Стало известно: американская компания General Motors уходит из России. Она прихватывает с собой немецкий Opel. Как передало ТАСС: «GM сфокусируется на премиальном сегменте российского рынка с помощью бренда Cadillac и легендарных американских моделей Chevrolet, таких как Corvette, Camaro и Tahoe. Chevrolet минимизирует свое присутствие в России, а Opel полностью покинет российский рынок к концу декабря 2015 года».
Кого напугал кризис в России
Новость быстро прокомментировали автомобильные и экономические эксперты. Одни загоревали, что закроется производство компании в нашей северной столице. В Санкт-Петербурге предполагается законсервировать завод и уволить персонал (сегодня там работают порядка 800 человек). Другие остановились на экономических причинах. Они очевидны. В последнее время у GM возникли серьёзные проблемы с реализацией автомобилей, затрещала дилерская сеть. Центры продаж начали попросту закрываться.
Перечисленные причины не стали открытием года. На дворе кризис. Опустившийся до критических значений рубль резко задрал цены на импортные авто. Опустошенные ещё в декабре автосалоны, после праздников так толком и не оживились. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за два месяца текущего года продажи новых автомобилей в России по сравнению с аналогичным периодом 2014-го года упали на треть. Компаний, проваливших реализацию, хватит на добрый лист. Самые плохие результаты у Citroёn — падение продаж составило 78 процентов, у Peugeot -81 и Opel -82, у Honda — 86 процентов.
Как видим, американская компания GM в отстающие не попала, если не считать принадлежащий ей Opel. Как раз немецкой фирме головной концерн и предписал — покинуть Россию окончательно, бесповоротно, навсегда! В чём причина столь резкого движения, ведь рано или поздно кризис пройдёт, а рынок ёмкостью в миллионы машин останется?
Начнём с Opel. Для General Motors немецкая компания своего рода «чемоданом без ручки». Американцы купили её ещё в двадцатые годы прошлого столетия. Тогда Opel оказался на грани банкротства. Воспользовавшись этим, General Motors приобрёл сначала 80 процентов акций немецкого концерна, а спустя некоторое время — оставшиеся 20. В 1930-е годы с приходом в Германии к власти нацистов GM утратил контроль над Opel . Вернуть его удалось только после второй мировой войны. Opel снова стал американским.
Новые серьёзные проблемы у немецкого концерна возникли уже в нынешнем веке, в кризис 2008-2009 годов. Тогда зашатался в угрозе банкротства не только Opel, но и головная американская фирма. General Motors принял решение продать свой европейский актив. Покупателями выступил консорциум канадской компании Magna International и российского Сбербанка. Всё шло к сделке. В последний момент она сорвалось. В дело включилась геополитика.
История эта в России известна. Хотя причина подавалась весьма однобоко: мол, немцы с американцами обеспокоились, что россияне вместе с брендом Opel получат современные автомобильные технологии. Такое впечатление, что остальные иномарки с локализацией, доходящей до пятидесяти процентов, делают в России при помощи молотка и зубила! На самом деле, к заокеанским партнерам пришло понимание, что заводы немецкого концерна хорошо вписываются в диверсификацию российской экономики, способствуют снижению её зависимости от энергетического сектора. Это их совсем не устраивало. А главное — намеченная в кризис сделка становилась покупкой за доллары экономического объекта у страны, которая эти самые доллары печатает.
Opel был, конечно, не в Америке, потому подключили правительство Германии. Там готовились к очередным выборам. В канун столь важного для власти мероприятия действующим политикам совсем не улыбалась перспектива получить тысячи безработных закрывшегося концерна. Ангела Меркель с плохо скрываемым неудовольствием пошла на санацию Opel. Были использованы поручительства, государственные гарантии, прямая финансовая поддержка. Поправились дела и у головной фирмы в американском Детройте.
Санкции — это надолго
Там с платежными средствами не мудрили. В июне 2009-го года General Motors начала процедуру банкротства. О чём в соответствии с законодательством Соединенных Штатов подала иск в нью-йоркский суд. Дело свершилось быстро. По условиям банкротства компания получила от правительства США 30 млрд. долларов, взамен отдала 60 процентов своих акций. Ещё $ 9 млрд. в обмен на 12 процентов акций пришло от правительства Канады. Суд отдал 17,5 % акций объединенному профсоюзу работников автомобильной промышленности, оставшиеся — (10,5 %) поделил между крупнейшими кредиторами концерна. В результате этих действий уже через полтора месяца после подачи в суд иска о банкротстве вместо старой GM(General Motors Corporation) была создана новая независимая компания General Motors Company.
Президент США Б. Обама тогда заявил, что государство не планирует контролировать GM и избавится от своего пакета акций, как только улучшится финансовое положение концерна. Слова словами, но и сегодня блокирующий пакет акций GM по-прежнему записан за министерством финансов США. Во многом сохранили свои доли профсоюз и канадцы. Вместе эта тройка контролирует почти 55 процентов ценных бумаг концерна. Потому у решения General Motors покинуть российский рынок вполне очевидный автор — правительство Соединенных Штатов. Немцев же, пользуясь своей властью в компании, оно просто выбросило из России. За собой GM, как отметило ТАСС, сохранило продажу автомобилей премиум-класса, на которых так любят ездить персоны, избалованные американскими грантами.
Решение General Motors уйти с российского рынка возникло на фоне новых веяний у американских политиков. Там всё отчётливее стали звучать голоса тех, кто не согласен с нынешней риторикой государственного департамента США. Отметился даже известный русофоб З.Бжезинский, попенявший на днях своим демократическим собратьям за излишнюю агрессивность в отношении России. Как сообщили информационные агентства, этот многолетний идеолог внешней политики США посоветовал президенту Бараку Обаме не угрожать Российской Федерации при поиске путей решения конфликта на востоке Украины, а выработать такую концепцию решения украинского кризиса, которая устроила бы и Запад, и Россию.
Похоже, темнокожий партнёр Владимира Путина доброму совету коллеги по партии не внял, а наоборот, нашел ещё один способ мелко щипнуть Россию. Ведь политическая мотивация автомобильного концерна очевидна. (Где это видано, чтобы американцы отказывались от готового бизнеса? Ради него США воюют по всему миру.). Акция GM заточена на продолжение санкций, которые пока никак не могут принести их инициаторам должный результат. Не думаю, что российский рынок пострадает без машин детройтской компании. Скорее, General Motors окончательно потеряет возможности для бизнеса в нашей стране.
Что же до санкций… Мы их переживём. Новая генерация американских политиков так и не поняла, что Россия по обыкновению под прессингом только крепчает. Объективные наблюдатели это усвоили давно.
Вас заинтересует
50% акций контейнерного терминала Ильичёвского порта (Украина) перешли в руки американской компании
"Калашников" планирует поучаствовать в создании беспилотных летательных аппаратов
Почём "калаш"?
Плавающий колесный бронетранспортер Kestrel от Tata Motors и DRDO
Дженерал Динамикс расширяет линейку бронированных транспортных средств