.
Тема о возобновлении репараций со стороны Германии за прошедшие десятилетия в нашей стране поднималась не раз, однако ни разу она не звучала на таком серьёзном уровне, как теперь. В послевоенный период СССР получал компенсации (в основном в товарном виде) со своей зоны оккупации бывшего Третьего Рейха. Естественно, они совершенно не соответствовали сумме ущерба, который понесла наша страна, и взимались по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок». О компенсациях же отдельным гражданам Советского Союза, которые перенесли многочисленные страдания, вообще речи не шло — нельзя было обижать «немецких товарищей», как восточных, так и западных. Ситуация не изменилась и с наступлением «эры демократии», когда почти все первые лица новой России делали всё возможное, чтобы понравиться Берлину. Собственно, так продолжается отчасти и до сих пор, даже когда позиция Берлина из пассивно-враждебной стала вполне активной.
Ситуация неожиданно изменилась, когда в Государственной Думе принялись сперва осуждать «аннексию ГДР», а затем озвучили предложение потребовать с Германии репарации за разрушения, причинённые в период Великой Отечественной войны. Конечно, поднимать сейчас этот вопрос не только бесперспективно, но и попросту нелепо. Говорить о компенсациях с ФРГ надо было в 1950-х или, на худой конец в 1960-х, однако тогда этому мешали очень сложные отношения Западной Германии с СССР. А после Московского договора 1970 года проблема вообще утратила актуальность, неожиданно всплыв лишь в начале 2015 года. Россия едва ли сможет требовать сейчас компенсации с Германии даже по чисто юридическим причинам, не говоря уже об имидже, где великая держава станет в один ряд со скандальной Грецией или с некоторыми прибалтийскими республиками, которые не устают твердить об «ущербе от советской оккупации».
Однако в пылу споров о новой идее депутатов родилась вполне любопытная инициатива, которая не просто может, а должна быть реализована. Речь идёт о законе, который предусматривает компенсации ущерба от санкций со стороны стран, эти санкции применивших. Не вызывает сомнений, что многие страны, попав в схожие условия, именно так бы и поступили. Первым шагом на этом пути стало бы создание группы, которая с максимальной оглаской в СМИ занялась бы подсчётом убытка, который нанесли санкции со стороны каждой конкретной страны. Критерии подсчёта могут быть следующие: длительность действия санкций; ущерб, нанесённый экономике и гражданам РФ; моральные страдания граждан и т. д. Причём отдельные иски вполне могут приниматься и от граждан, которые считают, что санкции Запада ударили по ним лично. В недавнем прошлом имелись прецеденты, когда российское имущество арестовывалось по искам во внутренние суды других стран. Что ж, настало время попробовать это оружие в обратном направлении.
В зависимости от указанных выше критериев каждой стране будет выставлен свой счёт, который предложено будет оплатить в качестве условий для нормализации отношений. В случае отказа неизбежно начнутся аресты имущества. Речь идёт в первую очередь об имуществе, находящемся в государственной собственности, а также возможно, о собственности юридических и физических лиц, принадлежащих к странам-ответчикам. Это и музейные коллекции «стран-агрессоров», выставленные в российских музеях; и корабли, заходящие в российские порты или находящиеся в российских территориальных водах; и самолеты, приземляющиеся на российских аэродромах при транзитных перелётах и многое другое. Кое-где подобные меры могут воспринять едва ли не как акт войны, однако, как гласит древняя мудрость, «с волками жить, по-волчьи выть».
Шанс, что страны-ответчики заплатят по счетам, крайне невелик, хотя эта возможность стоит того, чтобы начать ей угрожать, для убедительности избирательно применив её пару-тройку раз. Партнёры из Великобритании, Франции, Германии и других стран должны ясно почувствовать, что пинать в бок медведя — занятие не только небезопасное, но и недешёвое.
Разумеется, никто не гарантирует, что вырученные от этих мер деньги принесут пользу стране. Если допустить чисто гипотетическую возможность, что кто-то из ответчиков заплатит хотя бы часть суммы, то в современных российских реалиях более всего возможен вариант, что население и промышленность этого никак не почувствуют, и всё разойдётся по карманам чиновников и олигархов либо пойдёт на финансирование очередного помпезного мероприятия. Если учесть, как распорядились нефтедолларовым дождём нулевых, то вероятность этого окажется близка к ста процентам. Так что тут, скорее, речь идёт об имиджевом успехе.
Правда, именно по этой причине закона о странах-ответчиках ждать не стоит. Элита Российской Федерации, начиная с высших государственных деятелей, неоднократно показывала, насколько сильно она завязана на США и Европу. Всё, что может причинить хоть малейшие неудобства «партнёрам», отметается сразу и навсегда: например, запрет о транзитных полётах над Сибирью, который поставил бы многие европейские авиакомпании на грань выживания. Вместо этого принимаются такие «контрсанкции», которые причиняют больше вреда собственно гражданам РФ, чем кому-либо во враждебных странах. Это и «продуктовое эмбарго», и недавно подписанное Медведевым постановление о запрете импорта товаров машиностроения для государственных и муниципальных нужд, и множество других, более ранних примеров. Пока эта логика продолжает действовать, о победе в новой холодной войне не может быть и речи.
Вас заинтересует
Колониальные репарации: инициатива стран Карибского сообщества
Спикер сербского парламента: Сербия идёт в ЕС, но никогда не введёт санкции против России
Европа и её политическая импотенция
Хотите увидеть аккуратные санкции Путина?
Европа хочет остаться без российских туристов. И газа?