Современный миропорядок сформировался в значительной степени в результате многовековой колониальной и неоколониальной политики Запада. Материальное благополучие «золотого миллиарда» строится не на собственной эффективной экономике, а на глобальной системе эксплуатации богатым Севером бедного Юга. Даже тогда, когда страны Юга ускоренно наращивают производство, оно направлено на удовлетворение не их внутренних потребностей, а потребностей всё того же «золотого миллиарда». Один из парадоксов современного развития состоит в том, что разрывы в показателях производства между странами сокращаются, а социальная поляризация в мире растёт. По данным ООН, среднедушевые доходы в 20 наиболее богатых странах мира в 37 раз (!) превышают соответствующий показатель в 20 беднейших странах. За последние 40 лет этот разрыв удвоился.
В ХХ веке развивающиеся страны, опираясь на поддержку СССР и других социалистических стран, пытались изменить эту тенденцию. В рамках Группы 77 (Движение неприсоединения) велась борьба за преодоление последствий колониализма и неоколониализма. Важной вехой этой борьбы стало принятие 1 мая 1974 года на Генеральной Ассамблее ООН Декларации об установлении нового международного экономического порядка. Она предусматривала восстановление эквивалентного торгового обмена в торговле Север – Юг, ограничения хищнической деятельности транснациональных корпораций и банков в развивающихся странах, расширение помощи наиболее бедным странам, списание с них накопившихся внешних долгов, предоставление преференций при доступе товаров стран Юга на рынки стран Севера и т.д. В эпоху глобализации на всех этих начинаниях был поставлен жирный крест.
Однако сегодня наблюдаются определенные признаки того, что борьба за новый мировой экономический порядок (НМЭП) в интересах стран периферии мирового капитализма (ПМК) возобновляется. Одним из проявлений этой активности - создание БРИКС, а также консолидация стран ПМК в рамках Группы 20.
Из всего спектра проблем, связанных с борьбой за НМЭП хотелось бы остановиться на одном вопросе, который я уже поднимал в своей статье «Репарации за колониализм». Речь идёт о том, что многие развивающиеся страны готовят свои требования странам богатого Севера возместить ущерб, нанесённый колониализмом и неоколониализмом. В первую очередь, это последствия работорговли и использования рабского труда местного населения. Развивающиеся страны прекрасно понимают, что «живыми» деньгами им репараций никогда не получить. Поэтому в качестве основной формы возможных репараций они рассматривают списание бедным странам Юга их внешней задолженности – полностью или хотя бы части. Некоторые страны ПМК находятся просто в катастрофическом положении. Например, по последним данным МВФ, внешний долг Либерии составляет 606% ВВП, Республики Конго – 155%, Зимбабве – 132% и т.д.
В 2013 году возникла еще одна инициатива по предъявлению бедным Югом репарационных претензий богатому Северу. По мнению экспертов, эта инициатива имеет высокие шансы на успех. Она исходит от 14 стран - членов Карибского сообщества (CARICOM) (1). В июле 2013 года представители всех стран CARICOM в ходе встречи на острове Тринидад решили совместно добиваться компенсаций от бывших метрополий за «затянувшиеся последствия трансатлантической работорговли». 12 стран-членов CARICOM заявили, что будут добиваться компенсаций от Великобритании, 13-я (Гаити) – от Франции, а 14-я (Суринам) – от Голландии.
10 марта 2014 года Карибское сообщество приняло Программу репарационных мер в бассейне Карибского моря, состоящую из десяти пунктов. Здесь и оказание содействия в культурном и социальном развитии стран региона, и передача новых технологий для преодоления сырьевой специализации национальных экономик. Наиболее важным является десятый пункт программы. Он предусматривает списание внешнего долга. Алгоритм действий Карибского сообщества достаточно прозрачен. Сначала подсчет ущерба. Затем обращение к правительствам Великобритании, Франции и Голландии с предложением решить проблему во внесудебном порядке. В случае отказа европейцев от такого варианта – обращение в суды европейских стран. В случае отказа от принятия исков или отказа в удовлетворении исков – обращение в Международный суд в Гааге. Тем не менее с самого начала CARICOM для получения консультаций и защиты своих интересов заключило соглашение с британской адвокатской конторой Leigh Day. По словам главы конторы Мартина Дэя (Martyn Day), члены CARICOM заинтересованы в досудебном урегулировании проблемы.
Выбор Leigh Day был не случаен. В июне 2013 года адвокаты этой конторы добились решения лондонского суда о выплате 19,9 миллиона фунтов стерлингов (23,04 млн. евро) кенийцам. Речь идет о лицах, которые пострадали при подавлении Британской империей восстания племени мау-мау в 1952
Вас заинтересует
Колонизатор, гони деньгу!
Санкции? Спасибо, мы возьмём деньгами
Валютные свопы в современном мире. Рождение глобального валютного картеля
Великобритания пересмотрит 900 военных проектов
Страны БРИКС обнажают лицемерие Запада (“Bloomberg.com”, США)