоте около 10 тыс. метров развивать скорость до 1000 км/ч при нормальной бомбовой нагрузке в 6 тонн (при максимуме – 12 тонн). Практический потолок определялся в 12,5 тыс. метров. Ещё одна особенность – наличие термической изоляции бомбового отсека. Термоизоляция позволяла поддерживать температуру на определённом уровне, ведь существенные температурные скачки могли привести к негативным последствиям в связи с наличием в отсеках ядерного оружия.
Именно Ту-16 стали теми самолётами, которые полноценности раскрыли термин «Дальняя авиация», так как начали патрулировать районы, расположенные за сотни километров от границ Советского Союза. В своё время много шума наделали Ту-16, осуществляя облёты скандинавских государств. По всей видимости, по этому поводу скандинавы до сих пор испытывают комплекс неполноценности…
Легендарная стратегическая крылатая машина сегодня осталась не только в виде кадров хроники, но и в виде натурных экспонатов музеев и мемориалов. Один из таких самолётов в качестве «прижизненного» памятника Дальней авиации располагается в посёлке Болбасово (Белоруссия):
В 1970-80-е годы Дальняя авиация обрела новые «стратеги». Речь идёт о таких самолётах как Ту-22М, Ту-95МС и Ту-160. «Медведи» и «Белые лебеди» и по сей день являются ударным кулаком всей российской авиации, составляя основу ДА.
Многие турбовинтовые Ту-95 получили название в честь городов России.
Сегодня конструкторы ОАО «Туполев» (так совпало, что 23 декабря для авиации - это ещё и трагический день, ведь именно 23 декабря 1972 скончался легендарный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев) говорят о том, что ведутся активные работы по созданию нового самолёта Дальней авиации. Речь идёт о перспективном авиационном комплекса Дальней авиации – ПАК ДА. Сама концепция была озвучена в 2009 году. Прошло 5 лет, однако особого прорыва в создании ПАК ДА (по крайней мере, исходя из более чем скупых заявлений разработчиков) не произошло. Единственное, о чём сегодня достоверно известно, так это то, что новый «стратег» будет оснащаться двигателями ОАО «Кузнецов» (Самара). Именно эта компания выигрывала конкурс на создание двигателя для ПАК ДА. По заявлениям главкома ВВС РФ Виктора Бондарева первый полёт ПАК ДА совершит не ранее 2019 года.
Надеемся на то, что работы по созданию новейшего самолёта для Дальней авиации будут завершены в срок, и на свет появится грозное и современное оружие, которое поспособствует однозначному укреплению обороноспособности страны.
Поздравляем всех военнослужащих и ветеранов Дальней авиации с праздником!